Понятие, суть и назначение функций управления
Функция управления (менеджмента) представляет собой относительно обособленное направление управленческой деятельности, т. е. определенные трудовые процессы в сфере управления.
Именно управленческие функции отражают суть и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления. Процесс управления фирмой, как известно, является важнейшей категорией менеджмента и осуществляется именно путем реализации определенных функций управления.
Есть несколько подходов к определению и назначению функций управления.
Первый из них, разработанный А. Файолем, предполагает выделение таких функций управления, как: планирование, организация, распорядительство, координация и контроль. Экономисты СССР определяли и характеризовали следующие функции управления: планирование, организация, координация, стимулирование, регулирование и контроль. Третий подход сформулирован американскими учеными Месконом, Альбертом, Хедоури в их книге “Основы менеджмента”. Он предполагает четыре наиболее важнейшие функции, без которых процесс управления просто не возможен. К ним относятся: планирование, организация, мотивация и контроль (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Функции менеджмента и их взаимосвязь
В дальнейшем мы сосредоточим свое внимание на подробном рассмотрении именно этих функций управления.
Функция планирования. Эта функция предусматривает принятие решения о том, какие цели у организации, что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.
Функция планирования призвана ответить на 3 вопроса:
1 Где мы находимся в настоящее время (по финансам, маркетингу, производству, научным исследованиям, трудовым ресурсам)?
2 Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как: конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, какими должны быть цели организации, и что может помешать организации достичь этих целей.
3 Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.
Функция организации. Организовывать – это значит создать определенную структуру, чтобы организация смогла выполнить свои планы и достичь поставленных целей. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, дает отдельным людям задания и полномочия использовать ресурсы организации.
Функция мотивации. Задача этой функции заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с данными им обязанностями и сообразуясь с планами.
Мотивация – это создание внутреннего побуждения к действиям. Это результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Руководителю надо определить потребности работников и обеспечить для них способ удовлетворить эти потребности через хорошую работу.
Функция контроля. Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей (поэтому стрелки на схеме от контроля идут к планированию). Существуют три аспекта управленческого контроля:
1 Установление стандартов – т. е. точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования.
2 Измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период.
3 Сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.
Взаимосвязь функций менеджмента ясна из рисунка 2.3.
Рисунок 2.3 – Взаимосвязь между планированием, организацией
маркетинга и системой контроля