МиА стратегическое управление предприятием.

1. Стратегические проблемы развития производства.

2. Сущность стратегического менеджмента.

3. Принципы методологии стратегического менеджмента.

4. Функции стратегического менеджмента.

5. Содержание и структура стратегического управления.

6. Процесс стратегического менеджмента.

7. Анализ макроокружения.

8. Анализ непосредственного окружения.

9. Анализ внутренней среды.

10. Виды стратегий фирмы.

11. Особенности стратегий крупных и средних фирм.

12. Стратегии развития фирм малого бизнеса.

13. Стратегии международного развития фирмы.

14. Стратегический маркетинг.

15. Анализ взаимосвязей «потребитель-товар».

16. Выбор стратегии сегментирования рынка.

17. Стратегия ценообразования.

18. Стратегия продвижения товара.

19. Экономический рост.

20. Структура промышленности.

21. Стратегия предприятия.

22. Стратегическое управление.

23. Ситуационный анализ.

24. SWOT-анализ фирмы.

25. Модель пяти конкурентных сил М. Портера.

26. Анализ с использованием модели «7 S».

27. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия.

28. Стратегия концентрированного роста.

29. Стратегия и техническая политика предприятия.

30. Стратегии сокращения.

31. Признаки конкурентной силы или слабости.

32. Формирование нормативной базы фирмы.

33. Стратегия внешнеэкономической деятельности.

34. Корпоративный характер международной конкуренции.

35. Позиционирование в условиях глобального рынка.

36. Стратегия и организационная структура.

37. Проектирование систем управления.

38. Рекламная деятельность в стратегии фирмы.

39. Стимулирование сбыта товара в стратегии предприятия.

40. Увязка смет со стратегией.

41. Конкурентная сила потенциального входа на рынок.

42. Основные экономические показатели отрасли.

Основные экономические характеристики отрасли.

размер рынка;

масштаб конкуренции (локальный, региональный, национальный, глобальный);

темпы роста рынка и этап его жизненного цикла (начало подъема, быстрый рост и пик, начало зрелости, зрелость, насыщение и стагнация, спад);

количество конкурентов и их относительные размеры (множество мелких компаний или немного крупных);

количество покупателей, в том числе промышленных, и относительные размеры последних;

степень интеграции основных конкурентов и ее направление по технологической цепочке ("вперед" и "назад");

каналы распространения продукции;

скорость технологических изменений в производстве и темпы разработки инновационных товаров;

степень дифференциации товаров (услуг) компаний-конкурентов (высокая, слабая, отсутствует);

возможность экономии на масштабе в закупках, производстве, транспортировке, маркетинге и рекламе;

компактность размещения основных компаний в определенных регионах (например, Силиконовая Долина или Голливуд в США, кожевенная промышленность в Италии, винодельческие районы в Калифорнии и Франции, финансовый район в Нью-Йорке);

наличие эффекта обучаемости, когда издержки на единицу продукции снижаются по мере роста кумулятивного объема выпуска изделия в результате накопления производственного опыта;

степень загрузки производственных мощностей как главное условие снижения издержек производства;

требуемый размер капиталовложений, условия входа в отрасль и выхода из нее;

отраслевой показатель прибыльности (выше или ниже среднего по экономике в целом).

Исходя из экономических характеристик отрасли компания разрабатывает варианты стратегии.

Например, в капиталоемкой отрасли, где стоимость только одного завода достигает сотен миллионов долларов, можно частично снизить удельный вес постоянных издержек в себестоимости продукции за счет интенсивного использования основных средств и повышения доходов от реализации продукции. Так, коммерческие авиакомпании для увеличения доходности своих авиалайнеров стоимостью в несколько миллионов долларов сокращают время их пребывания на земле (увеличивая частоту полетов каждого самолета в сутки) и стремятся к максимальному заполнению салонов с помощью гибкой системы скидок. В отраслях, где большое значение имеет технологическое превосходство над продукцией конкурентов, компании активно ведут НИОКР - инновационная стратегия становится условием выживания компании на рынке. В отрасли с выраженным эффектом обучаемости конкурентное преимущество получает крупнейший производитель.

