Понятие экономической стратегии фирмы
Под стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы.
Иначе говоря, экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами.
Стратегия экономического управления или экономическая стратегия:
а) вырабатывает правила и приёмы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей;
б) вырабатывает правила и приемы достижения стратегических целей, базирующиеся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей.
Рассмотрим первый аспект – проблему экономической эффективности достижения целей. Общеизвестно понятие экономической эффективности как соизмерение затрат и результатов. Наиболее значительными в постановке и решении этой проблемы были исследования таких выдающихся отечественных ученых как Л. В. Канторович, В. В. Новожилов и многих других. В основе концепции, в частности В. В. Новожилова, лежала идея оптимального, в масштабе народного хозяйства, плана. Идея народнохозяйственного подхода к определению экономической эффективности пронизывала все научные и методические разработки советских экономистов. Помимо идеологических причин в таком подходе сказывалось влияние самой структуры народного хозяйства, вернее, системы управления им из единого центра.
На уровне отдельного предприятия проблема экономической эффективности возникла лишь тогда, когда нужно было оценить преимущество того или иного варианта локального технического или организационного решения (выбора элемента конструкции, технологического процесса, вида материала, той или иной формы организации производства и т. п.). Стратегические цели задавались предприятию “сверху” в виде “плана-закона”. Поэтому и не возникало необходимости оценивать предпочтительность достижения тех или иных долговременных целей – были предопределены вышестоящим органом управления.
В условиях рынка применение “народнохозяйственного подхода” при выборе предпочтительных стратегических целей и способов их достижения на уровне фирмы теряет всякий смысл, поскольку собственник средств производства, создавший фирму, руководствуется интересами выживания (процветания) фирмы. При этом он понимает, естественно, что, не удовлетворяя нужды, потребности и запросы потенциальных покупателей своих товаров и услуг, выжить в условиях конкуренции нельзя.
Вместе с тем, выбирая ту или иную стратегическую зону хозяйствования для удовлетворения потребностей множества входящих в нее субъектов рынка, предприниматель должен учитывать интересы всего множества потенциальных потребителей его продукции. Схема формирования целей фирмы показана на рисунке 2.8
Рисунок 2.8 – Формирование целей фирмы
Выбор цели предполагает направление на её достижение определенной совокупности ресурсов, которыми располагает фирма. Поскольку эти ресурсы всегда ограничены, предприниматель должен определить, достижение каких целей обеспечит наибольшую продуктивность использования этих ресурсов, то есть обеспечить конкурентное преимущество фирмы.
Выбор стратегической цели всегда связан с определением её альтернативной стоимости, то есть с оценкой того, чем нужно пожертвовать, чтобы достичь этой цели (рисунки 2.9, 2.10, 2.11).
Это означает, что экономическая стратегия должна вырабатывать такие правила и приёмы выбора целей и средств и их достижения, чтобы направление какого-либо ресурса на реализацию той или иной цели не оказывало бы отрицательного воздействия на процесс достижения хотя бы одной из других стратегических целей.
То есть экономическая стратегия – это план поддержания фирмы (отрасли, национальной экономики в целом) в состоянии, соответствующем критерию Парето-эффективности.
Рисунок 2.9 – Формирование миссии и целей
Рисунок 2.10 – Этапы процесса управления по целям
Рисунок 2.11
Однако следует при этом иметь в виду, что цели, на достижение которых направляются ресурсы, должны быть равнозначными с точки зрения масштабов влияния на живучесть фирмы (отрасли национальной экономики или национальной экономики в целом) в долговременной перспективе. По этому поводу Э. Дж. Долан и Д. Е. Линдсей говорят следующее: “Инвестиция означает отказ от текущего потребления в пользу будущего потребления. Чтобы построить больше фабрик, дорог, компьютеров, мы вынуждены изымать ресурсы из производства хлеба, кинофильмов, услуг и других вещей, могущих удовлетворить наши сиюминутные желания. Но, в то же время, мы оказываемся в лучшем положении с точки зрения удовлетворения завтрашних желаний.”
Экономическая стратегия вырабатывает правила и приёмы экономически эффективного достижения однотипных по масштабам влияния на конкурентный статус фирмы стратегических целей. Взаимная увязка по времени и ресурсам таких локальных стратегических целей позволяет достичь глобальной цели экономической стратегии – создания и поддержания конкурентного преимущества фирмы.
