Основные стратегии участников инновационного проекта
Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.
Можно выделить следующие основные стратегии, используемые участниками инновационных проектов при их реализации (классификация Б. Твисс).
Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Она характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Но наступательная стратегия может быть реализована и небольшими предприятиями (особенно инновационными организациями), если они концентрируют усилия на одном или двух инновационных проектах.
Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции. Такую стратегию используют предприятия, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.
Промежуточная стратегия характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. При промежуточной инновационной стратегии предприятия (в основном небольшие) заполняют пробелы в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли. Анализ экономической обстановки и внешней среды, проводимый при выборе стратегии, выявляет такие пробелы (ниши) в наборе выпускаемых новшеств. Наличие таких ниш объясняется определенной слабостью других предприятий (в том числе лидера), отсутствием их возможностей или нежеланием заполнить имеющиеся пробелы (например, из-за небольшого рынка). Такая стратегия часто используется применительно к модификациям базовых моделей новшеств.
Поглощающая стратегия (лицензирование) предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные объединения (компании), имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР), не могут осуществлять работы по всему спектру эффективных нововведений. Поэтому многие из них инновационную политику проводят не только на основе использования нововведений, полученных собственными силами, но и с учетом возможностей использовать инновации, разработанные другими. Это означает, что они применяют поглощающую инновационную стратегию наряду с другой (например, с наступательной).
Имитационная стратегия характерна тем, что предприятия при этом используют выпущенные на рынок новшества (продуктовые, технологические, управленческие) других организаций с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией. Эти предприятия обладают высокой культурой производства, организационно-технологическим потенциалом, хорошо знают требования рынка, а порой имеют достаточно сильные рыночные позиции. При этом за основу могут быть приняты инновации, разработанные и освоенные как крупными предприятиями, так и малыми инновационными организациями. Нередко такие предприятия-имитаторы занимают лидирующее положение в своей отрасли и на соответствующих рынках, обойдя первоначального лидера-новатора. При определенных условиях имитационная стратегия становится очень прибыльной.
Разбойничья стратегия может быть использована в тех случаях, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры изделий (например, повышение срока службы, их надежности), выпускавшихся ранее. Распространение принципиальных новшеств приводит к уменьшению размеров рынка последних. Этой стратегией пользуются обычно малые инновационные организации из другой области, но имеющие новые технологии, принципиально новые технические решения по производству уже выпускаемых изделий. Такую стратегию могут выбрать и предприятия из той же области со слабыми до сих пор рыночными позициями, если у них на определенном этапе появляются технологии прорыва. Разбойничья стратегия эффективна лишь на начальных этапах распространения и реализации новшеств.
Также можно предложить использовать следующую классификацию инновационных стратегий, в зависимости от типов участников (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Стратегическое поведение фирм-новаторов
Виоленты - крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой. Деятельность виолентов ориентирована на массовый рынок и удовлетворяет массовые, стандартные потребности. Виоленты обладают высоким инновационным потенциалом, что позволяет им благодаря наличию свободных финансовых средств, научных разработок и материально-технических средств, с одной стороны, разработать новшество, а с другой стороны, освоить в производстве и осуществить его коммерциализацию. В инновационной сфере виоленты могут выступать в роли новатора и инноватора.
В развитых странах к виолентам можно отнести крупные предприятия оборонного сектора, нефтегазовой промышленности.
На начальном этапе виолент является «гордым львом». Компания активно развивается в выбранном перспективном направлении. Однако высокая динамика развития «гордого льва» сопровождается неустойчивостью положения компании в молодой, развивающейся отрасли.
Динамика развития некоторых компаний, занятых в сфере высоких информационных технологий, в конце 90-х годов определялась как 1000-кратный и выше прирост первоначального капитала в год.
С течением времени развитие виолента замедляется, в его положение на рынке стабилизируется, «гордый лев» переходит в стадию «могучего слона». Это фирма, обладающая широко развитой инфраструктурой, сетью филиалов. Наличие ресурсов и устойчивая конкурентная позиция позволяют «могучему слону» осуществлять инвестирование различных перспективных направлений. Виолент на этой стадии способствует продвижению востребованных рынком инноваций и извлекает максимальную прибыль из применения нововведений в различных отраслях экономики.