Формы и интенсивность конкуренции. Модель 5 сил конкуренции М. Портера. Несмотря на разную интенсивность конкуренции в разных отраслях, собственно конкуренция примерно одинакова, что позволяет использовать общий подход для ее анализа. Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер считает, что в отрасли присутствует обычно пять видов, или факторов, конкуренции.

Конкуренция между участниками отрасли.

Угроза со стороны новых конкурентов в отрасли.

Конкуренция со стороны производителей товаров-заменителей из других отраслей.

Конкурентное давление поставщиков, вызванное необходимостью взаимодействия с ними и обязательствами перед ними.

Конкурентное давление потребителей, вызванное необходимостью взаимодействия с ними и обязательствами перед ними.

Пятифакторная модель конкуренции - ключевой инструмент анализа конкурентной среды.

43. Прогнозирование.

Прогнозирование– это процесс научного, основанного на системе установленных причинно-следственных связей и закономерностей выявление состояния и вероятных путей развития явлений и процессов. Таким образом, прогнозирование представляет собой «процесс предвидения, предсказания тенденций и перспектив дальнейшего развития тех или иных объектов и их будущего состояния на основе знания закономерностей развития их в прошлом и в настоящее время».

Прогнозирование предполагает оценку показателей, характеризующих эти явления и процессы для будущего. Прогнозирование распространяется на такие процессы, управление которыми в момент выработки прогноза либо возможно в весьма малом диапазоне, либо совсем невозможно, либо оно возможно, но требует учета действия таких факторов, влияние которых не может быть полностью или однозначно определено.

Результатом прогнозирования является прогноз. Прогноз– это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме научно обоснованного суждения о возможных состояниях объекта в будущем и/или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Другими словами, прогноз – это поиск реального и экономически оправданного решения.

Основными, или базисными, понятиями прогнозирования являются:

Вариант прогноза– один из прогнозов, составляющих группу возможных прогнозов объекта прогнозирования.

Метод прогнозирования– способ исследования объекта прогнозирования направленный на разработку прогноза.

Методика прогнозирования– совокупность методов и правил разработки прогнозов конкретных объектов.

Объект прогнозирования– процессы, явления и события, на которые направлена деятельность субъекта прогнозирования. Принято различать следующие виды объектов прогнозирования:

1. В зависимости от природы объекта:

. социальные;

. научно-технические;

. экономические;

. экологические.

2. В зависимости от возможности воздействия на него субъекта

прогнозирования:

. управляемые;

. неуправляемые.

Потребитель прогноза– организация, предприятие, учреждение или

отдельное лицо, использующее результаты прогнозов, а также в ряде случаев формулирующее задание на прогноз. Иногда потребитель может выступать в качестве заказчика.

Приём прогнозирования– одна или несколько математических или логических и других операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза (например: а) вычисление средневзвешенного значения оценок эксперта; б) определение компетентности эксперта; в) сглаживание и выравнивание динамического ряда и т.д.).

Прогнозная модель– модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и/или путях и сроках их осуществления. Прогнозная модель в виде графика называется “граф-моделью объекта прогнозирования” или “граф-моделью”.

Прогнозный фон– совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий (факторов). Существенных для решения задачи прогноза.

Система прогнозирования– система методов прогнозирования и средств их реализации, функционирующая в соответствии с основными принципами прогнозирования. Средствами реализации являются экспертная группа, организационные мероприятия, технические средства и т.д. Системы прогнозирования могут быть автоматизированными и неавтоматизированными и разрабатываться на различных уровнях управления.

Субъект прогнозирования– организация, предприятие, учреждение или

отдельное лицо, разрабатывающее данный прогноз.

Необходимость прогнозирования возникает из-за неопределённости будущего и из-за того, что эффект многих решений, которые принимаются сегодня, в течение определённого времени не ощущается.

44. Коммерческая деятельность в стратегии предприятия.

Стратегическое планирование является исходным пунктом плановой работы и имеет первостепенное значение для определения содержания программ и планов деятельности торгового предприятия. Этот вид планирования получил широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой.

При крупномасштабных объемах коммерческо-посреднической деятельности, обещающих значительную прибыль, предварительная разработка плана, то есть формирование стратегии развития бизнеса с обоснованием замысла и обеспечением надежности получаемых результатов, является основой при достижении коммерческого успеха фирмы.

