Портрет менеджера. Имидж менеджера
Портрет менеджера– это развернутая характеристика менеджера. Она должна отражать три блока информации.
1. Биографические данные.Это образование, опыт руководящей работы, возраст, пол. Опытработы включает: продолжительность работы на разных постах, «ступеньки служебной лестницы», личные достижения как руководителя, пройденная «школа» (в команде какого известного менеджера работал).
2. Природные свойства. В их число входят:
Ø харизматичность – природная способность к лидерству;
Ø интеллект – способность к мыслительно-аналитической деятельности;
Ø эмоциональная устойчивость – способность не поддаваться эмоциям.
3. Приобретенные качества. В их число входят такие умения:
· предприимчивость – умение использовать различные варианты;
· целеустремленность – умение достичь поставленной цели;
· надежность – умение выполнять взятые на себя обязательства;
· коммуникабельность – умение общаться с людьми.
Имидж менеджера–егообраз в глазах других людей.
Имиджменеджера складывается из четырех частей.
1. Внешняя часть имиджа. Она состоит из внешнего облика, манеры поведения, окружающих людей (круг общения) и вещей (аксессуары).
2. Психологическая часть имиджа. Это внутренняя часть.Онавключает в себя культуру поведения, культуру речи, оптимизм, чувство юмора.
3. Профессиональная часть имиджа.Это обязательность, характер (стиль) профессиональной деятельности, состояние рабочего места.
Требования к современному менеджеру
Различия между эффективным и неудачным руководителем определяют факторы успеха менеджера. Их можно свести к четырем требованиям.
1. «Работа как удовольствие». Управленческая деятельность должна нравиться менеджеру, не быть ему в тягость. Она также не должна вызывать отри-цательных ассоциаций у подчиненных.
2. Современные подходы в работе с людьми. Среди них: командный стиль управления и организации труда, неформальное лидерство, высокая корпоративная культура, конструктивный психологический климат в возглавляемом коллективе, современные приемы стимулирования-мотивации и другие.
3. Креативность. Это означает нестандартный подход к решению управленческих проблем, профессиональное предвидение, оправданный риск.
4. Профессиональная управленческая подготовка. Это специальные знания в области теории и практики управления. Менеджер должен быть нацелен на новизну, постоянно учиться, овладевать новейшими достижениями менеджмента.
Менеджмент и лидерство. Неформальные группы
Менеджмент (официальная власть)– это административное право устанавливать профессиональные задания и контролировать их исполнение.
Лидерство– это влияние людей, обладающих личным авторитетом, независимо от наличия у них официальных властных полномочий.
Различают пять форм власти. Они основаны: на принуждении, на вознаграждении, на законе, на примере, на доверии.
Современные теории лидерства:
· харизматическая – безоглядное эмоциональное доверие лидеру;
· атрибутивная – стремление завоевать более высокие оценки (атрибуты) в глазах лидера;
· преобразующая (реформаторская) – способность лидера к инновациям.
Соединениеменеджмента и лидерства реализуется по двум направлениям:
1) менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать лидером, т.е. завоевать личный авторитет. В управлении следует использовать как официальную власть, так и личное влияние.
2) конструктивное сотрудничество, а еще лучше – дружба между менеджером и «неформальными лидерами» в коллективе. Это автоматически обеспечит поддержку управленческих действий менеджера со стороны лидеров.
Подготовка устного выступления
Алгоритмподготовки (последовательность) из шести пунктов.
1. Тема выступления и аудитория. Надо исходить из консенсуса интересов аудитории и своих собственных. Это должно быть актуально.
2. Сбор материала. Необходимо обновить информацию, посмотреть свежие материалы, поискать новые идеи. Это образно называют «банк идей».
3. Разработка формы и содержания речи. Это своеобразный план выступления – о чем говорить, что говорить, в какой последовательности, с какими аргументами (фактами, цифрами).
4. Наглядные средства. Зрительно (визуально) человек воспринимает в десятки раз больше информации, чем с помощью слуха (аудио). Поэтому повысить убедительность выступления можно с помощью наглядных средств. Ими могут быть схемы, графики, образцы продукции и многое другое.
5. Овладение материалом. Для овладения материалом выступления разработаны специальные методики, а именно:
· «свертывание» материала – сокращение его в план-конспект;
· «продумывание» речи – это мысленное ее произнесение;
· «проговор» речи – произнесение ее вслух «для себя».
6. «Коммуникативное желание». Это психологический настрой на выступление. Обязательно надо убедить себя в том, что вы готовы к выступлению, что вам есть что сказать, что вы хотите поделиться этим со слушателями.
Содержание публичного выступления
Содержание публичного выступления состоит из четырех элементов.
