Лекция 1. Элементы организаций и процесса управления
Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Таким образом, чтобы считаться организацией, некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям:
1. наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;
2. наличие одной цели, которую принимают как общую все члены этой группы;
3. наличие членов группы, которые работают вместе, чтобы достичь цели.
Следует выделять формальные и неформальные организации. Неформальные организации возникают спонтанно, в них люди взаимодействуют регулярно, в них нет руководителей, они существуют в рамках формальных организаций, которым соответствует выше данное определение. Формальное управление предполагает управление сложными организациями, в которых имеется набор взаимосвязанных целей. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результата.
Основные ресурсы: люди, капитал, материалы, технология и информация. Опираясь на знание структурных основных элементов экономики, можно легко проанализировать любую организацию в любой сфере деятельности. Например, организация в сфере физической культуры и спорта - спортивный клуб. Люди- тренеры, менеджеры, спортсмены, врачи, массажисты и т.п.; капитал - финансы, спортивные сооружения, оборудование; материалы - спортивный инвентарь, форма, спортивное питание и т.д.; технология-методика и теория физкультурно-спортивных занятий и т.д.; информация-отчетность о работе клуба, периодические издания по тематике клуба и т.п.
Организации полностью зависимы от окружающего мира - от внешней среды - в отношении ресурсов, потребителей и пользователей результатами деятельности той или иной организации. Под внешней средой организации понимают: экономические условия, потребителей, правительственные законодательные акты, конкурирующие организации, общественные взгляды, систему ценностей в обществе, состояние научно-технического прогресса.
Самой очевидной характеристикой организации являетсяразделение труда в организации. В менеджменте принято выделять горизонтальное разделение труда. Это разделение всей работы на составляющие ее компоненты. В малых организацияхгоризонтальное разделение может четко и не прослеживаться, но в сложных организациях существует горизонтальное разделение всей работы и по функциям и по целям деятельности, за счет образования подразделений, отделов и служб. Пример тому - наш университет - сложная организация. Так как работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы, подразделений. Таким образом, в организации существует две внутренние формы разделения труда:горизонтальная и вертикальная,связанная с координированием работы других людей. Работа по координированию отделена от самих действий и составляет сущность управления. Для того, чтоб организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. В малых организациях не выделяют группы управляющих, но в сложных, супер крупных организациях управление отделено от коммерческой и технической деятельности. Аспекты управленческой деятельности, которые являются общими для всех руководителей во всех организациях менее очевидны, чем различия. Исследования ученых в области менеджмента показали, чтосутью управленческого труда является труд - кратковременный, фрагментарный и разнообразный, в отличие от профессионального труда, к примеру, механика, который трудится в постоянном и устойчивом ритме. Общей чертой управленческой работы является также наличиероли руководителя. Роль - набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретной организации или конкретной должности. По мнению специалистов, отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание.
Уровни управления
В менеджменте существует, применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять руководитель. Управление - процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Чем крупнее организация, тем больше объем управленческой работы. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе подразделений. Вертикальное разделение управленческого труда приводит к формированию уровней управления. РКЦ - 4 уровня между папой и приходским священником. Армия - 7 уровней и 20 рангов. Вне зависимости от количества уровней управления руководителей традиционно делят на три категории: управленцы высшего, среднего и низшего звена.
Руководители низовогозвена (оперативный уровень управления) находятся непосредственно над рабочими и исполнителями (мастер, сержант, зав. кафедрой, старшая медсестра).
Руководители среднего звена - буфер между низовым и высшим звеном, готовят информацию, координируют работу подразделения, принимают решения в рамках данных им полномочий (декан, зав. отделом, эпископ, лейтенант-полковник).
Руководители высшего звена - самая малочисленная группа управленцев (генерал, ректор, министр). Они отвечают за принятия важных и ответственных решений. Велики и тяготы этих постов. Менеджеры - профессиональные управленцы, то есть те, кого обучили технике и искусству управления. Организация добилась своей цели - значит она успешна.
Составляющие успеха - выживание, возможность существовать как можно дольше (РКЦ-2000 лет), результативность и эффективность организации. Цель управления - это выполнение реальной работы реальными людьми.
Контрольные вопросы
1. Определение организации. Признаки и характеристики.
2. Различия между горизонтальным и вертикальным разделением труда.
3. В связи, с чем возникает необходимость управления?
4. Уровни управления.
5. Когда организацию можно считать успешной? Необходимые составляющие успеха организации.
Практическое задание
Проанализировать любую организацию физкультурно-спортивной направленности с точки зрения ее основных ресурсов, характеристик.
Лекция 2. Эволюция управления как научной дисциплины. Подходы и школы в управлении
Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований - относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.