Стратегическое планирование - многократный процесс разработки концепции развития фирмы, формирования для нее миссии, определяющей долговременную ориентацию коммерческой деятельности в целях завоевания высокого имиджа и стабильного положения на рынке.

Главная цель стратегического планирования состоит в выборе фирмой наиболее эффективных направлений и режимов деятельности для получения максимальных результатов при минимальных совокупных затратах.

формируется с учетом конкретных условий и факторов внешней и внутренней среды. Она должна быть обоснована четко сформулированной миссией фирмы, т.е. выбором наиболее оптимальных путей проникновения на рынок, диверсификационных направлений коммерческой деятельности, основных вариантов решений по удержанию и увеличению доли компании на рынке с прогнозируемыми доходами.

Процесс стратегического планирования включает изучение прошлого практического опыта, теоретическое обоснование и систему расчетов для принятия стратегических решений на будущее.

Основными задачами стратегического планирования являются:

- определение цели функционирования предприятия;

анализ альтернативных стратегий ее достижения и выбор предпочтительной с точки зрения эффективности использования имеющихся ресурсов и времени реализации;

- разработка блока целевых программ, направленных на достижение установленной цели;

- составление текущих планов - этапов движения к стратегической цели в конкретных конъюнктурных условиях рынка.

Реалистичность целей предполагает их тесную увязку и обусловленность потенциальными ресурсами. Поэтому процесс определения целей носит итеративный характер сближения поставленных целей с потенциальными возможностями с помощью целевых программ.

Исходным пунктом стратегического планирования является аналитическая Работа. На этом этапе исследуются на только сложившиеся тенденции, но и врабатываются прогнозы развития основных факторов, определяющих результаты деятельности фирмы.

Общая оценка экономической ситуации производится на основании таких показателей, как:

изменение реальных доходов населения; темпы инфляции;

• состояние потребительского рынка;

• динамика и структура экспорта - импорта товаров;

• уровень цен на основные потребительские товары;

• конъюнктура рынка продовольственных товаров;

• конъюнктура рынка непродовольственных товаров и др.

Кроме того, необходимо провести ряд специальных исследований состояния и перспектив развития локального потребительского рынка, входящего в сфере интересов торговой компании. Первостепенное значение имеет определение потенциальной емкости рынка, покупательских предпочтений, конкурентной среды.

Другой важный аспект анализа - оценка ресурсных возможностей, причем как поставщиков потребительских товаров, так и самого предприятия. Ресурсные возможности предприятия определяются в основном тремя позициями: финансовым состоянием, кадровым потенциалом и уровнем развития материально-технической базы.

В отдельных случаях существенную роль играют:

• пространственные ресурсы (характер торговых залов, складских и других производственных помещений, особенности территории вокруг предприятия, состояние коммуникаций и другие возможности расширения);

• ресурсы организационной системы управления;

• информационные ресурсы (наличие информации о поставщиках, конкурентах, финансовых структурах, потенциальных покупателях).

Заключительный этап анализа - изучение возможности повышения эффективности хозяйственной деятельности: оценка производительности труда работников торговых залов, степени использования торговых плошадей рациональности использования складских и служебных помещений, размеров затрат по статьям расходов, доходности каждой ассортиментной позиции, эффективности материального стимулирования сотрудников.

Следующий этап стратегического планирования после анализа целей и выбора стратегий их достижения - разработка целевых программ, содержащих мероприятия, позволяющие практически реализовать конкретную стратегию деятельности.

Наиболее часто требуется разработка программ, связанных с повышением рентабельности, проведением технического перевооружения, созданием автоматизированных систем учета и управления, совершенствованием технологии обслуживания покупателей.

Несмотря на некоторые различия в подходах к порядку разработки целевых программ, можно выделить общие направления этого процесса. Программа должна включать: описание фирмы; количественную оценку ожидаемых результатов, необходимых ресурсов и на этой основе ранжирование мероприятий; временную оценку выполнения мероприятий; состав исполнителей с указанием ответственных за конкретные участки работы; организацию контроля.

