Кто в организации формирует задачи
Стратегического управления и обеспечивает
Их реализацию?
Задачи стратегического управления в организации формируются руководителями высшего уровня управления с гтривлечением менеджеров среднего уровня иерархии, поскольку в дальнейшем именно они несут ответственность за эффективную реализацию стратегии:
•задачи организации в целом, вытекающие из целей и стратегического выбора, формулируются руководителями высшего уровня управления;
• для стратегических хозяйственных подразделений — руководители СХП;
• задачи стратегического развития по функциональным подсистемам и подразделениям — соответствующие функциональные руководители;
• оперативные задачи, обеспечивающие реализацию стратегии, ставятся перед конкретными Исполнителями их непосредственными руководителями (соответственно среднего и низового уровня управления).
Особая роль при формировании стратегии и постановке стратегических задач отводится разработчикам стратегических планов («плановикам или стратегическим аналитикам), функции которых сводятся к следующим:
• обеспечение необходимой информацией;
• помощь при пересмотре стратегических планов и программ;
• координация процессов пересмотра и формирования новой стратегии;
• обобщение стратегических исследований и доведение результатов стратегического анализа высших руководителей организации;
• проведение исследований состояния и тенденций отраслевой конкуренции и рынка;
• определение циклов деловой активности и их фаз;
• развитие методов оценки исполнения стратегии.
Тем не менее разработка стратегии — это работа линейных руко водителей, но не специалистов по стратегическому планированию. Поскольку разрабатывать стратегию должен тот, кто реально управляет деятельностью организации и принимает на себя ответственность за ее настоящее и будущее. Специалисты по стратегическому планированию не должны принимать непосредственного участие в созда-
нии стратегии, выступая лишь в роли консультантов руководства, по следующим причинам:
• руководители организации могут принять жесткие решения в отношении специалистов по стратегическому планированию,
поэтому предлагаемые ими задачи будут разработаны «с оглядкой» на руководство;
• не принимая непосредственного участия в текущей производственно-хозяйственной деятельности и располагаясь несколь-ко изолированно по отношению к организации, специалисты по стратегическому планированию судят о текущем состоянии и эффективности текущей стратегии на основании отчетной информации и в итоге знают о реальной стратегической ситуации меньше, чем руководство;
• в условиях нетранспарентности рынка, непрозрачности макросреды, при неразвитости внутриорганизационного улравлен ческого учета и неэффективного стратегического контроля информация, поступающая в распоряжение специалистов по стратегическому планированию, становится нерелевантной, недостоверной и нерепрезентативной, что негативно сказывается на качестве стратегических задач, предлагаемых специалистами по стратегическому планированию;
• нередко на практике стратегическое планирование может рас сматриваться как непродуктивный бюрократический вид деятельности, поскольку, стремясь к совершенству стратегического выбора, аналитикя могут необоснованно усложнять процедуру разработки и обоснования стратегии.
Какова роль команды управляющих
В реализации стратегии?
Главной задачей реализации стратегии является построение организации с высоким стратегическим потенциалом, способной быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды, обладающей конкурентоспособностью в долгосрочной перспективе и добивающейся стабильно высоких финансово-экономических результатов. Для выполнения этой задачи в ходе реализации корпоративной стратегии команда управляющих сосредоточивает свою деятельность на таких направлениях, как:
• распределение ресурсов между стратегическя критическими видами деятельности, особенно важно при дефиците ресурсов или их высокой стоимости. Особое значение в данном контексте также приобретает стратегическое управление запасами как распределение ресурсов между текущим и будущим производством, которое, в отличие от традиционных методов управления запасами, должно учитьиватьдинамику спроса, макроэкономические и отраслевьте прогнозы в долгосрочной перспективе;
• установление политики поддержки стратегии, включающей в себя доведение стратегического видения, миссии, целей и стратегичских установок до всего персонала организации, обеспечение преемственности элементов стратегии по всем уровням иерархии и функциональным подразделениям, разработку механизма согласования и координации всех планов, программ, проектов, бюджетов и бизнес-планов организации;
• мотивация персонала следовать стратегическим целям, включающая не только методы материального стимулирования, но и административные методы контроля и воздействия на персонал, а таюке меры морального поощрения и стимулы карьерного роста;
• обеспечение справещтивого вознаграждения за достижение результатов входе реализации стратегических и тактических планов с учетом меры ответственности и вклада в выполнение поставленных стратегических целей и задач;
• создание корпоративной культуры, поддерживающей реализацию стратегии, включая формирование «корпоративного духа», развитие лояльности персонала, сокращения текучести кадров, рост инициативы и предприимчивости в соответствии с корпоративными целями, социализацию коллектива организации;
• обеспечение необходимой информацией, коммуникациями и операционными системами, в первую очередь создание системы стратегического управленческого учета и внутриорганизационной системы поддержки принятия управленческих решений, а также развитие методического и организационного инструментария управления реализацией корпоративной стратегии;
• использование позитивной практики для постоянного развития, включая систему постоянного обучения и повышения квафификации персонала, организацию постоянных тренингов и практических семинаров по обмену прогрессивным опытом, поддержку инициативы и изобретательства, формирование творческого климата, управление карьерой;
• осуществление непосредственного стратегического руководства, формирование системы постоянного стратегического планирования, мониторинга стратегических изменений внешней и внутренней среды, преемственности стратегических планов, программ, проектов, бюджетов и бизнес-планов всех уровней иерархии по всем функциональным и производственно-хозяйственным подразделениям и службам, создание команды менеджеров для реализации стратегии организации.