Что мы должны сделать, чтобы обеспечить достижение поставленных целей?
II. Основами стратегического управления являются:
1) анализ внешней среды организации;
2) внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон) организации;
3) определение миссии и целей организации;
4) разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации;
5) разработка и развернутое определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий;
6) реализация стратегии;
7) оценка результатов и обратная связь.
Рис.1.2. Основы стратегического управления
Рис. 1.3. Эволюция в теории и практике управления
Внешняя среда: | Стабильная | |
Продукт; | Простой, стандартизированный | |
Рынок: | Массовый | |
Взаимоотношения с потребителем: | Покупается все, что производится | |
Характер труда: | Однообразный, простой | |
Теория: | А. Смит, Ф. Тейлор, | |
М. Вебер | ||
Власть: | Централизованная | |
Структура: | Иерархия | |
Символ: | Пирамида | |
Отношение к будущему: | «Я контролирую будущее» | |
Будущее достаточно определенно и допускает | ||
экстраполяцию прошлого | ||
Концепция стратегического планирования | ||
Способ обеспечения качества: | Военная приемка | |
Эффективный тип поведения: | Человек-функция | |
Эффективный тип | ||
менеджера/руководителя: | Авторитарный технократический босс | |
Корпоративная культура: | Нормативно-манипулятивная, низкоадаптивная | |
Терминология: | «Я держу это на контроле», «Я владею вопросом» | |
«Ситуация под контролем» | ||
Базовый способ реализации власти: | Прямое указание или инструкция, закрепленные приказом |
Рис. 1.4. Управление по инструкциями (MBI — Management by Instructions)
Внешняя среда: | Меняющаяся | ||
Продукт: | Относительно сложный, | ||
стандартизированный | |||
Рынок: | Массовый сегментированный | ||
Взаимоотношения с потребителем: | Развитые обратные связи | ||
Характер труда: | Сложный, нетворческий | ||
Теория: | Р. Акофф, П. Дракер, Г. Одиорне, | ||
А. Райя | |||
Власть: | Децентрализованная | ||
Структура: | Неодномерная иерархия | ||
Символ: | Матрица | ||
Отношение к будущему: | Будущее в принципе неконтролируемо | ||
Концепция стратегического менеджмента: | |||
1-й этап развития | |||
Способ обеспечения качества: | Военная приемка в сочетании с манипулятивным подходом | ||
Эффективный тип поведения: | Человек-манипулятор | ||
Эффективный тип | |||
менеджера/руководителя: | Лидер, способный увидеть будущий образ | ||
и сформулировать его в виде конкретных и ясных целей | |||
Корпоративная культура: | Нормативно-процедурная, адаптивная | ||
Терминология: | «Давайте будем решать это вместе», | ||
«Предлагаю еще раз посмотреть на ситуацию» | |||
Базовый способ реализации власти: | Процедура и/или механизм, закрепленные приказом |
Рис. 1.5. Управление по целям {МВО—Management by Objectives')
Внешняя среда: | Динамичная |
Продукт: | Сложный, сделанный |
«под конкретного клиента» (customised) | |
Рынок: | Быстро заполняющиеся ниши |
внутри сегментов | |
Взаимоотношения с потребителем: | Партнерство |
Характер труда: | Сложный, творческий |
Теория: | П. Дракер, Т. Питере, |
С. Арджирис, П. Сенге | |
Власть: | Распределенная |
Структура: | Гетерархия, Проектно-ориентированная |
Символ: | Сеть, Обучающаяся организация (Learning Organization) |
Отношение к будущему: | Будущее неопределенно в принципе — |
и в этом источник развития | |
Концепция стратегического менеджмента: | |
2-й этап развития | |
Способ обеспечения качества: | Технологии, основанные на включении персонала |
в изменение способов функционирования | |
Эффективный тип поведения: | Человек-партнер |
Эффективный тип | |
менеджера/руководителя: | Тренер, заботящийся о достижениях своей команды |
и/или коллег-сотрудников | |
Корпоративная культура: | Высокоадаптивная, партнерская, игровая, созидательная |
Терминология: | Стратегическое видение, Системный подход, |
Источники неопределенности, Ключевая компетенция | |
(Core Competence), Социотехнический дизайн. Эффективные | |
коммуникационные способности. Креативность | |
Базовый способ реализации власти: | Процедура и/или партнерство, закрепленные в договоре |
Рис. 1.6. Менеджмент—Обучение (MBL—Management by Learning)
1. В ближайшее время процветать будут только те организации, которые поняли, как достигать заинтересованности и обязательности сотрудников на всех уровнях и как постоянно развивать у сотрудников способности к самообучению. | |||||||
2. «Способность учиться быстрее, чем ваши конкуренты, может быть единственным заслуживающим поддержки конкурентным преимуществом». Арие де Геус | |||||||
3. Быть ЛИДЕРОМ — значит быть ПЕРВЫМ. Быть ПЕРВЫМ означает: УЧИТЬСЯ быстрее, ИЗМЕНЯТЬСЯ быстрее. | |||||||
4. Если ИЗМЕНЕНИЕ и ОБУЧЕНИЕ не начинаются наверху — они НЕ начинаются вообще. Если ОНИ не начинаются — можно называть себя ЛИДЕРОМ — но нельзя БЫТЬ им. | |||||||
Синонимы: система «Управление—Обучение», Менеджмент как обучение,