Менеджмент качества. модели построения смк

Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Модель СМК - определенная совокупность принципов, методов, требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.

Модель системы менеджмента качества может быть построена:

• в соответствии с принципами Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM);

• на основе моделей национальных и региональных премий по качеству, считающихся также моделями совершенства организаций и описывающих различные стороны их деятельности – от вопросов стратегического планирования до измерения степени удовлетворенности потребителей результатами деятельности организации.

• в соответствии с требованиям и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000:2015;

В основе всех этих подходов лежит процессно-ориентированный подход, все они имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью перекрытия системы менеджмента качества с общей системой менеджмента.

Основой основополагающих принципов к современным системам менеджмента качества является:

• Качество, как неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса;

• Качество, которое устанавливает потребитель, а не изготовитель;

• Адресная ответственность за качество;

• Для реального повышения качества нужны новые технологии;

• Повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;

• Контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат;

• Политика в области качества должна быть частью политики предприятия.


СИСТЕМА УГЛУБЛЕННЫХ ЗНАНИЙ

Система углубленных знаний, необходимых в первую очередь для совре­менного руководителя, включает глубокие знания таких разделов науки, как системный подход, оптимизация, теория вариаций (эле­менты статистической теории), теория познания, психология. Углубленные зна­ния этих разделов науки помогут руководителю успешно решать вопросы ТQМ.

Системный подход — методология познания и практики, в основе кото­рой лежит рассмотрение объектов как систем.

Система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующий элементов, существующих для выполнения определенных целей.

Почти во всех системах существует взаимозависимость между ее эле­ментами. Чем более тесная взаимосвязь элементов, тем больше потребность в коммуникациях и кооперации между ними. Компоненты (элементы) не обя­зательно должны быть четко определены и описаны. Управление системой требует зна­ний о внутренних взаимосвязях между всеми ее элементами и людьми, которые в ней работают.

Качество продукта, определяющее его ценность для потребителя, является результатом не только производственного процесса, но и каждого процесса, как внутри компании, так и вне ее, связанного с максимизацией ценности продукта для потребителя.

менеджмент качества. модели построения смк - student2.ru

Цель функционирования системы должна быть известна каждому, име­ющему к ней отношение, и быть единой для всех. Цель — это ценностная оценка, она носит субъективный характер. Цель организации должна удовлетворять каждого, и каждый должен быть заинтересован в ее достижении — акционеры, персонал, поставщики, потребители, общество, окружающая среда.

Цели системы должны, безусловно, соответствовать имеющимся в ее распоряжении ресурсам. Но успех достижения поставленной цели будет обес­печен в первую очередь оптимальным взаимодействием всех элементов сети, образующих эту систему, когда деятельность каждого его элемента будет под­чинена интересам общей цели.

Ориентация работы системы на максимизацию удовлетворения запросов потребителя позволяет наиболее оптимально организовать взаимодействие всех компонентов, вхо­дящих в систему, для достижения поставленной цели, так как ТQМ рассмат­ривает систему в этом случае как неразрывную и взаимодействующую цепоч­ку сети внутренних и внешних потребителей и позволяет мак­симизировать ценность продукта для потребителя, одновременно минимизи­руя его стоимость как для потребителя, так и для производителя. Главная задача руководителя фирмы при постановке задачи и организации системы ее выполнения — устранить функциональные барьеры между компонентами сети, каждый из которых представляет, в свою очередь, интегрированный процесс его деятельности для достижения общей цели системы.

Наши рекомендации