Последняя стадия развития виолента – «неповоротливый бегемот». Компания превращается в него из-за чрезмерной диверсификации своей деятельности. Появляются убыточные бизнесы, фирма теряет устойчивость. На данном этапе виолент должен предпринимать шаги по восстановлению своей финансовой устойчивости, включая действия по изменению структуры диверсифицированного портфеля.
Фирмы виоленты могут выступать в инновационном процессе в качестве новаторов, инвесторов и инноваторов.
Патиенты - компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок. Патиент занимает узкую рыночную нишу и обслуживает нестандартных потребителей. Это крупные, малые и средние фирмы.
Патиенты носят название «хитрые лисы». Оно точно характеризует их приспособительную инновационную политику. Фирма - патиент создает продукт со специфическими характеристиками. В силу уникальности инновационного продукта, предлагаемого данной фирмой, конкуренция в занимаемом ею сегменте невысока, а это создает дополнительные преимущества. Из-за узкой специализации своей деятельности патиент сильно зависит от рыночной конъюнктуры, что является слабой стороной «хитрой лисы». Другая проблема малой и средней фирмы - патиента заключается в опасности ее поглощения виолентом.
Эксплеренты - компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств.
Это маленькие инновационные фирмы – «первые ласточки». Особенность эксплерента состоит в том, что их инновационный потенциал включает в основном интеллектуальные ресурсы, с помощью которых разрабатываются инновационные продукты. Финансового и материально-технического обеспечения эксплеренту не хватает, поэтому осуществить продвижение своей разработки он не в состоянии. Эксплеренты - это фирмы-новаторы, осуществляющие начальные этапы инновационного процесса. Такие фирмы нуждаются в финансовой поддержке. Если помощь предоставляется, то происходит стремительное развитие эксплерента. Эксплерент превращается в виолента. При отсутствии поддержки эксплерент быстро вытесняется с рынка, после чего возможными сценариями развития могут быть либо банкротство, либо утрата автономности. Превращение малой инновационной фирмы в подразделение виолента позволяет ей осуществить инновационную деятельность, не испытывая дефицита финансовых ресурсов. А виолент получает доступ к ноу-хау подконтрольной компании.
Коммутанты - фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции.
Стратегия подражательства характерна для многих мелких компаний. В соответствии с классификацией, коммутаны называются «серыми мышками». Их роль заключается в содействии диффузии инноваций. Их деятельность в основном связана с производством легальных копий продуктов известных компаний, а также предоставление услуг по послепродажному сервису инновационных продуктов.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
3.1 Сущность планирования инноваций
Управление предприятием состоит в подготовке, принятии и реализации управленческих решений на базе изучения и оценки внешней и внутренней обстановки, прогнозирования и планирования принимаемых решений.
Управление включает в себя планирование, организацию и координацию планируемой деятельности. Решения могут быть разными по масштабам (региональный масштаб или масштаб предприятия) и длительности сроков их разработки и реализации (от нескольких минут до года и более); связанными с большими или меньшими изменениями производственного профиля предприятия, его ресурсной базы и структуры. Затраты на реализацию решений могут быть крупными и минимальными, а последствия решений – локальными и краткосрочными или глобальными и продолжительными.
Планирование состоит в планировании целей и задач, а также путей, средств и методов их достижения.
Планирование в управлении инновациями охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике: разработку планов и программ инновационной деятельности, их обеспечения финансовыми и материальными ресурсами.
Планирование в рыночной экономике не имеет директивного характера, однако, оно позволяет четко определять стратегию развития, использовать систему показателей деятельности организации.
Объектом планирования в организации являются ее инновационная деятельность.
Принятие плановых решений всегда связано с оптимальным использованием ресурсов для осуществления инновационной деятельности: трудовых; производственных фондов (модернизация оборудования, усовершенствование технологий, обновление основных фондов: здания, сооружения, машины, оборудование, инструмент, обеспечение сырьем и материалами); финансовыми и материальными ресурсами; информационными – особо важным ресурсом инновационного менеджера; временными – важнейший предмет планирования, присутствует во всех показателях планирования; предпринимательского и инновационного таланта (особый вид людского ресурса, представленный деятельностью по координированию и комбинированию всех других ресурсов. Он проявляется в умении рационально осуществлять инновационную деятельность и основан на ответственности, инновациях, стратегическом мышлении и видении).
