Лекция 14. Экспертные методы.
План:
1. Ранжирование.
2. Метод парных сравнений.
3. Метод оценки 360°.
4. Метод рейтинговых шкал.
Ранжирование.
Ранжирование — старейший и наиболее простой с технической точки зрения метод оценки персонала. Согласно этому методу сравниваются результаты работы сотрудников, и менеджер ранжирует всех своих подчиненных от лучшего к худшему. Данный метод предполагает, что менеджер полностью понимает должностные обязанности своих подчиненных и может сравнивать их работу одновременно на основе общих факторов. Кажущаяся простота использования этого метода обманчива.
Сотрудник В (самый эффективный сотрудник)
Сотрудник С
СотрудникА
Сотрудник В
Сотрудник Е (наименее эффективный сотрудник)
Ранжирование пригодно только в случае небольшого количества оцениваемых сотрудников при условии, что их должностные обязанности практически одинаковы. Но даже в этом случае применение ранжирования при оценке персонала может оказаться крайне субъективным подходом и привести к большим сложностям при оценке сотрудников со средними результатами. К примеру, если при оценке сотрудников отдела, состоящего из 10 человек, сравнительно легко понять, кого поставить первым, а кого последним, то крайне сложно понять, кого поставить четвертым, а кого пятым. Чтобы избежать данной проблемы, можно использовать метод парных сравнений.
Метод парных сравнений.
Этот метод является модификацией метода ранжирования и предусматривает поочередное сравнивание оцениваемых сотрудников друг с другом. Для этой цели строится специальная матрица парных сравнений(табл. 9).
Таблица 9
Матрица парных сравнений
Сотрудник | Сотрудник | Итого | ||||
А | В | С | о | Е | ||
А | - | + | + | |||
В | + | - | + | + | + | |
С | + | - | + | + | ||
О | - | + | ||||
Е | - |
Матрица парных сравнений заполняется следующим образом: если оценивающий менеджер считает, что сотрудник «по строке» работал лучше сотрудника «по столбцу», то в соответствующей клетке (на пересечении этого столбца и этой строки) ставится + (плюс). После заполнения матрицы парных сравнений можно подсчитать общее количество плюсов у каждого оцениваемого сотрудника (по строкам). Это и будет итоговый балл. У наиболее эффективного сотрудника будет наибольший балл, а у наименее эффективного - соответственно наименьший. Данная информация может быть использована, к примеру, для премирования нескольких наилучших сотрудников или для определения наиболее подходящего кандидата для замещения вакантной должности. Тем не менее оценка персонала при использовании данного метода получается достаточно расплывчатой и субъективной, поэтому такой метод лучше использовать не при периодической оценке персонала, а как дополнительный метод или при разовой оценке персонала.
3. Метод оценки 360°.
Наиболее прогрессивным и организационно сложным методом является оценка по 360°. Западные компании все чаще начинают использовать всестороннюю оценку персонала, которая позволяет использовать как их внешние, так и их внутренние источники для получения более точной и обширной информации о своих сотрудниках.
Руководитель далеко не всегда может эффективно оценить работу своих подчиненных. При традиционной системе оценки руководителю сложно узнать, всегда ли подчиненный хорошо выполняет свои обязанности или только при присутствии рядом начальника? А что делать в том случае, если сотрудником восхищаются руководители, но, в то же время, он создает неприятную, напряженную атмосферу среди своих коллег (что подрывает работу всей команды в целом)? Как руководитель может оценить работу подчиненного(ой), если видит его (ее) несколько часов в неделю? Традиционная система оценки «руководитель — подчиненный» могла быть очень упрощенной и достаточно субъективной. Тем не менее потребность в точной, справедливой оценке персонала резко возрастает по мере усиления давления конкуренции.
Для решения этих проблем в западном менеджменте существует постоянно возрастающая тенденция к сбору и анализу информации о деятельности сотрудников, поступающей из разных источников. Для получения такой информации могут быть использованы как внешние, так и внутренние источники. К внутреннимисточникам относятся непосредственные руководители, высшее руководство организации, подчиненные, коллеги и представители других отделов, которые постоянно находятся в контакте с оцениваемым сотрудником. Внешниеисточники могут включать клиентов компании, поставщиков, консультантов. Фактически любой, кто обладает полезной информацией о том, как сотрудник выполняет свою работу, может являться источником для оценки. Получение такой «круговой» информации носит название 360°-ной оценки. Этот сравнительно новый подход предлагает организациям альтернативный метод получения необходимой информации о своих сотрудниках и об оценке их работы.
360˚-ная оценка персонала принципиально отличается от традиционной системы «руководитель - подчиненный», при которой в роли судьи выступает один человек, а при 360°-ной оценке - группа людей, ежедневно работающая с оцениваемым сотрудником и обладающая большим количеством информации, необходимой руководителю для принятия решений.
