Стратегическое управление и конкурентоспособность организаций
Конкуренция в самом общем смысле – это борьба между производителями за предпочтения потребителей, а конкурентоспособность (КСП) – это все, что обеспечивает бизнесу сравнительные преимущества в глазах клиента относительно конкурентов.
Конкуренция:
☻ вынуждает производителей оперативно реагировать на изменение предпочтений потребителей, а также на изменения макроэкономического характера;
☻ вынуждает производителей постоянно искать и находить новые виды товаров (услуг), которые нужны потребителям и могут лучшим образом удовлетворять их потребности;
☻ способствует тому, что производители стремятся выпускать продукцию все более высокого качества по ценам, приемлемым для потребителей (постоянно улучшая соотношение «цена/полезность);
☻ достаточно жестко «подталкивает» производителей к использованию наиболее эффективных способов производства и обновления технологий;
☻ обеспечивает более высокий доход тому, кто трудится эффективнее и производительнее.
Стратегическое управление - основа концепции обеспечения конкурентоспособности производственной организации, которая предполагает не только способность экономического субъекта определять, прогнозировать и создавать потребительские потребности, но и, что не менее важно, распределять финансовые, материально-технические, интеллектуальные и информационные ресурсы для удовлетворения выявленных потребностей с наибольшей прибылью.
1. Функционирование конкурентоспособных постоянно
товаров (услуг) растущая прибыль
товаров (услуг)
2. Развитие конкурентоспособность потенциал прибыли
фирмы (наращивание стоимости бизнеса)
Конкурентоспособность организации в долгосрочной перспективе зависит от ее способности обеспечить потенциал прибыли, что всегда связано с разумным использованием всех видов ресурсов, необходимых для производства конкурентоспособной продукции. Ресурсы - это потенциал предприятия, определяющий его возможности для удержания конкурентных преимуществ.
И тогда, стратегическое управление - управление стратегическими ресурсами организации по обеспечению потенциала прибыли. А организация - совокупность стратегических ресурсов, т.е. ресурсов, обеспечивающих достижение цели организации в рамках разработанной стратегии.
Стратегическое управление позволяет собрать воедино весь комплекс управленческой деятельности для обеспечения и удержания конкурентных преимуществ на основе адекватного реагирования на изменения внешней среды.
Организация - объединение усилий ее членов по получению ресурсов из внешней среды, их преобразованию в конечный продукт и его передаче во внешнюю среду. Все виды ресурсов предприятие получает из внешней среды и ей же передает готовую продукцию. Определить потребительские предпочтения по объему, качеству и ценовой характеристике товара - установить параметры его конкурентоспособности.
Собственно производство конкурентоспособного товара (услуги) определяет целевую ориентацию производственной организации как системы. Технология производства, как способ преобразования, ресурсов в готовый продукт, оказывает решающее влияние на саму возможность создания конкурентоспособного товара.
Конкурентоспособность организации в целом зависит:
☻ от степени ее конкурентоспособности на рынке всех видов ресурсов;
☻ от умения комбинировать эти ресурсы наилучшим образом, что определяет удельные затраты ресурсов на конечный продукт (технология и персонал);
☻ от степени конкурентоспособности конечного продукта, передаваемого во внешнюю среду (качество-цена).
Конкурентоспособность конечного продукта через ценовую характеристику зависит от издержек производства и управления. Поэтому суть конкурентоспособности предприятия лежит в плоскости эффективного управления всей совокупности его ресурсов.
Конкурентоспособность организации имеет два равнозначных аспекта:
- внешний, как способность производственной организации реализовать себя во внешней среде, максимально используя предоставляемые ею возможности несмотря на существующие угрозы;
- внутренний, как способность создать потенциал организации, обеспечивающий ей конкурентные преимущества в конкурентной борьбе.
Меры обеспечения конкурентоспособности организации включают: постановку цели с помощью рационально сформированной оргструктуры и эффективного организационного механизма (процесс целеполагания) и обеспечение взаимодействия элементов системы для получения интегрального, общего эффекта, результата, цели (процесс целеосуществления). Стратегическое планирование определяет, что именно предприятие будет делать на период планового горизонта, а организационная структура определяет, каким образом распределяются задачи и ресурсы компании.
¤¤¤ Конкурентоспособность является практическим результатом эффективного управления