Среди всех функций управления планирование занимает центральное место, так как оно призвано строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды. Высокое качество разработанных планов и программ, их строгая увязка по всем подразделениям организации, согласованность с располагаемыми ресурсами позволяет наиболее эффективно управлять организацией.
Планирование в управлении инновациями включает:
1. Организация и проведение исследования рынка для внедрения инноваций:
- анализ факторов внешней и внутренней среды, включая состояние и возможности производства;
- анализ НИОКР, новых технологий, новых образцов продукции, маркетинга, финансовых возможностей;
2. Составление планов мероприятий по направлениям:
- проведение научно-исследовательских работ по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление образцов новой продукции, новой техники;
- организация и проведение опытно-конструкторских работ;
- подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новой продукции;
- проектирование, изготовление, испытание и освоение новых оборудования и оснастки;
- технологическая подготовка производства и внедрение новой техники и технологии;
- разработка и применение новых организационных структур управления;
- применение или приобретение необходимых информационных средств;
- подготовка, обучение, переквалификация, набор персонала для инновационной деятельности;
- разработка плана маркетинга, включающего организацию маркетинговых мероприятий, формирование каналов сбыта, позиционирование новшеств на рынке;
3. Поиск резервов дальнейшего обновления и совершенствования производства.
Для получения исходной информации необходимой для начала процесса планирования используется ряд методов, к которым можно отнести SWOT – анализ оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды. Анализ среды фирмы осуществляется с целью:
- выявления в ее потенциале силы (S);
- выявления в ее потенциале слабости (W);
- установления возможностей (О), предоставляемых организации ее внешней средой;
- выявления угроз (Т) для фирмы со стороны внешней среды.
После составления списка сильных и слабых сторон потенциала организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды между ними устанавливают связи. Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа (рисунок 3.1). Она строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось).
Каждый вектор разбивается на два раздела (уровня состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала фирмы. На пересечении получаем четыре поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций:
I. Поле SO – «сила – возможности». Фиксируются те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование предоставившихся возможностей. Если в целом по некоторой открывающейся возможности ее позиции очень сильны, то это поможет принять соответствующую стратегию их использования.
II. Поле ST – «сила – угрозы». Фиксируются те слабые стороны потенциала организации, которые не дают шанса использовать предоставившиеся возможности. Могут рассматриваться стратегии развития потенциала.
III. Поле WT – «слабость – угрозы». Это наихудшее сочетание для организации. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь разработкой стратегий развития своего потенциала.
Оценка потенциала | ВНЕШНЯЯ СРЕДА ФИРМЫ | |||
Возможности (0) | Угрозы (Т) | |||
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ФИРМЫ | Сила (S) | 1. Поле SO | 2. Поле ST | |
Слабость (W) | 3. Поле WO | 4. Поле WT | ||
Рисунок 3.1 - Общий вид матрицы SWOT-анализа
IV. Поле WO – «слабость – возможности». Руководству организации следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон состояния организации или целесообразность поиска стратегии развития потенциала.
3.2 Особенности планирования инновационных проектов
В управлении проектом планирование (программирование, детальная программа) занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации проекта. Основная цель планирования - интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта.
План реализации инновационного проектапредставляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи. Таким образом, план содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной инновационной программы.
Система планов. По целям различают стратегический и текущий планы реализации проекта.
Стратегический план определяет: целевые этапы и основные вехи проекта, характеризующиеся сроками завершения комплексов работ, сроками поставки продукции (оборудования), сроками подготовки фронта работ и т.д.; кооперацию организаций-исполнителей; потребности в материальных, технических и финансовых ресурсах с распределением по годам, кварталам. Основное назначение стратегического плана - показать, как промежуточные этапы реализации проекта логически выстраиваются по направлению к его конечным целям.
Текущий план уточняет сроки выполнения комплексов работ и потребность в ресурсах, устанавливает четкие границы между комплексами работ, за выполнение которых отвечают различные организации -исполнители, в разрезе года и квартала.