360°-ная оценка может быть определена как систематическое получение и обработка информации о деятельности сотрудника или группы сотрудников, полученной из разных источников. Под информацией о деятельности здесь в первую очередь понимается не конечный результат работы, а рабочее поведение сотрудника или группы сотрудников. Другими словами, 360°-ная оценка в большей степени связана не с тем, что сотрудники достигают, а с тем, что сотрудники делают для выполнения поставленных перед ними задач и каким образом они пытаются эти задачи выполнить. Так как информация о рабочем поведении поступает из разных источников, то ее достоверность резко повышается.
Таким образом, при использовании данного метода решается главная проблема, связанная с оценкой рабочего поведения, — субъективизм оценок.
360°-ная оценка персонала предполагает более широкий взгляд на эффективность работы сотрудников, чем традиционная система. Наиболее очевидным преимуществом 360°-ной оценки является возможность собрать всевозможные мнения о работе сотрудника, охватывающие все стороны его работы. Каждый оценивающий предлагает новый, уникальный взгляд, создавая более полную картину о работе сотрудника.
При правильном использовании 360°-ная оценка персонала может являться мощным инструментом развития персонала организации. Знание того, чтосчитают менеджеры, коллеги сотрудника организации, а также клиенты и поставщики о деятельности данного сотрудника, может представить полезную, объективную информацию, позволяющую определить скрытые проблемы в деятельности персонала организации.
Менеджеры, например, могут узнать мнение других людей о своих способностях к планированию, принятию решений, пониманию нужд клиентов, инновациям. Эта информация может быть использована для индивидуального развития или оценки эффективности работы с целью определения размеров, оплаты. Такой способ получения информации о деятельности сотрудников является мощным дополнением к другим аспектам оценки персонала.
Тем не менее, использование 360°-ной оценки, может привести к возникновению ряда проблем. Если всецело положиться на 360°-ную оценку, то это снизит значимость оценки достижения целей (количественных показателей). Другими словами, ориентация на достижение целей будет заменена на оценку способов выполнения работы. Это, безусловно, может снизить эффективность оценки персонала как инструмента достижения целей компании. Поэтому оценка по 360° является одним из инструментов оценки персонала и должна применяться наряду с другими оценками.
При проведении оценки персонала по этой технологии необходимо придерживаться следующей последовательности.
Шаг 1. Определить варианты рабочего поведения (стандартов исполнения), которые являются критическими для успеха организации и достижения ее целей.
Шаг 2. Оценить сотрудника по специально разработанным опросным листам. При оценке могут быть задействованы непосредственное руководство оцениваемого, коллеги, подчиненные, сотрудники других отделов, имеющие с оцениваемым сотрудником деловые отношения, клиенты, поставщики и любые другие лица, обладающие информацией о работе оцениваемого (возможно применение самооценки).
Шаг 3. Результаты оценки обрабатываются независимыми консультантами или сотрудниками кадровой службы компании. В конечном счете получается интегральный рейтинг, который может быть рассчитан как среднее арифметическое из оценок всех экспертов
В чем особенность применения этого метода? В том, что его нужно исполнять согласно тем правилам, которые были для него разработаны. Эти правила очень простые и абсолютно экологичные:
> Выбираются респонденты из групп: партнеры, т. е. те, кто находится на горизонтальной линии с сотрудником и общается с ним без элемента подчиненности; подчиненные, которые как раз и являются субъектами управления сотрудника; сам сотрудник — здесь важна личная самооценка; и, естественно, привлекается босс сотрудника.
> Разрабатываются вопросы, сформулированные таким образом, чтобы получить информацию о том, что делает сотрудник (уровень поведения) и как он выполняет действия (уровень способностей). *- Сотрудника, в отношении знаний, умений и навыков которого проводится оценка, просят выбрать респондентов из групп партнеры и подчиненные. >- Затем все четыре группы, считая, что босс и сам сотрудник являются самостоятельными группами, заполняют вопросники и после проведения анализа ответов составляют «картинку», позволяющую увидеть, что думает сам сотрудник, что думают босс, партнеры и подчиненные. Учитывая разные вектора интересов и потребностей групп, получается полная картина — «360°». В итоге работы будет сформирован список тех качеств, которые нужно развить или усилить.
> Результаты оценки доводятся до сотрудника с привлечением «фасилитатора» — специалиста, который будет рядом с оцениваемым сотрудником и обеспечит минимизацию стресса при принятии результатов обратной связи сотрудником. Стресс бывает всегда, даже если сотрудник получит великолепную оценку от всех групп.
При применении этого метода есть два абсолютных и безусловных запрета.
> Анкеты в группах «подчиненных» и «партнеров» заполняются анонимно, и никто не знает, кто же именно давал оценку, и не стремится узнать.