Стратегия коммерческой деятельности непосредственно связана со стратегией развития торгового предприятия. Заданные цели стратегии достигаются благодаря потенциальным возможностям торгового предприятия, удовлетворению запросов потребителей через торговую деятельность, обеспечению конкурентных преимуществ на рынке и получению прибыли от продажи товаров. Стратегия не является неизменной, она периодически корректируется исходя из изменяющейся экономической политики и условий окружающей среды.

Стратегии коммерческой деятельности свойственны два признака: первый обусловливается переходным периодом к рынку, второй - рыночной экономикой. В переходный период целями коммерческой деятельности торгового предприятия являются увеличение доли рынка и минимизация издержек обращения товаров. К этому его побуждают новые условия хозяйствования. Неотъемлемый признак стратегии коммерческой деятельности условиях рыночной экономики - рост прибыли от продажи товаров, что связано с образованием среднего класса населения, динамичностью рынка и темпами торговли.

Основные положения разработанной стратегии отражаются в целевой программе, предназначенной для практического осуществления торговым предприятием.

При стратегическом планировании важную роль играет определение миссии фирмы, т.е. комплекса целей, содержащих как внутренние, так и внешние ориентиры, ради которых и функционирует фирма. Миссия фирмы это, прежде всего, обоснование философии поведения фирмы на рынке, ее имидж, экономическая и социальная ответственность перед партнерами, а также перед обществом в целом.

Процесс стратегического планирования коммерческой деятельности состоит из пяти этапов:

1. формирование стратегической цели;

2. оценка внутрифирменных возможностей;

3. анализ внешних факторов и учет их воздействия на бизнес;

4. выбор предпочтительных вариантов развития фирмы;

5. механизм оценки реализации и контроля.

На первом этапе решаются проблемы создания единого банка информационных данных, включающего достоверные данные о состоянии рыночной инфраструктуры, количестве реальных и потенциальных поставщиков, экономических, научно-технических и качественных показателях продукции, информацию об услугах и фирмах-конкурентах на внутреннем и внешнем рынках сбыта.

Второй этап стратегического планирования состоит в точном определении реальных возможностей по наличию и перспективному состоянию финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Крайне важно на этом этапе планирования дать объективную оценку сложившейся структуре управления, внутреннему микроклимату в трудовом коллективе и возможностям установления нужных коммуникативных связей с инвесторами, представителями властных законодательных организаций за счет эффективного и своевременного использования коммуникационных каналов и СМИ.

Третий этап предполагает анализ степени влияния внешних факторов на достижения коммерческого успеха фирмы. На этом этапе должны быть решены проблемы по точному прогнозированию рынка сбыта, его конъюнктуры с учетом политических, экономических, социальных, технологических факторов. При этом создается реальная возможность формирования инвестиционного портфеля фирмы с четким определением долей и пропорций прямых и портфельных инвестиций, а также круга инвесторов, позволяющих обеспечить фирме достаточно устойчивый финансовый уровень.

Четвертый этап состоит в окончательном выборе стратегической цели фирмы и путей ее достижения, правил и приемов их реализации как на внутреннем рынка, так и при выходе на внешний, с учетом окончательной оценки состояния и наличия материальных ресурсов, цен, качества, сроков поставки, элементов рыночной инфраструктуры, системы стимулирования сбыта.

На пятом этапе стратегического планирования должны быть четко использованы механизмы реализации плана и организации контроля за его выполнением. Именно этот этап решает проблемы формирования имиджа фирмы, ее популяризации, авторитета в обществе.

В целях проведения объективной оценки реальных возможностей фирмы, определения зоны рыночного присутствия с расчетом рыночной доли, объема спроса на товары и услуги изначально необходимо спрогнозировать стратегический потенциал коммерческой фирмы и ее конкурентоспособность.

Планирование является основой эффективной деятельности торгового предприятия. Оно выполняет следующие функции: ориентирует руководителей на перспективное мышление; способствует четкой координации действий, согласованию целей и задач предприятия; позволяет объективно оценивать свой потенциал и соотнести его с поставленными целями; делает торговое предприятие адаптивным к внезапным изменениям экономической ситуации; позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии и тактики развития предприятия, что повышает эффективность трудового процесса.