Планы могут детализироваться по уровню проекта (степени охвата работ проекта): план проекта в целом, планы организаций - участников проекта, планы отдельных видов работ (этапов, стадий, основных вех). План проекта в целом называется сводным или комплексным и охватывает все работы проекта. Планы отдельных организаций-участников (поставщиков, инвесторов, исполнителей) или отдельных видов работ (план НИОКР, бюджет проекта, план поставок и т. д.) являются частными, или детальными.
Содержательно планы подразделяются на продуктово-тематический, календарный, технико-экономический (ресурсный) и бизнес-план.
Продуктово-тематический планинновационного проекта представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс заданий НИОКР, а также работ по их обеспечению для эффективной реализации целей проекта. В процессе продуктово-тематического планирования по заданиям, включенным в проект, определяются следующие параметры:
- состав этапов работ и сроки их выполнения;
- состав ответственных исполнителей и соисполнителей по этапам;
- сметная стоимость каждого этапа, в том числе затраты на НИОКР, капитальные вложения, прочие затраты с разбивкой по годам;
- перечень важнейших материально-технических ресурсов, необходимых для реализации задания, с разбивкой по годам;
- расчеты экономической эффективности;
- карты технического уровня по новым видам продукции и по новым
- технологическим процессам.
Эффективным методом разработки продуктово-тематического плана являются программно-целевые методы, инструментом - «дерево целей» и «дерево работ», а основной формой - разработка комплексной программы реализации проекта.
Календарный планинновационного проекта определяет продолжительность и объемы работ, даты начала и окончания выполнения работ, тем, заданий проблемно-тематического плана, резервы времени и величины ресурсов, необходимых для выполнения проекта. Календарные расчеты имеют своей целью регламентацию слаженного и согласованного хода работ с учетом целесообразной их последовательности и взаимосвязи по каждой теме (заданию) проблемно-тематического плана и по отдельным организациям-исполнителям (детальные календарные планы), а также по проекту в целом (сводный оптимальный календарный план). В качестве метода календарного планирования в системе управления инновационными проектами рекомендуется использовать методы сетевого планирования и управления (СПУ). Система СПУ предусматривает детальное изучение будущих работ и представление их в виде специального чертежа -сетевою графика. Технологически процесс построения сетевого графика и разработки календарного плана разделяется на следующие основные этапы и шаги:
1. Уточнение целей и ограничений проекта:
- целей: продолжительность, качество;
- ограничений: стоимость, наличие производственных ресурсов.
2. Построение сетевого графика:
- составление перечня работ;
- установление связей между работами, этапами (топологии сети);
- построение сети зависимостей (частные и сводные сетевые графики).
3. Разработка календарного плана (анализ проекта во времени):
- оценка длительности каждой работы;
- определение продолжительности выполнения отдельных задач, этапов, стадий и всего проекта;
- расчет параметров сети: расчет дат начала и окончания каждой задачи и проекта в целом; определение критического пути проекта; расчет резерва времени; оптимизация (перепланирование) сети.
4. Оценка наличных ресурсов, определение необходимых ресурсов, их стоимости и распределение ресурсов по задачам проекта.
Использование при календарном планировании проекта сетевых методов позволяет определить наиболее ответственные работы, составляющие критический путь проекта; установить минимальное время завершения проекта; выделить работы, задачи с высоким риском; выделить слишком интенсивные периоды деятельности. Основные процедуры и методы сетевого планирования инновационных проектов применяются в соответствии с известной общей практикой СПУ.
Технико-экономический план(или ресурсный) представляет собой план ресурсного обеспечения инновационного проекта (материально-технического, интеллектуального, информационного, денежного) и определяет состав и потребность в ресурсах, сроки поставок и потенциальных поставщиков и подрядчиков. В процессе ресурсного планирования подготавливаются и про водятся подрядные торги, заключаются договора (контракты) на поставку. Договор поставки ресурсов является основополагающим документом, регламентирующим сроки, объемы и условия поставки ресурсов. Особым видом ресурсов являются денежные средства (финансы). Планирование затрат должно осуществляться таким образом, чтобы они могли удовлетворить потребности в финансовых ресурсах в течение всего времени осуществления проекта. Для этого составляется бюджет проекта.
