Менеджмент качества. модели построения смк
Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.
Модель СМК - определенная совокупность принципов, методов, требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.
Модель системы менеджмента качества может быть построена:
• в соответствии с принципами Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM);
• на основе моделей национальных и региональных премий по качеству, считающихся также моделями совершенства организаций и описывающих различные стороны их деятельности – от вопросов стратегического планирования до измерения степени удовлетворенности потребителей результатами деятельности организации.
• в соответствии с требованиям и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000:2015;
В основе всех этих подходов лежит процессно-ориентированный подход, все они имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью перекрытия системы менеджмента качества с общей системой менеджмента.
Основой основополагающих принципов к современным системам менеджмента качества является:
• Качество, как неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса;
• Качество, которое устанавливает потребитель, а не изготовитель;
• Адресная ответственность за качество;
• Для реального повышения качества нужны новые технологии;
• Повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;
• Контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат;
• Политика в области качества должна быть частью политики предприятия.
СИСТЕМА УГЛУБЛЕННЫХ ЗНАНИЙ
Система углубленных знаний, необходимых в первую очередь для современного руководителя, включает глубокие знания таких разделов науки, как системный подход, оптимизация, теория вариаций (элементы статистической теории), теория познания, психология. Углубленные знания этих разделов науки помогут руководителю успешно решать вопросы ТQМ.
Системный подход — методология познания и практики, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем.
Система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующий элементов, существующих для выполнения определенных целей.
Почти во всех системах существует взаимозависимость между ее элементами. Чем более тесная взаимосвязь элементов, тем больше потребность в коммуникациях и кооперации между ними. Компоненты (элементы) не обязательно должны быть четко определены и описаны. Управление системой требует знаний о внутренних взаимосвязях между всеми ее элементами и людьми, которые в ней работают.
Качество продукта, определяющее его ценность для потребителя, является результатом не только производственного процесса, но и каждого процесса, как внутри компании, так и вне ее, связанного с максимизацией ценности продукта для потребителя.
Цель функционирования системы должна быть известна каждому, имеющему к ней отношение, и быть единой для всех. Цель — это ценностная оценка, она носит субъективный характер. Цель организации должна удовлетворять каждого, и каждый должен быть заинтересован в ее достижении — акционеры, персонал, поставщики, потребители, общество, окружающая среда.
Цели системы должны, безусловно, соответствовать имеющимся в ее распоряжении ресурсам. Но успех достижения поставленной цели будет обеспечен в первую очередь оптимальным взаимодействием всех элементов сети, образующих эту систему, когда деятельность каждого его элемента будет подчинена интересам общей цели.
Ориентация работы системы на максимизацию удовлетворения запросов потребителя позволяет наиболее оптимально организовать взаимодействие всех компонентов, входящих в систему, для достижения поставленной цели, так как ТQМ рассматривает систему в этом случае как неразрывную и взаимодействующую цепочку сети внутренних и внешних потребителей и позволяет максимизировать ценность продукта для потребителя, одновременно минимизируя его стоимость как для потребителя, так и для производителя. Главная задача руководителя фирмы при постановке задачи и организации системы ее выполнения — устранить функциональные барьеры между компонентами сети, каждый из которых представляет, в свою очередь, интегрированный процесс его деятельности для достижения общей цели системы.