Экспертные методы, применяемые в маркетинге

Экспертный метод – это метод определения значений показателей (параметров) продукции (товара, услуги), осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами.

Данный метод применяется в том случае, когда показатели отдельных свойств нельзя определить другими методами и выразить в конкретных величинах. Экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции группы специалистов – экспертов.

Основные принципы проведения экспертизы представлены на рисунке 1.5.

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru

 
  Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru

Рисунок 1.5 – Основные принципы проведения экспертизы

При определении показателей (параметров, свойств, признаков) продукции (товаров, услуги), весомости единичных показателей объективность данных операций зависит от квалификации, метода опроса экспертов, соблюдения установленных требований.

В настоящее время наиболее известны два экспертных метода: «Дельфи» и «ПАТТЕРН». Метод «Дельфи» предусматривает отказ от совместной работы экспертов, чтобы избежать изменения собственного мнения под влиянием других экспертов. При этом эксперт высказывает свое мнение, индивидуально заполняя специально анкету.

«ПАТТЕРН» - это начальные буквы английских слов, обозначает помощь в планировании посредством качественной оценки технических данных. Метод «ПАТТЕРН» предусматривает обсуждение оценки группы экспертов. Причем, каждая задача обсуждается частями, разрабатывается дерево целей.

Формирование групп экспертов проводится в зависимости от способов назначения или отбора: непосредственного назначения заказчиком экспертизы; по выбору эксперта-руководителя группы; документальным способом; отбора из условий максимальной авторитетности; отбора из условий полноты охвата проблемы и других.

Согласованность или несогласованность мнений экспертов не является величиной случайной, и объективность экспертизы может быть проверена с помощью коэффициента конкордации Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru . Метод простого ранжирования заключается в том, что каждый эксперт располагает признаки в порядке предпочтения. Цифрой 1 обозначается наиболее важный признак, цифрой 2 – следующий по важности и т. Д. Полученные результаты сводятся в таблицу, общий вид которой представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Сводная таблица результатов

Признаки или объект оценки Эксперты
s d
Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru
Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru
Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru
Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru
Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru

После того, как экспертные данные собраны, проводится обработка полученных оценок. При ранжировании объектов используется мера согласованности мнений группы экспертов – дисперсионный коэффициент конкордации (коэффициент согласия).

Конкордация – согласованность или процедура согласования точек зрения экспертов.

Для оценки коэффициета конкордации рассмотрим матрицу, представленную в таблице 1.1, результатов ранжировки m – объектов группой из d – экспертов:

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru , Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru , (1.1)

где Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru - ранг, присваиваемый s-экспертом i-му объекту.

Составим суммы рангов по каждой строке. В результате получим вектор с компонентами.

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru (1.2)

Будем рассматривать величины Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru как реализации случайной величины и найдем оценку дисперсии. Как известно, оптимальная по критерию минимума среднего квадрата ошибки оценка дисперсии определяется формулой:

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru , (1.3)

где Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru - оценка математического ожидания (средний ранг), равная

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru , (1.4)

Дисперсионный коэффициент конкордации определяется как отношение оценки дисперсии (формула 1.3) к максимальному значению этой оценки:

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru , (1.5)

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Коэффициент конкордации изменяется от нуля до единицы, поскольку 0£D£Dmax. Максимальное значение дисперсии определяется:

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru (1.6)

Введем обозначение Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru :

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru (1.7)

Используя формулу 1.6, запишем оценку дисперсии в виде формулы:

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru (1.8)


Получаем окончательное выражение для оценки коэффициента конкордации для случая отсутствия связных рангов:

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru (1.9)

При Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =0 согласованность оценок различных экспертов отсутствует, а при Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =1 согласованность мнений экспертов полная. При крайних коэффициентах конкордации могут быть даны следующие рекомендации. Если Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =0, то для получения достоверных оценок следует уточнить исходные данные о событиях и (либо) изменить состав группы экспертов. При Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =1 не всегда можно считать оценки объективными, поскольку может оказаться, что все члены экспертной группы условились придерживаться одинаковых взглядов.

Необходимо, чтобы найденное значение Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru было больше заданного значения Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru ( Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru > Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru ). Обычно принимается Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =0,5; т.е. при Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru >0,5 выводы экспертов согласованы в большей мере (сходятся в оценке событий), чем егиенаяанны. При Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru <0,5 оценки нельзя считать в достаточной степени согласованными.

Существует оценка конкордации при наличии связных рангов, для этого коэффициент конкордации вычисляется по следующей формуле 1.10:

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru (1.10)

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru , (1.11)

где Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru - показатель связных рангов в s-й ранжировке, Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru - число групп равных рангов в s-й ранжировке, Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru - число равных рангов в Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru -й группе связных рангов при ранжировке s-м экспертом.