В современных условиях развития российской экономики представителям малого и среднего бизнеса приходится решать многочисленные проблемы при завоевании собственной ниши на рынках сбыта товаров и услуг на фоне функционирования крупнейших компаний. Владея главными преимуществами перед крупными фирмами - гибкостью и мобильностью, умением легко адаптироваться к непредсказуемым рыночным изменениям, малые и средние фирмы успешно пользуются стратегией поведения «хамелеон». Примером использования данной стратегии являются франчайзинговые фирмы, которые согласно юридической договоренности с головной фирмой получают в достаточных количествах материальную базу, основные элементы рыночной инфраструктуры, популярность и устойчивость на рынке. Взамен полученных услуг малая посредническая фирма обязуется вести бизнес по правилам, диктуемым со стороны крупной фирмы.

45. Основные направления стратегического управления.

Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.

Предметом стратегического управления являются:

1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

«Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.»

Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата. Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практиковавшемся в бизнесе свыше 20 лет назад, представлены на рисунке 1 (кликните на рисунок для увеличения).

МиА стратегическое управление предприятием. - student2.ru

46. Оборонительная стратегия фирмы.

Оборонительная, или холдинговая, стратегия предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия выбирается, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная, или у нее для проведения активной агрессивной политики недостаточно средств, или фирма опасается ее проводить из-за нежелательных ответных мер сильных конкурентов или со стороны государства. Такую политику часто проводят солидные фирмы на известных для них рынках.

Подобный тип стратегии довольно опасен и требует самого пристального внимания со стороны проводящей ее фирмы к вопросам развития научно-технического прогресса и действиям фирм-конкурентов и т.д. Фирма может оказаться на грани краха и вынуждена будет уйти с рынка, так как не замеченное вовремя научно-техническое изобретение конкурентов приведет к снижению их издержек производства и подорвет позиции обороняющейся компании.

47. Стратегия предприятия как программный документ.

Стратегическая программа как важнейший элемент планирования деятельности предприятия

Программирование является второй ступенью в процедуре стратегического планирования. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ решения важнейших проблем развития национальной экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем.

Под программой в макроэкономическом стратегическом планировании понимают научное предвидение состояния какого-то локального объекта управления в определенный срок (через 5, 15 и более лет), основанное на четком определении цели и системы мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели, согласованных между собой по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям .

Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать:

а) перечень основных решаемых задач;

б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется;

в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов;

г) распределение заданий по срокам и исполнителям.

Особое место в системе программ, разрабатываемых в рамках стратегического планирования, занимают целевые (стратегические) комплексы. Стратегические программы — это адресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, решение задач наиболее эффективными путями и в установленные сроки.

В качестве стержня целевой комплексной программы (ЦКП) выступает цель, вокруг которой группируется комплекс разнообразных мероприятий, составляющих основное содержание программы. Единая цель ЦКП развертывается в совокупность задач, решение которых осуществляется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями при определенном ресурсном обеспечении. Эта связанность и представляет существующие программы.

В процессе своей реализации стратегические программы выполняют следующие функции:

1. В полном соответствии с философией маркетинга осуществляют ориентацию программ не на выпускаемую продукцию, а на удовлетворение определенных общественных потребностей.

2. Усиление целевой направленности плановых расчетов, создание возможности перехода в процессе стратегического планирования от языка целей к языку ресурсов.

3. Формирование стратегии для комплексного решения определенных проблем, обеспечение возможности формирования комплекса мероприятий не по отдельным признакам (отраслевым, региональным), а по признаку решаемой проблемы.

4. Резкое изменение сложившихся темпов и пропорций развития (обеспечение структурных сдвигов), не осуществимое в рамках ранее сформулированной системы экономической политики.

Комплексные целевые программы разрабатываются, прежде всего, как программы, имеющие важное значение для решения проблем развития национальной экономики. С их помощью осуществляется:

во-первых, глубокое и всестороннее обоснование стратегических решений по глобальным проблемам развития национальной экономики;

во-вторых, планомерная концентрация ресурсов, необходимых для решения важнейших задач перспективного развития;

в-третьих, повышение уровня сбалансированности мероприятий, обеспечивающих решение основных задач программы;

в-четвертых, координация и обеспечение своевременности решения задач всего цикла работ по осуществлению программы;

в-пятых, согласование деятельности хозяйствующих субъектов, субъектов центральных органов власти в решении поставленных задач.

