Краткие теоретические сведения. Национальный стандарт РФ – стандарт, утвержденный органом РФ по стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются

Национальный стандарт РФ – стандарт, утвержденный органом РФ по стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Вид стандарта – характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

Установлены следующие основные виды стандартов (рис. 3.1).

       
  Краткие теоретические сведения. Национальный стандарт РФ – стандарт, утвержденный органом РФ по стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются - student2.ru
    Краткие теоретические сведения. Национальный стандарт РФ – стандарт, утвержденный органом РФ по стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются - student2.ru
 

   
· общие технические условия; · технические условия; · общие технические требования; · технические требования; · методы испытаний; · термины и определения; · стандарты параметров и (или) размеров; · правила приемки; · упаковка, маркировка, транспортирование и хранение и др.
Стандарты на продукцию

Краткие теоретические сведения. Национальный стандарт РФ – стандарт, утвержденный органом РФ по стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются - student2.ru
· классификация услуг (предприятий) или работ; · общие технические требования; · общие требования; · требования к персоналу; · номенклатура показателей качества; · термины и определения; · методы контроля (оценки) качества и др.
Стандарты на процессы (работы) и услуги

Краткие теоретические сведения. Национальный стандарт РФ – стандарт, утвержденный органом РФ по стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются - student2.ru
         

Рис. 3.1. Классификация стандартов в системе национальной стандартизации РФ

1. Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области деятельности. Существует два подвида основополагающих стандартов.

1.1. Основополагающие организационно-методические стандарты – устанавливают общие организационно- технические положения по проведению работ в какой-то области. Сферы использования таких стандартов:

· организация работ по стандартизации, подтверждению соответствия;

· разработка и постановка продукции на учет;

· правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации;

· общие правила обеспечения качества продукции;

· типоразмерные ряды и типовые конструкции;

· метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

Например, ГОСТ Р 1.2–2004 «Стандартизация в РФ. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены».

1.2. Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают:

· научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве;

· условные обозначения различных объектов стандартизации – коды, метки, символы. Например, ГОСТ 26623–85 «Материалы и изделия текстильные. Обозначения по содержанию сырья»;

· требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации. Например, ГОСТ Р 1.5–2002 «ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;

· общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического обеспечения производственных процессов (предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды, классы точности оборудования);

· номенклатуру показателей качества. Например, ГОСТ 4.45–86 «Система показателей качества продукции. Изделия швейные бытового назначения. Номенклатура показателей».

К числу основополагающих стандартов относятся и комплексные стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСДП и др.

Доля основополагающих стандартов в общем фонде национальных стандартов составляет 18%.

2. Стандарт на продукцию – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить соответствие продукции своему назначению.

Группа однородной продукции – совокупность продукции, характеризующейся общностью назначения, области применения, конструктивно-технологического решения, номенклатуры основных показателей качества (швейные изделия, велосипеды, консервы мясные и т.п.)

На продукцию разрабатываются следующие основные подвиды стандартов.

2.1. Стандарт общих технических условий (ОТУ) – содержит общие нормы и требования к группам однородной продукции, в нем установлены всесторонние требования к группе однородной продукции. Например, ГОСТ 25295–91 «Одежда верхняя пальтово-костюмного ассортимента. Общие технические условия».

Стандарты ОТУ, как правило, содержат следующие разделы:

· классификация;

· основные параметры (размеры);

· общие технические требования;

· требования безопасности;

· правила приемки;

· методы контроля (испытаний);

· транспортирование и хранение;

· указания по эксплуатации;

· гарантии изготовителя.

2.2. Стандарт технических условий (ТУ) – в том случае, если невозможно или нецелесообразно разрабатывать стандарты на всю группу однородной продукции, разрабатывают стандарт на конкретную продукцию. Например, по обуви, которая имеет разное назначение и условия эксплуатации, имеется ряд стандартов вида ТУ:

ГОСТ 19116–84 «Обувь модельная. Технические условия»;

ГОСТ 26167–84 «Обувь повседневная. Технические условия»;

ГОСТ 26165–84 «Обувь детская. Технические условия».

