Современные стили руководства. Харизматический стиль
Теория и практика менеджмента выдвинули несколько стилей руководства, которые можно назвать современными. Наиболее известными из них стали пять стилей: харизматический, транзакционный, сервисный, интерактивный, командный.
Харизматический стиль руководства основан на безоглядной вере ведомых в лидера и его правоту.
Название стиля происходит от слова «харизма» – природной способности человека к лидерству. Главной особенностью такого стиля является то, что все зависит от личности лидера, его убежденности, которая передается подчиненным. Лидер внушает доверие и ведет за собой. Подчиненные даже не пытаются понять на уровне знания поведение лидера. Все строится на эмоционально-подсознательном влиянии, нерассуждающей вере в руководителя.
Транзакционный стиль руководства
Транзакционный стиль – это вовлечение персонала в большие последовательные акции, убедив его в их важности как для фирмы, так и для работников.
Содержанием действий транзакционных (от акции к акции) руководителей является: разъяснение персоналу характера поставленных задач; создание необходимых структур; обеспечение стимулирования. Отличительными чертами транзакционного стиля руководства является ясность задач и трудовой энтузиазм. Лозунг этого стиля – «дорога ясна и победа видна».
Обычно транзакционные лидеры делают упор на безличные элементы процесса труда – планы, графики. Они трудолюбивы и ответственны.
Акции не должны превращаться в кампанейщину – не завершив одно, нельзя хвататься за другое. Акции должны быть значимыми для фирмы и реальными в смысле возможностей их реализации.
Сервисный стиль руководства
Сервисный стиль – это направление усилий менеджеров на создание условий для решения задач фирмы, труда и отдыха сотрудников.
Руководители такого стиля видят свою роль в обслуживании (сервисе) подчиненных в смысле обеспечения необходимых условий для работы. Правило сервисного стиля гласит: «Надо поставить сотруднику четкую задачу и создать условия для ее выполнения, а затем не мешать ему работать».
Сервисные руководители действуют как бы на двух уровнях: реализация общей задачи предприятия и профессиональные потребности своих подчиненных. Цель обслуживающего (сервисного) руководства – забота о персонале для мотивации его к труду, к решению производственных задач.
Интерактивный стиль руководства
Интерактивный стиль – это эмоциональное вовлечение персонала в миссию предприятия и устремления руководителя.
Менеджер такого стиля выступает в образной роли «друга-заговорщика», который стремится разделить с подчиненными свою увлеченность работой. Такое «вовлечение» затрагивает широкий спектр эмоций, вплоть до интимных переживаний. Совместно обсуждаются не только дела предприятия, но и многие личные события.
Руководитель интерактивного стиля заботится о достижении консенсуса, активном и увлеченном участии в работе всех членов коллектива, их взаимодействии и взаимопонимании. Интерактивный менеджер всячески поддерживает идею о том, что стремление к достижению целей предприятия расширяет возможности сотрудников в реализации их личных интересов.
Поскольку данный стиль руководства базируется на эмоциональном сопереживании, его часто называют «женским менеджментом». Интерактивный стиль особенно удачно себя показывает в творческих коллективах.
Командный стиль руководства
Командный стиль – это управление посредством группы (команды).
Управленческая команда – это единый организм, где каждый играет свою роль, и все дополняют друг друга. Их совместный результат есть не простая сумма отдельных усилий. Это всегда общее дело («мозаика»), в которое каждый член команды вносит свою неповторимую лепту.
Формирование управленческой команды – забота лидера. Среди способов ее создания: привлечение единомышленников, приглашение специалистов, делегирования коллегам значительной части полномочий лидера.
Командный стиль руководства за последнее десятилетие уверенно вышел на первое место по своей эффективности. Это связано с тем, что управление постоянно усложняется. Одному человеку просто не под силу решать столь сложные и разноплановые управленческие задачи.