Различия в содержании, значимости программно решаемых проблем, составе подсистем, продолжительности осуществления мероприятий и т.д. порождают большое разнообразие потенциально возможных к разработке программ. Хотя каждая из них направлена на решение конкретной проблемы, специфична, все же можно выделить признаки, общие для определенных групп программ. Классификация, типология программ по этим признакам важна для определения некоторых общих закономерностей их разработки и реализации, для выявления:

а) нетипичных форм представления и структуризации программных проблем;

б) систем, управляющих процессом разработки программ;

в) основных этапов, на которые разделяется этот процесс;

г) методов составления и увязки программных мероприятий;

д) возможного механизма и структуры систем управления их реализацией и т.д.

Важной особенностью отношений по поводу управления является их планомерный характер. Сущность планомерности состоит в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соразмеряют свои действия с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды. Опыт развития современной цивилизации свидетельствует о том, что планомерность, свойственная каждому трудовому акту, развивается по мере развития самого общества, углубления разделения и кооперации труда. Она выходит за рамки отдельных производственных единиц, распространяется на деятельность союзов предпринимателей, национальные и транснациональные корпорации, самого государства, активно вмешивающегося в экономические и социальные процессы. Таким образом, управление, а, следовательно, и планирование имманентно (внутренне присуще) как для коммерческих структур, осуществляющих производство материальных благ и услуг, так и для общества в целом и его отдельных подсистем .

48. Наступательная стратегия фирмы.

Наступательными называются конкурентные действия, в ходе которых субъекты предпринимательского бизнеса пытаются избавиться от конкурентных недостатков, приобрести и развить конкурентные преимущества. Такие действия включают проникновение в сложившиеся цепочки ценностей и инициирование новых, завоевание сегментов на сложившихся секторах рынка и формирование новых ассортиментных групп товаров и услуг. К числу наступательных конкурентных действий следует также отнести приобретение положительной общественной репутации. Сюда необходимо, кроме того, добавить отыскание и применение способов более эффективного легального развития, включая давление на прямых и условно-прямых конкурентов, с использованием противоречий и несовершенств имеющегося законодательства1.

Конкурирующие субъекты предпринимательского бизнеса могут наступать на всех представителей своего окружения, но основной их мишенью в системе трехмерной конкуренции являются их прямые и условно-прямые соперники. В положительных результатах сравнения именно с ними более всего заинтересованы субъекты предпринимательского бизнеса. Целевые установки на осуществление наступательных действий определяются необходимостью повышения степени потребительской, функциональной и общественной ценности компании в течение планируемого периода.

Наступательные действия применяются по отношению к прямым и условно-прямым соперникам при условии, что конкурентное взаимодействие с ними графически изображается не линейно (в виде линии противостояния, так сказать «линии огня»), а с помощью треугольников, многоугольников и стереометрических фигур типа пирамиды или шара. Если рассматриваемый нами субъект предпринимательского бизнеса обладает достаточным конкурентным потенциалом и конкурентоспособностью для развития своей деловой деятельности в конкурентной среде, он не только оказывает наступательными действиями давление на прямых и условно-прямых конкурентов, но также действует «против» других элементов своего внешнего окружения. Данное окружение, впрочем, может получить полное удовлетворение от его активности, если сумеет извлечь из его конкурентных преимуществ собственную выгоду1.

Как много времени потребуется успешной наступательной стратегии для создания преимущества, зависит от характеристики конкуренции в отрасли. Период создания может быть коротким, как например в сфере услуг, где потребность в оборудовании и системах распределения при осуществлении наступательных действий минимальна. Период создания может быть значительно более продолжительным в капиталоемких отраслях со сложными технологическими процессами изготовления продукции, так как в этом случае фирмам может потребоваться несколько лет на освоение новой технологии, ввод новых мощностей и завоевание товаром признания потребителей. В идеале наступательные действия быстро создают конкурентное преимущество; чем больше времени требуется для создания такого преимущества, тем более вероятно, что соперники разгадают намерения фирмы, оценят потенциальные возможности ее стратегии и предпримут ответные шаги.

