Играет организационная культура?
Важным стратегическим изменением, которое приходится осуществлять в организации при реализации вновь выбранной стратегии, является адаптация к ней организационной культуры компании. Эта задача часто бывает намного сложнее и масштабнее, чем перестройка организационной структуры.
Организационная структура составляет статическую основу организации, определяя состав и границы ее подразделений и формальный характер взаимосвязей между ними. Задача организационной культуры — создание в организации «команды», формирование общего видения и согласование направлений действий всех сотрудников.
Организационная культура включает:
1. Видение (философия) организации, объясняющее причину ее существования, общественный статус, характер взаимоотношений с внешней средой и сотрудниками.
2. Преобладающие ценности, которыми руководствуются администрация организации и большинство сотрудников при принятии управленческих решений. Ценности предопределяют характер целей, которые ставят перед собой руководители организации, и их реакцию на изменения, в том числе в экстремальных ситуациях.
З. Нормы и правила поведения, которых придерживается организация во взаимоотношениях с окружением и сотрудниками. Разделяемые всеми сотрудниками, эти нормы позволяют организации постоянно добиваться целей, а определенный характер взаимоотношений внутри организации формирует ее морально-психологический климат,от которого зависит, какого типа сотрудники будут работать в ней.
4. Ожидания предстоящих изменений, результатов деятельности
организации в целом, затрагивающие интересы как отдельных сотруд
ников, так и различных групп.
5. Процедуры и поведенческиеритуалы, которые связаны с приемом на работу и увольнением, продвижением по службе, технологиями обмена служебной информацией, поощрением и объявлением взьи сканий, проведением определенных церемоний в организации.
Таким образом, организационная культура представляет совокупность господствующих в организации ценностных установок, норм и правил поведения, традиций и образа мышления, определяющих смысл и характер поведения сотрудников организации, независимо от занимаемого ими места в иерархической структуре.
Культура организации во многом определяет видение ее руководства относительно окружающего мира и своего места в нем, влияет на формулирование миссии, стратегических целей и установок. Культура организации формируется как реакция на проблемы, с которыми она сталкивается под воздействием множества факторов, анализируемых в литературе по проблемам психологии управления и управления персоналом.
Какие планы разрабатывают в организации для реализации стратегии?
Документальным результатом функционирования системы стратегического планирования в организации является совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и распределение ресурсов. Система планов служит формой материализации плановой деятельности организации, но не главным ее результатом. Главным является определение целей, стратегий, программ, распределение ресурсов, что позволяет организации во всеоружии встретить будущие перемены. Эти перемены служат содержательным результатом стратегического планирования и могут включать планы НИР, диверсификации продукции, утверждение на рынке новой продукции, перепрофилирование и ликвидацию нерентабельньих производств и т. д.
Основная предпосылка, лежащая в основе структуризации системы планов, отражает известный вывод теории управления — «за кон необходимого разнообразия», согласно которому сложная система требует сложного управляющего механизма. Иными словами, система планов должна быть примерно такой же сложной, как сама организация и внешние факторы, которые должны быть в ней отражены.
В современной организации должны разрабатываться четыре группы взаимосвязанных планов:
1 . Основные направления деятельности, главным содержанием которых является стратегия на обозримое будущее — 10—15 лет, иногда и более.
2. Планы развития организации на срок от 1 года до 5 лет. С позиций стратегического планирования главным содержанием их служат перспективы совершенствования производства, переход к выпуску нового поколения продукции, новой технологии:
• план развития организации;
• план диверсификации;
• ликвидационный план;
• план НИР.
3. Тактические планы, регламентирующие текущую деятельность организации по основным функциональным направлениям:
е план по маркетингу;
• финансовый план;
• план производства;
• план закупок;
• план ремонта и технического обслуживания оборудования и др.
4. Программы и планы-проекты, которые носят целевой характер:
• разработка новой продукции;
• освоение новой технологии;
• снижение затрат на производство;
• экономия энергоресурсов;
• проникновение на новые рынки и др.
Первые две группы планов являются основным продуктом стратегического планирования. Эти планы должны в последующем трансформироваться в тактические планы и планы-проекты, поскольку они могут быть реализованы лишь через них. К тому же проекты служат обоснованием выбранных на более ранних стадиях стратегий развития организации. Следовательно, тактические планы и проекты так же частично входят в систему стратегического планирования.
Система планов образуется из взаимосвязанных и взаимосогласованных документов, представленных на рис. 5.9.
Основные направления развития организации разрабатываются в
укрупненном виде на длительную перспективу, должны содержать
формулировку (или уточнение) генеральной цели (миссии) организации, прогноз развития внешнего окружения и анализ новых проблем и возможностей, главные цели предприятия, продуктово-рыночную стратегию.
Планы развития (перспективные планы)разрабатываются на период от 2 до 5 лет.
Сводный перспективный план развития организации включает: цели и основные показатели развития; прогноз развития внешнего окружения; продуктово-рьиночную стратегию по каждому СХП; планы ликвидации и диверсификации производства; финансовый план и план инвестиций; перечень важнейших программ и проектов.
Планы текущей деятельности разрабатываются на период в 1—2 года и на более короткие периоды в соответствии со стратегическими планами и в их развитие.
