Управление экономикой организации».

Тема 1. Предмет, методы и задачи курса «Управление экономикой организации» Место курса в системе экономических наук. Объект изучения, предмет курса. Задачи и методология курса. Методы исследования в экономике: системный, ситуационный подходы, диалектический и исторический подходы, метод экономической абстракции, анализ и синтез, моделирование, эксперимент, статистические методы. Содержание дисциплины, основные разделы.

Тема 2. Состав и структура экономики РФ.Структура национальной экономики: сферы, сектора, комплексы, отрасли. Факторы, определяющие формирование отраслей. Классификация отраслей. Межотраслевые комплексы. Материальное производство и непроизводственная сфера. Классификация видов экономической деятельности. Промышленность как ведущая отрасль национальной экономики. Структура промышленности. Отраслевая структура национальной экономики. Факторы, определяющие формирование отраслевой структуры. Показатели оценки изменения отраслевой структуры. Методы анализа отраслевой структуры: балансовый метод (стоимостные и материальные балансы), межотраслевой шахматный баланс. Показатели оценки изменения отраслевой структуры.

Тема 3. Предприятие в условиях рыночной экономики.Понятия «предприятие», «фирма», «организация». Юридическое и экономическое понятия предприятия. Цели, задачи и мотивы деятельности предприятия. Основные функции предприятия в экономике страны. Место предприятия в системе рыночных отношений. Основные признаки предприятия. Предприятие как единство технической, экономической, социальной и организационной систем, их характеристика. Внутренняя и внешняя среда предприятия. Модель и структура предприятия. Предприятие как организационно-экономическая модель. Классификация предприятий, ее значение, определяющие признаки и виды предприятий в различных сферах и отраслях предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предприятий. Типы предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Филиалы и представительства. Жизненный цикл предприятия, характеристика его основных фаз. Создание и юридическое оформление нового предприятия. Реорганизация и прекращение деятельности предприятия. Санация и банкротство.

Тема 4. Малые предприятия: проблемы и перспективы развития.Роль и количественная оценка развития малого бизнеса в экономике страны. Технико-экономические, рыночные, социальные факторы, определяющие успех и развитие малых предприятий. Необходимость и перспективы развития малых предприятий в России. Принципы подразделения предприятий по масштабам на крупные, средние и малые, оптимальное сочетание и взаимосвязь. Классификационные признаки определения организационного статуса малого предприятия в РФ. Достоинства и недостатки малых предприятий. Особые проблемы малых предприятий и пути их решения. Формы господдержки субъектов малого предпринимательства.

Тема 5. Организационные структуры управления крупным производством в рыночной экономике.Реорганизация деятельности предприятия: понятие, виды, процедура. Объединение предприятий: горизонтальное и вертикальное слияние, картель, синдикат, концерн, консорциум, конгломерат, трест, пул, промышленный узел, ТНК. Финансово-промышленные группы: понятие, виды, особенности деятельности. Холдинги: понятие, виды, особенности деятельности. Ограничения на создание холдингов.

Тема 6. Формы организации производства на предприятии и выбор местонахождения предприятия.Концентрация производства: понятие, факторы, определяющие развитие концентрации. Виды концентрации: производственная, агрегатная, технологическая, организационная. Показатели концентрации. Эффект концентрации. Специализация и кооперирование производства: понятие, их формы, эффект специализации и кооперирования. Показатели специализации и кооперирования. Комбинирование производства: понятие, формы, эффект, показатели комбинирования. Размещение предприятий: понятие, факторы, влияющие на размещение предприятий, выбор месторасположения предприятия.

Тема 7. Планирование хозяйственной деятельности предприятия.Прогнозирование и планирование деятельности предприятия. Функции и задачи планирования. Технология планирования. Виды и структура планов предприятия. Экономическое обоснование и методы разработки планов. Координация планов предприятия. Стратегическое и текущее планирование. Основные разделы и показатели стратегического и текущего плана.

Производственная программа предприятия и объем производства. Порядок разработки производственной программы. Основные показатели: валовая, товарная, чистая, реализованная продукция.

Тема 8. Капитал предприятия и его имущество.Понятие капитала. Кругооборот капитала, его фазы. Основной и оборотный капитал. Понятие и состав имущества предприятия. Источники формирования имущества предприятия. Бухгалтерский баланс как способ обобщения информации о состоянии и использовании имущества предприятия. Актив и пассив баланса.

Тема 9. Основной капитал, его оценка и производственные мощности.Основные средства и нематериальные активы, их состав, структура и воспроизводственная характеристика. Классификация основных фондов: производственные и непроизводственные, активные и пассивные основные фонды, классификация по функциональному назначению и роли в процессе производства. Возрастная структура основных фондов. Виды учета и оценок основных средств. Методы стоимостной оценки, необходимость и порядок переоценки основных фондов. Виды износа и методы оценки износа основных фондов. Амортизация основных средств и нематериальных активов. Методы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете. Способы начисления амортизации: линейный, уменьшаемого остатка, списание стоимости по сумме чисел лет, срока полезного использования, списание стоимости пропорционально объему продукции (работ). Порядок расчета сумм амортизации в налоговом учете. Особенности начисления амортизации на нематериальные активы. Амортизационный фонд, его планирование и использование. Показатели наличия основных фондов: расчет среднегодовой стоимости основных фондов. Показатели движения основных средств: коэффициенты ввода, выбытия, замещения, обновления и ликвидации. Показатели состояния основных фондов: коэффициенты годности и износа. Экономическое значение улучшения использования основных средств (фондов). Показатели использования основных средств: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, коэффициенты использования наличного парка оборудования, сменности, экстенсивного и интенсивного использования оборудования. Поступление и воспроизводство основных фондов на предприятии. Формы возмещения и прироста основных фондов: модернизация, реконструкция и перевооружение, новое строительство, расширение действующего предприятия. Аренда и лизинг как безкапитальные формы привлечения основного капитала. Производственная мощность, факторы, определяющие производственные мощности. Показатели баланса мощностей, методы расчета производственной мощности. Оценка использования производственных мощностей и пути повышения эффективности использования.