За успешным наступлением следует период "пожинания плодов", когда фирма наслаждается выгодами конкурентного преимущества. Продолжительность этого периода зависит от того, сколько времени потребуется сопернику, чтобы перейти в контрнаступление с целью отвоевать утраченные позиции, сократить конкурентный разрыв. Продолжительный период "пожинания плодов" позволяет фирме в течение длительного времени получать прибыль выше, чем в среднем по отрасли, и возместить инвестиции, вложенные в создание преимущества. Лучшие стратегические наступательные действия порождают существенные конкурентные преимущества и обеспечивают продолжительные периоды "пожинания плодов".

Как только соперники предпринимают серьезное контрнаступление на созданное фирмой преимущество, начинается период его разрушения. Любое конкурентное преимущество, которым компания обладает в настоящее время, будет в конечном счете ликвидировано действиями компетентного противника, обладающего достаточными ресурсами. Таким образом, для сохранения достигнутого положения фирма должна предпринять второе стратегическое наступление, фундамент которого необходимо заложить в период "пожинания плодов" с тем, чтобы быть готовой броситься в атаку, когда конкуренты усилят борьбу за обладание преимуществом лидера. Для успешного поддержания конкурентного преимущества фирма должна на голову опережать соперников, предпринимая одно стратегическое наступление за другим для укрепления своей рыночной позиции и сохраняя благосклонность потребителей1.

Существуют две серьезные возможности не отстать от конкурентов (идти с ними нога в ногу), сражаясь с ними ценой против цены, моделью против модели, тактикой продвижения товаров на рынок против тактики продвижения, географией деятельности против географии деятельности. Первой возможностью является попытка отобрать долю рынка у более слабых противников. Имеет смысл бросать вызов более слабым конкурентам в областях, где они являются сильнейшими, в тех случаях, когда фирма может предложить превосходный товар и обладает организационными возможностями для того, чтобы отобрать долю рынка у менее компетентного соперника, в меньшей степени обеспеченного ресурсами. Вторая возможность заключается в сведении на нет конкурентного преимущества сильного противника. Здесь размер успеха определяется тем, насколько сужена "брешь", пробитая конкурентом, т. е. насколько сокращен разрыв в преимуществах. Достоинства наступления "сила против силы" определяются тем, насколько расходы на него сравнимы с получаемыми выгодами. Для успеха фирме требуется достаточно конкурентной силы и ресурсов, чтобы отобрать у своих соперников хотя бы часть рынка. При отсутствии хороших долгосрочных перспектив в отношении конкурентных преимуществ и увеличения прибыли предпринимать наступление неблагоразумно.

Наступление на сильные стороны противника может вестись по любому направлению (на любом фронте): снижение цены; осуществление аналогичной рекламной кампании; придание товару новых черт (характеристик), способных привлечь потребителей конкурента; создание новых мощностей на территории конкурентов; выпуск новых моделей товаров, которые могут заменить модели конкурентов, вытеснить их (модель против модели). Классическим случаем, как отмечал Ф. Котлер, является атака конкурентов фирмой, предлагающей аналогичный по качеству товар по более низкой цене. Это может обеспечить ей завоевание доли рынка, если у целевого противника имеются серьезные причины не снижать цены и если фирма, бросающая вызов, сумеет убедить потребителей в том, что ее товар такой же, как у конкурента. Однако такая стратегия обеспечит рост прибыли только в том случае, если выигрыш в объемах продаж компенсирует низкий уровень дохода на единицу проданной продукции1.

Другой путь усиления агрессивного вызова в области цен, бросаемого конкурентам, заключается в том, чтобы сначала добиться преимуществ по издержкам, а затем нанести удар противнику, используя низкие цены. Снижение цен, базирующееся на низких издержках, является самой прочной основой для нанесения удара и поддержания агрессивного ценового наступления. Без преимущества в области издержек снижение цен сработает только в том случае, если у фирмы-агрессора больше финансовых ресурсов и она сможет продержаться дольше, чем ее конкуренты в этой изнурительной войне.

Таким образом, конкурентное преимущество почти всегда достигается за счет успешных наступательных стратегических действий, учитывающих сильные стороны фирм-конкурентов.

49. Миссия организации.

Ми́ссия (англ. mission) — основная цель организации, смысл её существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.