Сводный план деятельности организации включает: основные показатели, планы маркетинга, производства, материально-технического обеспечения, организационно-технического развития, по труду, по себестоимости продукции, финансовый план, план капитальных вложений и капитального строительства.
Группа специальных планов включает как перспективные (долгосрочные и среднесрочньие), так и краткосрочные программы и проекты. Горизонт планирования отдельных программ и проектов может варьироваться в зависимости от характера и масштабов целей и возможностей ресурсного обеспечения. Состав программ и проектов зависит, прежде всего, от стратегии развития, выбранной пред приятием.
В состав группы специальных планов входят бизнес-планы. Их основное назначение — технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта для кредиторов и инвесторов. Проект может предусматривать создание нового предприятия или организацию нового производства на действующем предприятии. Такое назначение предопределяет структуру бизнес-плана, который содержит элементы как стратегического, так и тактического планирования. При этом более детально прорабатываются вопросы, связанные со сбытом продукции (потребности рынка, конкурентные преимущества товара, про движение товара и др.).
Что включает в себя стратегический план организации?
В системе стратегического планирования определяющими являются основные направления деятельности и план развития организации. Эти планы также называются стратегическими.
План основных направлений деятельности является вершиной системы планов, поскольку характеризует основное назначение организации, ее цели и стратегии. Этот план служит ориентиром ддя всех остальных планов, разрабатываемых в организации. Одновременно он является и ограничением при принятии решений относительно основных направлений деятельности (продуктов и услуг) и рынков.
Стратегический план может включать следующие разделы:
1. Миссия и цели организации, через которые выражается будущее организации, каким его представляет себе руководство.
2. Анализ состояния и перспективразвития внешней среды орга-
низации по каждому СХП.
3. Анализ состояния и прогноз развития конкуренции по каждому СХП
4. Анализ сильных и слабых сторон организации в разрезе СХП.
5. Цели и стратегии отдельных СХП.
6. Общий целевой портфель организации в разрезе СХП.
7. Планы мероприятий и бюджетыдля реализации функциональ
ных стратегий.
8. Ресурсы, необходимые для реализации стратегии организации
и планов развития.
9. Основные этапы реализации стратегии во времени.
10. Оценка возможности реализации стратегии.
11. Финансово-экономическая оценка стратегического плана.
Состав разделов стратегического плана организации может меняться в соответствии со спецификой основной деятельности и сложившейся организационной культурой.
План развития организации определяет мероприятия, которые необходимы для создания новых поколений продуктов и услуг, более четко определяет пути выхода на новые позиции, установленные в основных направлениях деятельности. План развития дает ответ на вопросы:
• Каковы ожидаемые предпочтения клиентов в отношении то варов и услуг организации?
• Какие условия и климат внутри организации необходимы для того, чтобы облегчить создание новых видов продукции и вы явление новых рынков сбыта?
• Каковы имеющиеся ресурсы для создания новых видов продукции и услуг?
План развития служит ориентиром для разработки плана диверсификации, который характеризует создание новых видов продукции, услуг и рынков, призванных дополнить или заменить выпускаемую продукцию; ликвидационного плана, который показывает, от каких элементов организация должна освободиться (продуктов, услуг, собственности или структурных подразделений); плана НИР, в котором отражены мероприятия по разработке новых товаров и технологических процессов с учетом существующего спроса или новых рынков для уже производимых товаров и услуг. План НИР затрагивает все элементы организации — продукты, рынки, финансы и управление.
Существует ли взаимосвязь между стратегическими и тактическими планами. Какова особенность тактических планов, разрабатываемых в системе стратегического планирования?
Тактические планы также называют планами текущей деятельности, или планами прибыли. Они ориентированы на те мероприятия, с помощью которых выпускаемые товары и услуги производятся и поступают на существующие рынки. Планы текущей деятельности подкрепляются планами для каждой функциональной зоны: сбыт, финансы, производство, закупки и др. Эти планы тесно увязаны со стратегическим планом, хотя и не являются его частью.
Тактические планы служат основным инструментом реализации стратегических планов и с этой точки зрения имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать в практической работе:
• разрабатываются в полном соответствии со стратегическими планами, в их развитие;
• при их разработке реализуется принцип: «Кто должен выполнять планы, тот их и разрабатывает». Иными словами, если стратегические планы и решения по ним принимает высшее руководство организации, то тактические планы разрабатываются на уровне руководителей среднего звена;
• как правило, рассчитаны на более короткий период времени, чем стратегические, поэтому результаты их реализации проявляются сравнительно быстро и возможно быстрое принятие мер по выявленным отклонениям.
Здесь важно также подчеркнуть, что в условиях перехода к рыночной экономике существенно меняются структура тактических планов, принципы их разработки и приоритеты основных разделов. Так, годовой план организации, как правило, включает четыре основных раздела: план по маркетингу, финансовый план, план производства, план закупок. План по маркетингу продукции, который разрабатывается через маркетинговый подход, является «задающим» для всех последующих разделов. В зависимости от этапа развития рыночных отношений и сложившихся внешних условий деятельности фирмы меняются приоритеты разделов плана, их значимость.
Каждый стратегический план обязательно подкрепляется комплексом программ и планов-проектов. Программы, в свою очередь, подкрепляются конкретными проектами. Каждый проект уникален в том смысле, что имеет определенную стоимость, график реализации и технико-экономические параметры.
Что такое адаптационный механизм и какие методы адаптации планов