> Вопросы анкет никогда не затрагивают личность, самоидентификацию оцениваемого сотрудника — только умения и способы, которые сотрудник использует.
Цель, которая стоит при проведении оценки: определить те навыки и умения, которые необходимо развить. И только. Совершенно простая и прикладная задача. При проведении оценки «360°» авторы метода исходят из предпосылки, что с человеком все в порядке и он имеет все, что ему необходимо. Нужно только извлечь имеющиеся у него резервы для активации нужных для работы навыков.
Например, сотрудник может считать, что он умеет ставить задачу перед подчиненными. Вопрос перед группами опрашиваемых респондентов может быть поставлен так: «Насколько вам бывает ясно, что именно вы должны делать, после того как г-н Т. поставил вам рабочую задачу?»
Но никогда вопрос не может звучать так: «Является ли г-н О. ценностью для компании?»
Известны разные варианты искажений метода «360°». Например, вот что происходит в одной Компании, когда она проводит то, что она проводит, именуя свою «оценку» «360°» следующим образом.
Сотрудникам рассылаются анкеты, где содержатся вопросы, подобные вышеприведенному вопросу о ценностях. Анкеты рассылаются и тем людям, которые непосредственно работают с сотрудником, и тем, которые с ним непосредственно не работают. Все анкеты сотрудников требуют подписывать.
Никаких критериев в оценке сотрудников друг другом не вводится, хотя именно в этой компании очень много говорят о критериях относительно деятельности клиентов. Затем вся информация собирается у руководителя всего направления, выводятся средние величины, и ими начинают манипулировать.
Люди могут, например, услышать: вот о вас сказали, что с вами не хотят работать в команде. Кто не хочет, почему? Каковы причины? Или так: говорят, что вам не интересно то, что вы делаете.
Сотрудники в компании, о которой здесь рассказано, начинают с недоверием смотреть друг на друга, думая при этом: а этот человек — что он сказал обо мне? Такая подмена сути метода очень опасна как для сотрудников компании, где она применяется, так и для формирования корпоративной культуры. «Мне все равно, что делать, пока у меня есть «бабки» и статус». Цели компании, про которые говорит генеральный директор, мне абсолютно безразличны», — примерно так говорят руководители подразделений в такой компании. В то же время все сотрудники «должны» соответствовать высоким требованиям компании, критерии которых никак не сформулированы. Когда только сотрудники, которые приходят на работу, успевают кому-то что-то задолжать?! Достаточно распространенная ситуация, к сожалению.
Но если порученная работа неинтересна, почему людям нужно демонстрировать показной интерес? Если человеку интересно заниматься конкретной областью, которую он осмысленно выбрал, а не зарабатывать деньги любым способом, лишь бы платили, а что делать — все равно?
Метод рейтинговых шкал.
Рейтинговая, или графическая шкала - один из наиболее популярных современных методов оценки персонала. В рейтинговой шкале определяются различные уровни эффективности выполнения работы или владения навыком, и каждому из этих уровней сопоставляется определенный балл. Обычно менеджер может выбрать один из нескольких (как правило, от 5 до 10) уровней по каждому конкретному критерию. Критерии оценки по рейтинговой шкале в принципе могут быть любые. С помощью этого метода можно оценивать результаты работы сотрудника, степень достижения поставленных индивидуальных целей, а также степень владения каким-либо навыком или деловые качества сотрудника. Ниже приведены рейтинговая шкала оценок и пример ее использования (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинговая шкала оценок
(пример)
Балльная оценка | Уровень эффективности |
Отлично | |
Хорошо | |
Приемлемо | |
Плохо | |
Неприемлемо |
Ф.И.О. сотрудника _______________
Должность___ __________________
Подразделение ______________________
Показатели работы | Оценка | ||||
Качество работы | |||||
Производительность труда | |||||
Профессиональные знания | |||||
Трудовая дисциплина | |||||
Инициативность | |||||
Исполнительность | |||||
Аккуратность |
Данный метод предлагает единый подход (основанный на общей шкале) для оценки различных сотрудников, обеспечивая тем самым единую базу для оценки персонала во всех отделах организации. Кроме того, метод рейтинговых шкал достаточно прост в использовании, не требует каких-либо больших усилий со стороны оценивающего менеджера, крупных денежных или временных затрат.
Главная проблема использования данного метода - это неопределенность при выборе оценок. Что, например, означает оценка 3 («приемлемо») или оценка 5 («отлично»)? В чем между ними разница и на чем основываться при выборе той или иной оценки? Чтобы таких вопросов не возникало, метод рейтинговых шкал необходимо использовать не самостоятельно, а в сочетании с другими методами оценки, позволяющими более точно определять и разграничивать различные уровни эффективности.