Структура и содержание разделов в стандартах ТУ такие же, как в ОТУ,

за исключением раздела классификации.

2.3. Стандарты общих технических требований (ОТТ) и технических требований (ТТ)– содержат только технические требования, которые обеспечивают оптимальный уровень качества, и не включают другие разделы, которые характерны для стандартов ОТУ и ТУ. В этом случае все другие требования, касающиеся групп однородной продукции, будут дополняться в отдельных видах стандартов, таких как классификация, правила приемки, методы контроля и т.п. Например, ГОСТ 25644–96 «Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования». Технические требования могут быть сформулированы по одному или нескольким показателя. Например, ГОСТ 18484–87 «Ткани шелковые и полушелковые. Нормы несминаемости». К этой же группе стандартов относятся стандарты по определению сортности материалов и изделий. Они устанавливают технические требования, ограничивающие предельные значения допускаемых отклонений по тем или иным показателям. Например, ГОСТ 12566–88 «Изделия швейные бытового назначения. Определение сортности».

2.4. Стандарт на методы контроля – устанавливает методы, способы, приемы, методики проведения испытаний, измерений и/или анализа. Он включает следующие разделы, в общем случае:

· средства испытаний и вспомогательные устройства;

· порядок подготовки к проведению испытаний;

· порядок проведения испытаний;

· правила обработки результатов испытаний;

· правила оформления результатов испытаний;

· допустимая погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения, включать проверку только одного показателя качества. Например, ГОСТ 9733.4–83 «Материалы текстильные. Метод испытания устойчивости окраски к стиркам». Или широкого назначения, например, ГОСТ 3811–72 «Материалы текстильные. Метод определения линейных размеров, линейной и поверхностной плотностей».

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного типа – стандартов на продукцию и методов контроля. Например, ГОСТ 255779–2001 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля».

Доля стандартов на методы контроля в общем фонде стандартов составляет 24%.

2.5. Стандарт параметров и (или) размеров устанавливает параметрические и размерные ряды по основным эксплуатационным характеристикам, на основе которых следует проектировать конкретную продукцию. Например, ГОСТ 17521–72 «Типовые фигуры для мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды».

2.6. Стандарт на термины и определения – стандарт, устанавливающий термины и определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Например, ГОСТ 23251–83 «Обувь. Термины и определения».

2.7. Стандарт правил приемкиустанавливает единые требования к приемке продукции по ее качеству и количеству. Также эти стандарты могут содержать планы контроля качества и перечень видов испытаний. Например, ГОСТ 23948–80 «Изделия швейные. Правила приемки».

2.8. Стандарт правил маркировки устанавливает единые требования к потребительской маркировке продукции в целях информации потребителя об основных характеристиках продукции. Например, ГОСТ 16958–71 «Изделия текстильные. Символы по уходу».

2.9. Стандарт правил упаковки, транспортирования и хранения направлен на сохранение свойств готовой продукции и устанавливает единые требования к ее упаковыванию, транспортированию и хранению. Например, ГОСТ 3897–87 «Изделия трикотажные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение».

3. Стандарт на услуги и процессы – услуги и процессы являются относительно новыми объектами в стандартизации, поэтому число стандартов и их видов по этим объектам меньше по сравнению со стандартами на продукцию. Они устанавливают требования к выполнению различного рода работ (разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация) с целью обеспечения их технического единства и оптимальности. Эти стандарты должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающее среды при проведении технологических операций. Например, ГОСТ 2615–84 «Изделия верхние трикотажные. Требования к пошиву».

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров. Например, ГОСТ 26907–86 «Сахар. Условия длительного хранения», ГОСТ 7579–79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) – управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. (системы менеджмента качества).

Наши рекомендации