Экономическая стратегия отвечает на вопросы:
- что и в каком количестве производить;
- как и какими средствами производить;
- для кого и когда производить.
Для того чтобы ответить на эти вопросы, экономическая стратегия фирмы должна вырабатывать правила и приёмы:
- исследования условий конкурентного преимущества, формируемых детерминантами национального “ромба” внутри страны и за её пределами, и выявления предпочтительной миссии фирмы;
- исследования рынков потенциальных товаров и услуг, отвечающих миссии фирмы, и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость фирмы;
- формирования товарного ассортимента фирмы, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей внутри страны и за её пределами, и обеспечивающего на этой основе систематическое получение фирмой экономической прибыли, то есть прибыли, позволяющей реализовать программы расширенного воспроизводства;
- распределение имеющихся в распоряжении фирмы и привлекаемых ею дополнительных ресурсов между различными направлениями деятельности;
- взаимодействия с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками, обеспечивающего экономически эффективное поддержание стратегического потенциала фирмы на уровне, достаточном для обладания конкурентным преимуществом на всех этапах жизненного цикла;
- формирования эффективной ценовой политики;
- раннего обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и её отраслей, так и внутри фирмы, и предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы.
Таким образом, разработка вариантов и выбор предпочтительной экономической стратегии представляет собой, по существу, процесс формирования портфеля (набора) стратегических рыночных трансакций, то есть разнообразных соглашений, сделок с многочисленными партнерами, которые фирма должна осуществить в перспективе, чтобы обеспечить себе устойчивое процветание.
Следовательно, величина трансакционных издержек, связанных с выработкой экономической стратегии, настолько существенна, что оказывает определяющее влияние на направленность этой стратегии.
Следовательно, существо экономической стратегии состоит:
- во-первых, в выборе таких способов выявления стратегических целей, которые приводили бы к сокращению трансакционных издержек;
- во-вторых, в выборе таких целей, достижение которых требовало бы меньших суммарных производственных и трансакционных издержек;
- в-третьих, в выборе целей, достижение которых обеспечивало бы наибольший прирост уровня конкурентного статуса фирмы за счет усиления совокупного влияния стратегического потенциала фирмы и детерминантов “национального ромба”.
И. Ансофф выделяет следующие виды стратегического управления, используемые в зависимости от степени нестабильности внешней среды:
- управление на основе экстраполяции (долгосрочное планирование), применяющееся в условиях сравнительно невысокой степени нестабильности;
- управление на основе предвидения изменений (стратегическое планирование, выбор стратегических позиций), применяющееся при средних значениях степени нестабильности;
- управление на основе гибких экспертных решений (ранжирование стратегических задач; управление по слабым сигналам; управление в условиях стратегических неожиданностей), применяющихся в условиях существенной нестабильности внешней среды.
Существует ряд особенностей экономической стратегии, отличающих её от краткосрочного (текущего) управления фирмой.
1 Процесс выработки экономической стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым должно обеспечить желаемый прирост уровня конкурентного статуса фирмы и, как следствие, – уровня конкурентного преимущества фирмы.
2 Существенное отличие выбора и реализации оперативных (тактических) трансакций, полнота и надежность информации для которых значительно выше, чем полнота и надежность информации, имеющейся в распоряжении фирмы при выборе стратегических трансакций.
3 Существенное усиление роли обратной связи при выработке экономической стратегии. Поскольку в процессе выработки стратегических решений постоянно появляются новые альтернативы, осуществляется целенаправленный поиск наиболее предпочтительных решений, появляется более полная и достоверная информация о тех или иных стратегических трансакциях, первоначально намеченные цели стратегического развития могут быть подвергнуты сомнению или просто отброшены. Вследствие этого разработка экономической стратегии представляет собой циклический (кольцевой) процесс с постоянной корректировкой первоначальных целей по мере уточнения информации о факторах, определяющих конкурентный статус фирмы в исследуемой перспективе.
4 На уровне стратегического планирования – в отличие от планирования на тактическом уровне – весьма трудно определить абсолютные (квантифицированные) показатели полезности тех или иных стратегических решений. Это приводит к необходимости пользоваться для выбора предпочтительных решений либо порядковыми мерами полезности, либо “псевдоабсолютными” показателями, основанными на сочетании параметров, поддающихся квантификации (например, затраты в денежном выражении), и порядковых, качественных показателей, таких, например, как “стратегическая полезность”, для выражения которой используется балльная система оценок.
- 2.5.3 Виды разрабатываемых стратегий