Элементы и этапы инновационного проекта
Независимо от того, что явилось толчком, побудительной причиной для разработки новых технологий и продуктов, процесс их создания, т.е. инновационный процесс имеет свою структуру и логику. Инновационный проект, как всякий процесс появления чего-то нового, принято делить на три основных этапа:
- этап возникновения идеи;
- инкубационный этап;
- этап роста (саморазвития).
С точки зрения более эффективного воздействия на характеристики создаваемой технологии, т.е. для болееэффективного управления инновационным процессом принято разделять его на несколько функционально определенных и логически завершенных стадий. В частности, Сэм Нилсон из Шведского Института инноваций предлагает следующую последовательность стадий:
- определение требуемых спецификаций;
- генерация идеи;
- разработка инновационной идеи;
- создание прототипа(опытного образца) и проведение его испытаний;
- создание опытной партии продукции;
- выход на рынок.
Инновационный процесс соединяет в себе творческие и прагматические элементы, что характерно для проектной деятельности. Поэтому распространенным и вполне обоснованным является подход к инновационному процессу как к единому процессу проектирования и реализации проекта. С этой точки зрения предлагается разделить процесс создания и продвижения нового продукта (новой технологии) на шесть стадий (рисунок 9.2).
В ходе каждой из шести стадий осуществляются различные виды деятельности. Некоторые из них, например генерация новых технических идей, имеют место на протяжении всех стадий работы над проектом.
Рисунок 9.2 – Основные стадии создания и продвижения инноваций
Развернутое содержание стадий разработки инновационного проекта представлены на рисунке 9.3
I. Предварительная подготовка проекта 1. Обсуждение с сотрудниками отдела исследований и разработок текущих технических вопросов. 2. Обсуждение с сотрудниками других отделов новейших разработок, представляющих потенциальный интерес для вашей фирмы. 3. Участие в решении технических проблем в вашей области. 4. Спонтанные обсуждения рациональных предложений с коллегами. |
II. Возможности проекта 5. Рождение новой технической идеи. 6. Рождение идеи потенциального применения нового или улучшенного продукта. |
III. Принятие проекта 7. Соотнесение технической идеи с конъюнктурой рынка. 8. Превращение идеи в проект для проверки ее коммерческой обоснованности и вы движение проектного предложения. 9. Координация и корректировка деятельности формирующейся проектной группы. |
IV. Осуществление проекта 10. Руководство проектом. 11. Выполнение работы, необходимой для достижения целей проекта. 12. Решение технических проблем, возникающих в ходе реализации проекта. 13. Наблюдение за другими текущими разработками и конъюнктурой рынка; своевременное информирование проектной группы. 14. Устранение ненужных бюрократических барьеров, препятствующих работе проектной группы, и оказание ей поддержки личным опытом. |
V. Оценка результатов проекта 15. Определение соответствия разработки спросу на предполагаемом рынке. |
VI. Последующая передача проекта 16. Передача разработки следующему рабочему подразделению, которое возьмет на себя ответственность за последующую работу над проектом. |
Рисунок 9.3 – Развернутые стадии реализации инновационного проекта
Предварительная подготовка проекта. До начала официальной разработки проекта, ведется активная техническая работа, которая в дальнейшем послужит фундаментом для инновационного процесса. Ученые, инженеры и специалисты по маркетингу активно вовлекаются в дискуссии внутри и за пределами организации. Обсуждается широкий спектр новаторских идей. Технические работники ищут пути решения задач в своих областях специализации. При этом от 30 до 60% всей технической работы выполняются еще до начала непосредственной разработки проекта.
Возможности проекта. Идеи возможных проектов возникают из предварительной деятельности. Это могут быть технические концепции, направленные на усовершенствование продукта или технологии, или на новый потребительский интерес. Ориентированные на потребителя идеи возникают как в результате непосредственного контакта технических работников, специалистов по маркетингу и руководителей с потребителями или конкурентами, так и как плод оригинального мышления. Многие из таких идей воспринимаются как беспроигрышный вариант только потому, что были подсказаны потребителями.
Принятие проекта. По мере того, как идеи развиваются в ходе обсуждения их с точки зрения технологии и рыночного спроса, инновационный процесс переходит в стадию официальной разработки проекта. Составляется проектное предложение в письменной форме, производятся смета и расчет сроков, предпринимаются неофициальные усилия и официальные презентации с целью получить разрешение на осуществление проекта.
Осуществление проекта. Когда проект одобрен, начинается интенсивная работа. Кто-то берет на себя планирование, руководящие и координирующие функции. Инженеры и ученые решают технические задачи, генерируют идеи, анализируют результаты предыдущих разработок. Специалисты по маркетингу и менеджменту анализируют конкурентов и потребителей. Руководители должны активно защищать достоинства и бюджет проекта, не допустить его срыва. Если проект не будет сорван, цели проекта непременно будут достигнуты.
Последующая передача проекта. Если проект выдерживает проверку, осуществляется его дальнейшая передача, например из исследовательского отдела в производственный. Некоторые детали проекта могут потребовать дополнительной технической документации. Можно направить ведущих технических работников в нижестоящий отдел, где они поделятся опытом и энтузиазмом, так как там часто нуждаются в инструктаже в областях технологии и маркетинга; это обеспечит стабильную преемственность проекта. В нижестоящем отделе весь цикл стадий повторяется заново, может быть, за исключением первых двух. Эта преемственность по нисходящей линии продолжается до тех пор, пока инновационный процесс не будет завершен снизу доверху.
Движение по инновационному алгоритму в глобальном смысле бесконечно, поскольку на участников этого процесса – ученых и предпринимателей – действует с одной стороны рыночный спрос, а с другой стороны – «пресс» научных знаний. Эти стадии показаны на рисунке 9.2 в логически связанной последовательности, хотя в реальной практике эта последовательность может не соблюдаться, а некоторые из стадий могут даже отсутствовать. Представленную схему необходимо рассматривать как алгоритм, в котором последовательность выполнения последующих операций будет зависеть от результата выполнения предыдущих. При идеальном ходе реализации проекта конец одной стадии совпадает с началом последующей. Оценка результатов проделанной работы иногда приводит к возобновлению работы над реализацией проекта. И, разумеется, проект может быть отменен практически на любой стадии. При этом неизбежно возвращение на стадию предварительной подготовки проекта. Основная концепция управления этим процессом на начальных стадиях состоит в повторении цикла «анализ последствий– перепланирование» до тех пор пока ожидаемые последствия, т.е. характеристики создаваемой технологии, не станут удовлетворительными.