Если отсутствии равных рангов Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =0, Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =0 и, следовательно, Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =0. В этом используется формула коэффициента конкордации при отсутствии связных рангов (формула 1.9).

Коэффициент конкордации при связных рангах представляет собой неслучайную величину. Оценка значимости Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru может быть произведена по критерию Пирсона Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru . Величина Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru имеет Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru = распределение с Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru степенями свободы.

При наличии связных рангов Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru = распределение с Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru cтепенями свободы имеет величину равную:

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru , (1.12)

Для определения значимости Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru сравнивается Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru табличное (определяемое по таблице, Приложение 1) и Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru расчетное (формула 1.12). При Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru -значим и может быть использован экспертами в дальнейшей работе.

Практическая работа № 1.

Оценка объективности экспертизы при использовании экспертного метода

при отсутствии и наличии связных рангов

Пример 1. Определение коэффициента конкордации экспертизы при отсутствии связных рангов с использованием исходных данных таблицы 2.

Таблица 2- Исходные данные для определения коэффициента конкордации при отсутствии связных рангов

Признаки объекта Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru   Эксперты (d) Среднее знач-ие ( Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru ) Откло-нение Квадрат откло- нения (S)
сумма
  10,5 110,25
  3,5 12,25
  2,5 6,25
  3,5 12,25
  -8,5 72,25
  -11,5 132,25
  17,5   345,5

Решение:

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru

Вывод: так как коэффициент конкордации Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru >0,5, то выводы экспертов по исследуемым признакам объекта согласованы в большей мере, т.е. сходятся в оценке событий и могут быть использованы в дальнейшей работе.

Пример 2. Определение коэффициента конкордации экспертизы при связных рангах с использованием исходных данных таблицы 4.

Таблица 4- Исходные данные для определения коэффициента конкордации при связных рангах

Признаки объекта Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru   Эксперты (d) Среднее знач-ие ( Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru ) Откло-нение Квадрат откло- нения (S)
сумма
1,5 7,5  
2,5 1,5 2,5 9,5  
2,5 2,5   4,5 20,25
4,5 4,5   -4,5 20,25
4,5 4,5 5,5 23,5   -6
5,5 29,5   -12
  17,5   384,5

Решение:

Определяем Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru , используя формулу (1.11). В данном примере из табл. 4 следует, что в ранжировке экспертом Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru имеется одна группа связных рангов, поэтому Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =1, а в этой группе содержится два связных ранга, равных 2,5, поэтому Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =1 и Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =2. Отсюда Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =2^3-2=6.

Аналогичным образом вычисляются Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru : Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =3^3-3=24; Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =2^3-2+2^3-2=12; Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =2^3-2+2^3-2=12; Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =2^3-2=6.

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru

Подставляя значения Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru , Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =384,5; Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =6, Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =5 в формулу (1.10) и производим вычисления, получаем:

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru
Оценим значимость коэффициента конкордации. В данном случае число степеней свободы Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru -1=6-1=5. Табличное значение Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru для Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru =5 и 5% (0,05) уровня значимости равно 11,07 (см. Приложение 1).

Вычисляя значение Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru по формуле (1.12), получаем:

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru

Вывод: поскольку 11,07<23,303, то гипотеза о согласии экспертов, где Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru , в ранжировках принимается, коэффициент конкордации Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru – значим и выводы экспертов по исследуемым признакам объекта согласованы, в большей мере, т.е. сходятся в оценке событий и могут быть использованы в дальнейшей работе.

Практическая работа № 2.

Весомость показателей (факторов, критериев, свойств) продукции (товаров, услуги) предприятия при использовании экспертного метода

Коэффициент весомости каждого показателя Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru рассчитывают как отношение суммы рангов, присвоенных ему всеми экспертами, к общей сумме рангов всех показателей:

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru , (1)

где Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru - ранги Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru -го показателя качества;

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru - количество показателей свойств;

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru - количество экспертов.

Шкалы порядков или рангов (ранжирование) состоит в расстановке объектов измерений или показателей в порядке их предпочтения по важности или весомости. Место, занятое при такой расстановке называется рангом. Чем выше ранг, тем предпочтительней объект, весомее, важнее показатель.

Пример ранжирования пятью экспертами семи объектов экспертизы приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Ранжирование объектов измерения

Номер объекта (показателя) Оценка эксперта Сумма рангов Шкала порядка Отклонение от среднего арифмети- ческого Квадрат отклонения от сред-него арифмети- ческого Коэф-т весомости (m)
0,15
-5 0,11
0,06
0,20
-13 0,05
0,18
0,25
        1,00

Коэффициенты весомости для семи показателей, представленных в таблице 1, рассчитываются по формуле (1):

Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru ; Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru ; Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru ; Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru ; Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru ; Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru ; Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru ; Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru Экспертные методы, применяемые в маркетинге - student2.ru

Наши рекомендации