1. План и композицияречи. В свою очередь, они состоят из трех частей:
· вступление – оно решает две задачи: овладеть вниманием аудитории (удивить); ввести в тему выступления (прокомментировать предмет разговора);
· основная часть – излагается суть проблемы, состояние рассматриваемого вопроса, имеющиеся «плюсы» и «минусы», их причины, пути решения;
· заключения – подводится итог, излагается цель выступления.
2. Логика речи. Онасодержит выбор путей доказательств. Для этого могут использоваться четыре приема:
Ø «дерево текста» – построение информации от общего к частному;
Ø «пирамида текста» – построение информации от частного к общему;
Ø новые сведения – сообщение слушателям ранее неизвестного;
Ø «новый взгляд» – сообщение важных дополнительных фактов.
3. Аргументы и факты.Они должны быть: краткими, яркими, доказательными, четко привязанными к предмету разговора.
4. Язык выступления. К нему имеются три качественных требования:
· адекватность – его соответствие уровню и пониманию аудитории;
· выразительность – способность показать яркую запоминающуюся картину, которую слушатели могут легко представить в своем воображении;
· образность – использование в речи художественных образов.
Деловое общение. Беседа
Деловое общение– это профессиональное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией и осуществляется совместная деятельность.
Выделяют четыре формыделового общения: публичное выступление, деловая беседа, деловое совещание и деловые переговоры.
Деловая беседа– это речевое общение между людьми с целью решения профессиональных вопросов или установления деловых отношений.
Деловая беседа выполняет следующие функции:
- совместное обсуждение производственных проектов;
- организация и координация совместной профессиональной деятельности;
- установление и поддержание деловых контактов;
- стимулирование деловой активности.
Деловая беседа состоит из трех основных элементов:
· начало – установление «психологического контакта»;
· ход и содержание – обсуждение темы согласно цели беседы;
· завершение – достижение совместного решения.
Подготовка к переговорам
Переговоры – процесс взаимодействия двух или более сторон в условиях их взаимозависимости для достижения интересов каждой.
Подготовка к переговорам составляет алгоритм из шести элементов.
1. Инициатива переговоров обычно принадлежит той стороне, которая больше к ним готова. Реализуется инициатива в виде делового (коммерческого) предложения. Оно должно содержать: суть предлагаемого взаимодействия, интересы (выгоды) партнера, информацию о фирме-инициаторе.
2. Время и место переговоров должны быть удобными для всех сторон.
3. Предварительные условия на переговорах – это обозначение одной из сторон границ или пунктов, которые являются для нее принципиальными, не подлежащими обсуждению.
4. Состав делегаций включает их численность, ранг и полномочия руководителей, наличие «VIP-персон» и «ключевых персон».
5. Проект договора инициатор должен предоставить всем заранее.
6. Позиции сторон – ситуация, которая определяет принципиальное положение сторон до начала переговоров. Возможны четыре позиции: сильная, слабая, интересов или принципов, псевдо-заинтересованности.
Переговорный процесс
Переговорный процесс – собственно ход переговоров.
Выделяют четыре элемента переговорного процесса.
1. Начало переговоров. Его можно выстроить в виде следующего алгоритма: встреча, знакомство, обмен сувенирами, размещение, начало обсуждения.
2. Правила деловых переговоров. Рассмотрим пять из них.
Ø «Учитывайте интересы партнера», а не только свои
Ø «Обсуждайте детали», показывайте знание и заинтересованность.
Ø «Расширяйте рамки», т.е. имейте запасные предложения.
Ø «Не допускайте самоуничижения», не критикуйте сами себя.
Ø «Устные договоренности должны быть оформлены письменно».
3. Стили переговоров. Их выделяют четыре:
· «эстетический» – интеллигентный, культурный;
· «аналитико-агрессивный» – соперничество, но без противоборства;
· «гибко-агрессивный» – соперничество, но без упрямства;
· «общительный» – доброжелательный, с психологическим контактом.
4. Психологические хитрости. Рассмотрим пять из них.
«Завышенный старт» – в проект договора включают пункты, от которых в ходе переговоров можно безболезненно отказаться. Зато в ответ на эту якобы «уступку» можно требовать ответную реальную уступку от партнера.
«Ложные акценты» – демонстрации якобы высокой заинтересованности по какому-то пункту проекта договора. В действительности же это второстепенно. После дискуссии от них можно отказаться, за встречные уступки.
«Плохой-хороший парень» –переговоры начинает человек жесткий, неудобный, неуступчивый. Затем его отзывают. Новый переговорщик оказывается человеком приятным. Партнер расслабляется и идет на уступки.
«Сокрытие недостатков» – партнер расхваливает достоинства своей компании и позиции. А о проблемах и слабых сторонах умалчивает.
«Низкая подача» – Изначально партнеру предлагаются льготные условия, низкая цена. Затем выясняется, что не были учтены ряд элементов, которые должны быть оплачены отдельно. Или, якобы, вкралась «ошибка».