Портрет менеджера. Имидж менеджера

Портрет менеджера– это развернутая характеристика менеджера. Она должна отражать три блока информации.

1. Биографические данные.Это образование, опыт руководящей работы, возраст, пол. Опытработы включает: продолжительность работы на разных постах, «ступеньки служебной лестницы», личные достижения как руководителя, пройденная «школа» (в команде какого известного менеджера работал).

2. Природные свойства. В их число входят:

Ø харизматичность – природная способность к лидерству;

Ø интеллект – способность к мыслительно-аналитической деятельности;

Ø эмоциональная устойчивость – способность не поддаваться эмоциям.

3. Приобретенные качества. В их число входят такие умения:

· предприимчивость – умение использовать различные варианты;

· целеустремленность – умение достичь поставленной цели;

· надежность – умение выполнять взятые на себя обязательства;

· коммуникабельность – умение общаться с людьми.

Имидж менеджера–егообраз в глазах других людей.

Имиджменеджера складывается из четырех частей.

1. Внешняя часть имиджа. Она состоит из внешнего облика, манеры поведения, окружающих людей (круг общения) и вещей (аксессуары).

2. Психологическая часть имиджа. Это внутренняя часть.Онавключает в себя культуру поведения, культуру речи, оптимизм, чувство юмора.

3. Профессиональная часть имиджа.Это обязательность, характер (стиль) профессиональной деятельности, состояние рабочего места.

Требования к современному менеджеру

Различия между эффективным и неудачным руководителем определяют факторы успеха менеджера. Их можно свести к четырем требованиям.

1. «Работа как удовольствие». Управленческая деятельность должна нравиться менеджеру, не быть ему в тягость. Она также не должна вызывать отри-цательных ассоциаций у подчиненных.

2. Современные подходы в работе с людьми. Среди них: командный стиль управления и организации труда, неформальное лидерство, высокая корпоративная культура, конструктивный психологический климат в возглавляемом коллективе, современные приемы стимулирования-мотивации и другие.

3. Креативность. Это означает нестандартный подход к решению управленческих проблем, профессиональное предвидение, оправданный риск.

4. Профессиональная управленческая подготовка. Это специальные знания в области теории и практики управления. Менеджер должен быть нацелен на новизну, постоянно учиться, овладевать новейшими достижениями менеджмента.

Менеджмент и лидерство. Неформальные группы

Менеджмент (официальная власть)– это административное право устанавливать профессиональные задания и контролировать их исполнение.

Лидерство– это влияние людей, обладающих личным авторитетом, независимо от наличия у них официальных властных полномочий.

Различают пять форм власти. Они основаны: на принуждении, на вознаграждении, на законе, на примере, на доверии.

Современные теории лидерства:

· харизматическая – безоглядное эмоциональное доверие лидеру;

· атрибутивная – стремление завоевать более высокие оценки (атрибуты) в глазах лидера;

· преобразующая (реформаторская) – способность лидера к инновациям.

Соединениеменеджмента и лидерства реализуется по двум направлениям:

1) менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать лидером, т.е. завоевать личный авторитет. В управлении следует использовать как официальную власть, так и личное влияние.

2) конструктивное сотрудничество, а еще лучше – дружба между менеджером и «неформальными лидерами» в коллективе. Это автоматически обеспечит поддержку управленческих действий менеджера со стороны лидеров.

Подготовка устного выступления

Алгоритмподготовки (последовательность) из шести пунктов.

1. Тема выступления и аудитория. Надо исходить из консенсуса интересов аудитории и своих собственных. Это должно быть актуально.

2. Сбор материала. Необходимо обновить информацию, посмотреть свежие материалы, поискать новые идеи. Это образно называют «банк идей».

3. Разработка формы и содержания речи. Это своеобразный план выступления – о чем говорить, что говорить, в какой последовательности, с какими аргументами (фактами, цифрами).

4. Наглядные средства. Зрительно (визуально) человек воспринимает в десятки раз больше информации, чем с помощью слуха (аудио). Поэтому повысить убедительность выступления можно с помощью наглядных средств. Ими могут быть схемы, графики, образцы продукции и многое другое.

5. Овладение материалом. Для овладения материалом выступления разработаны специальные методики, а именно:

· «свертывание» материала – сокращение его в план-конспект;

· «продумывание» речи – это мысленное ее произнесение;

· «проговор» речи – произнесение ее вслух «для себя».

6. «Коммуникативное желание». Это психологический настрой на выступление. Обязательно надо убедить себя в том, что вы готовы к выступлению, что вам есть что сказать, что вы хотите поделиться этим со слушателями.

Содержание публичного выступления

Содержание публичного выступления состоит из четырех элементов.