Тема 10. Оборотный капитал предприятия.Понятие оборотного капитала, его основные элементы. Кругооборот оборотного капитала. Оборотные средства: понятие, состав и классификация. Оборотные производственные средства и средства обращения, их состав. Методы определения потребности в оборотных средствах. Нормирование оборотных средств. Основные принципы нормирования оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, расходов будущих периодов. Понятие совокупного норматива оборотных средств. Показатели оценки использования оборотных средств на предприятии. Оборачиваемость оборотных средств: показатели измерения и методы оценки. Экономическое значение улучшения использования оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости.

Тема 11. Персонал организации (предприятия), оплата его труда.Понятие и состав персонала предприятия. Функциональная, квалификационная, возрастная, половая структура кадров. Понятие профессии, специальности, квалификации. Методы определения потребности в производственном персонале различных категорий работников. Оценка эффективности труда. Производительность труда, показатели ее измерения на уровне предприятия: выработка и трудоемкость продукции. Методы определения выработки продукции: натуральный, стоимостной и трудовой, условия их применения. Виды показателя трудоемкости продукции: технологическая, обслуживания и управления производством, производственная и полная; области их использования. Резервы роста производительности труда и снижения трудоемкости. Оплата труда. Факторы, влияющие на систему оплаты труда. Принципы организации оплаты труда. Заработная плата, номинальная и реальная заработная плата. Структура заработной платы. Формы и системы оплаты труда, их преимущества и недостатки. Тарифная система организации и регулирования заработной платы на предприятиях, ее элементы: тарифно-квалификационные справочники, тарифные разряды, тарифные ставки, тарифные коэффициенты, тарифные сетки. Преимущества и недостатки тарифной организации оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда, ее особенности. Состав фонда оплаты труда. Материальное стимулирование оплаты труда работников. Государственное регулирование оплаты труда.

Тема 12. Издержки производства и себестоимость продукции. Ценообразование.Понятие и состав издержек предприятия. Вмененные издержки, валовые, постоянные, переменные, предельные издержки. Понятие затрат на производство. Классификация затрат на производство и реализацию продукции: классификация затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции. Прямые и косвенные затраты, постоянные и переменные. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с действующим законодательством в РФ. Виды материальных затрат, их группировка и методы оценки. Состав расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции. Виды начислений на социальные нужды, их целевое назначение. Состав прочих расходов. Смета затрат на производство, ее назначение и порядок разработки. Понятие себестоимости продукции. Виды себестоимости: цеховая, производственная, полная. Калькуляция себестоимости продукции, ее экономическое значение. Методы распределения затрат по видам продукции. Показатели себестоимости. Расчет снижения себестоимости по технико-экономическим факторам. Понятие цены, факторы ценообразования. Виды цен. Структура рыночной цены. Методы государственного регулирования цен. Методы установления цен на товары и услуги. Ценовые стратегии: виды, порядок разработки.

Тема 13. Финансовые результаты экономической деятельности предприятия.Виды и функции цен. Методы ценообразования. Ценовая политика предприятия, ее виды. Стратегии ценообразования. Методы государственного регулирования цен. Выручка и прибыль как основные финансовые результаты деятельности предприятия; понятие, виды. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Состав прибыли. Валовая, операционная, балансовая, налогооблагаемая, чистая, нераспределенная прибыль. Порядок формирования нераспределенной прибыли предприятия; направления распределения и использования прибыли. Фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, фонд социальной сферы. Анализ безубыточности. Цель анализа. Основные показатели: затраты, объем производства, выручка и прибыль от реализации. Условия проведения операционного анализа. Методы операционного анализа: графический и математический. Влияние постоянных, переменных затрат, цены на анализ безубыточности. Факторы, влияющие на прибыль предприятия. Резервы увеличения суммы прибыли. Планирование роста прибыли. Порог рентабельности, производственный рычаг и запас финансовой прочности.

Тема 14. Эффективность хозяйственной деятельности предприятия.Понятие эффективности. Виды эффективности: общая, экономическая, абсолютная, сравнительная и приростная эффективность. Выбор базы сравнения. Порядок определения текущих и единовременных затрат при расчетах экономического эффекта при внедрении новой техники. Приведенные затраты, их экономическое содержание и методика расчета. Система показателей эффективности производства. Ее состав и характеристика. Обобщающие показатели эффективности функционирования предприятия: показатели деловой активности, эффективности отдачи ресурсов: труда, основного и оборотного капитала; показатели рентабельности. Понятие рентабельности, экономическое значение, расчет показателей рентабельности.

Маркетинг».

Понятие и сущность маркетинга. Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства. Эволюция концепций маркетинга. Функции маркетинга. Виды и задачи маркетинга. Принятие маркетинговых решений. Маркетинговые исследования. Среда маркетинга. Система маркетинговой информации о рынке и методы ее сбора. Классификация и сущность видов маркетинговых исследований.

Маркетинговые стратегии. Исследование поведения потребителей. Сегментирование рынка. Маркетинговые стратегии. Комплекс маркетинга. Продукт в системе комплекса маркетинга. Цена в системе комплекса маркетинга. Система товародвижения. Маркетинговые коммуникации. Управление маркетингом. Планирование маркетинга. Маркетинговый контроль. Организация службы маркетинга.

Наши рекомендации