· «Миссия — смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ, мотивации сотрудников фирмы»

· «Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина её существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).[источник не указан 2386 дней]

· «Миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации» (Виханский О. С.).{Лекция по Основам Менеджмента ВШБ}

Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется. В качестве примера реальной миссии компании мирового уровня можно привести миссию компании Matsushita, которую Коносуке Мацусита

определял как борьбу с бедностью общества и повышение его благосостояния[1].

Миссия промышленного предприятия должна состоять в преодолении бедности, в избавлении от страданий общества в целом, в том, чтобы сделать людей богатыми.

— Коносуке Мацусита

Обычно миссия формулируется в двух вариантах.[источник не указан 2386 дней] Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — брендовый

слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе.

Большинство формулировок миссий содержат правильные слова вроде «люди — наш важнейший актив», «мы будем лучшими в своем деле», «наша цель — превзойти ожидания», «наша цель — обеспечить акционерам доходы выше средних». «Ленивый» способ сформулировать миссию — просто соединить все это в любом порядке.

— Филип Котлер "Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер"

Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:

1. цель функционирования организации,

2. область деятельности организации,

3. философия организации,

4. методы достижения поставленных целей,

5. методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).

Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает её уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

По мнению Стива Бланка, известного американского предпринимателя, «Крестного отца Кремниевой долины», миссия организации может стать эффективным инструментом управления, если она содержит как описание задач, которые необходимо выполнить, так и обоснование этих задач. Она должна отвечать на вопросы: зачем люди приходят на работу, чем они занимаются и как определяют, что они делают это хорошо[2].

Миссия — центральный, но не единственный элемент иерархии целей организации. С понятием «миссия» тесно связаны понятия «видение», «ценности», «цели», «показатели результативности», «целевые показатели», «ключевые факторы успеха», «компетенции». Все эти понятия формулируются на основе миссии.

50. Движущие силы конкуренции.

Движущие силы конкуренции

Движущие силы конкуренции формируются следующими силами:

. Отраслевые производители.

. Потребителями.

. Поставщиками ресурсов.

. Потенциальные конкуренты.

. Товары заменители.

Конкурентная сила производителей отрасли напрямую зависит от соотношения фирм и их мощностей. Интенсивность конкуренции зависит от особенностей отрасли, куда входят различные факторы: издержки, сезонность, хранение, спрос, состояние отросли, финансовое положение организации.

Конкурентная сила потребителей обусловлена тем, что они могут влиять не только на цены, но и на спрос, и на переход на замещающие товары. Конкуренция сильно зависит от этого фактора.

Конкурентная сила поставщиков ресурсов позволяет навязывать условия производителям в зависимости от дефицита ресурсов, их доступности, наличием заменителей.

При низкой конкуренции поставщиков, они оптимизируют свои затраты договорами с потребителями ресурсов.

При высокой конкурентной силе, поставщики ресурсов так распределяют свои поставки, что основные издержки ложатся на плечи покупателей.

Конкурентная сила будущих конкурентов способна влиять на ценовую политику по всей отрасли, так как постоянно угрожают внедрением на рынок со своей продукцией. Угроза внедрения зависит от различных барьеров: доступ к технологии, капиталовложения, возможности развития, наличия ограничений, реакция конкурентов.

Конкурентная сила заменителей позволяет воздействовать на цены, не позволяя перешагнуть рубеж, когда они по своим показателям станут предпочтительнее покупателям.

Названные силы по своей природе не статичны, постоянно изменяясь под влиянием вышеуказанных факторов, они приводят к образованию новых конкурентных условий. Что способствует развитию конкуренции.

Движущие силы конкуренции:

) изменение динамики роста рынка, которое регулирует приток инвестиций;

) изменение потребительского предпочтения и использования потребляемого товара;

) изменение границ отрасли, издержек и размера организации;

) изменения продукции и его качественных характеристик;

) глобализация производства, то есть создание товара с минимальными издержками и применением научно-технического прогресса.

) изменения в образе жизни потребителя, что вызывает охлаждение к какому-то товару или переход к более качественному аналогу и наоборот;

) перемены в государственной политике, что вызывает положительный или отрицательный момент в производстве, то есть увеличение или уменьшение издержек производства.

Наши рекомендации