1. План и композицияречи. В свою очередь, они состоят из трех частей:

· вступление – оно решает две задачи: овладеть вниманием аудитории (удивить); ввести в тему выступления (прокомментировать предмет разговора);

· основная часть – излагается суть проблемы, состояние рассматриваемого вопроса, имеющиеся «плюсы» и «минусы», их причины, пути решения;

· заключения – подводится итог, излагается цель выступления.

2. Логика речи. Онасодержит выбор путей доказательств. Для этого могут использоваться четыре приема:

Ø «дерево текста» – построение информации от общего к частному;

Ø «пирамида текста» – построение информации от частного к общему;

Ø новые сведения – сообщение слушателям ранее неизвестного;

Ø «новый взгляд» – сообщение важных дополнительных фактов.

3. Аргументы и факты.Они должны быть: краткими, яркими, доказательными, четко привязанными к предмету разговора.

4. Язык выступления. К нему имеются три качественных требования:

· адекватность – его соответствие уровню и пониманию аудитории;

· выразительность – способность показать яркую запоминающуюся картину, которую слушатели могут легко представить в своем воображении;

· образность – использование в речи художественных образов.

Деловое общение. Беседа

Деловое общение– это профессиональное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией и осуществляется совместная деятельность.

Выделяют четыре формыделового общения: публичное выступление, деловая беседа, деловое совещание и деловые переговоры.

Деловая беседа– это речевое общение между людьми с целью решения профессиональных вопросов или установления деловых отношений.

Деловая беседа выполняет следующие функции:

- совместное обсуждение производственных проектов;

- организация и координация совместной профессиональной деятельности;

- установление и поддержание деловых контактов;

- стимулирование деловой активности.

Деловая беседа состоит из трех основных элементов:

· начало – установление «психологического контакта»;

· ход и содержание – обсуждение темы согласно цели беседы;

· завершение – достижение совместного решения.

Подготовка к переговорам

Переговоры – процесс взаимодействия двух или более сторон в условиях их взаимозависимости для достижения интересов каждой.

Подготовка к переговорам составляет алгоритм из шести элементов.

1. Инициатива переговоров обычно принадлежит той стороне, которая больше к ним готова. Реализуется инициатива в виде делового (коммерческого) предложения. Оно должно содержать: суть предлагаемого взаимодействия, интересы (выгоды) партнера, информацию о фирме-инициаторе.

2. Время и место переговоров должны быть удобными для всех сторон.

3. Предварительные условия на переговорах – это обозначение одной из сторон границ или пунктов, которые являются для нее принципиальными, не подлежащими обсуждению.

4. Состав делегаций включает их численность, ранг и полномочия руководителей, наличие «VIP-персон» и «ключевых персон».

5. Проект договора инициатор должен предоставить всем заранее.

6. Позиции сторон – ситуация, которая определяет принципиальное положение сторон до начала переговоров. Возможны четыре позиции: сильная, слабая, интересов или принципов, псевдо-заинтересованности.

Переговорный процесс

Переговорный процесс – собственно ход переговоров.

Выделяют четыре элемента переговорного процесса.

1. Начало переговоров. Его можно выстроить в виде следующего алгоритма: встреча, знакомство, обмен сувенирами, размещение, начало обсуждения.

2. Правила деловых переговоров. Рассмотрим пять из них.

Ø «Учитывайте интересы партнера», а не только свои

Ø «Обсуждайте детали», показывайте знание и заинтересованность.

Ø «Расширяйте рамки», т.е. имейте запасные предложения.

Ø «Не допускайте самоуничижения», не критикуйте сами себя.

Ø «Устные договоренности должны быть оформлены письменно».

3. Стили переговоров. Их выделяют четыре:

· «эстетический» – интеллигентный, культурный;

· «аналитико-агрессивный» – соперничество, но без противоборства;

· «гибко-агрессивный» – соперничество, но без упрямства;

· «общительный» – доброжелательный, с психологическим контактом.

4. Психологические хитрости. Рассмотрим пять из них.

«Завышенный старт» – в проект договора включают пункты, от которых в ходе переговоров можно безболезненно отказаться. Зато в ответ на эту якобы «уступку» можно требовать ответную реальную уступку от партнера.

«Ложные акценты» – демонстрации якобы высокой заинтересованности по какому-то пункту проекта договора. В действительности же это второстепенно. После дискуссии от них можно отказаться, за встречные уступки.

«Плохой-хороший парень» –переговоры начинает человек жесткий, неудобный, неуступчивый. Затем его отзывают. Новый переговорщик оказывается человеком приятным. Партнер расслабляется и идет на уступки.

«Сокрытие недостатков» – партнер расхваливает достоинства своей компании и позиции. А о проблемах и слабых сторонах умалчивает.

«Низкая подача» – Изначально партнеру предлагаются льготные условия, низкая цена. Затем выясняется, что не были учтены ряд элементов, которые должны быть оплачены отдельно. Или, якобы, вкралась «ошибка».

Наши рекомендации