Бюджет инновационного проекта- это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели. Общий бюджет показывает расход средств на проект год за годом в течение всего периода времени его осуществления. При этом бюджет первого года с поквартальной и помесячной разбивкой определяется достаточного точно, а бюджеты будущих лет могут изменяться с изменением цен. На общем бюджете основываются планы отдельных исполнителей. Бюджет проекта имеет двоякое значение: во-первых, это план действий, а во-вторых, инструмент для руководства и контроля. Правильно составленный бюджет проекта направлен на решение двух основных задач:
- обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы выполнить проект в соответствии с временными и финансовыми ограничениями;
- снижение объема затрат и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.
Исходной информацией для планирования затрат на проект являются: сметная документация по проекту и календарный план проекта. Планирование затрат при составлении бюджета проекта ведется от общего к частному, и распределение денежных средств на проект по календарным периодам осуществляется в три шага.
1. Последовательно суммируется стоимость всех работ календарного плана и строится интегральная кривая освоения денежных средств в течение всего времени осуществления проекта. При этом рассматриваются альтернативные варианты планирования затрат: при ранних сроках начала работ, при поздних сроках начала работ и усредненный, наиболее вероятный вариант распределения затрат во времени.
2. Размер необходимых затрат в каждый временной период определяется путем суммирования стоимости работ, которые выполнены в этот период по календарному плану.
3. Осуществляется распределение затрат во времени по каждому виду работ. При этом рассматриваются возможные варианты использования средств: нормальный, ускоренный и замедленный.
Процесс планирования. Деятельность по разработке инновационных планов охватывает все этапы проектного управления: от разработки концепции проекта до контроля исполнения календарных планов и расходования ресурсов.
На этапе разработки концепции проекта формируется продуктово-тематический план проекта в форме инновационной программы. Для этого проводятся количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам («дepeво целей»); выбор организационно-технологических решений; продуктово-тематическая разработка проекта («дepeво работ» и расчет основных параметров проекта. На этапе планирования реализации инновационного проекта разрабатываются календарные и ресурсные планы. Для этого строятся частные и сводные сетевые модели комплексов работ; разрабатываются детальные и сводные календарные планы; определяется потребность в ресурсах и анализируется реализуемость проекта. На этом же этапе производится оформление документов по па кету планов и утверждение планов и бюджета. На этапе контроля хода реализации проекта осуществляется контроль за выполнением плановых заданий непосредственных исполнителей и по необходимости корректировка планов. Номенклатура и глубина разработки отдельных этапов изменяются в зависимости от масштаба и вида инновационного проекта.
3.3 Особенности разработки финансового плана проекта
Финансовый план – важнейший раздел бизнес-плана, призванный обобщить все предшествующие положения и материалы бизнес-плана и представить их в стоимостном выражении. При разработке финансового плана рекомендуется составить несколько документов, необходимых для принятия решения:
- прогноз объемов реализации;
- баланс денежных расходов и поступлений;
- таблицу доходов и затрат;
- прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия;
- график достижения безубыточности.
Эти документы являются общепринятыми в мировой практике бизнес-планирования и весьма удобны для анализа.
Прогноз объемов продаж обычно составляют на три года вперед, причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго– покварально, для третьего года - общим объемом за год. Прогноз должен основываться на оценке сектора рынка, для которого предназначен новый продукт, при этом необходимо учитывать и прогнозировать возможные колебания спроса на продукт.
Баланс денежных расходов и поступлений– документ, показывающий сколько денег потребуется или будет в наличии на любом этапе реализации проекта. на основании этого документа принимаются решения о платежеспособности предприятия; из него также складывается общая стоимость затрат на проект. Если сбыт продукции будет связан с длительным замораживанием средств в расчетах с покупателями, то есть в дебиторской задолженности, то для поддержания ликвидности (платежеспособности) придется в какие-то периоды времени делать дополнительные денежные«вливания», которые увеличивают потребность фирмы в инвестициях и кредитах. Надо отметить, что недооценка проблемы ликвидности и занижение объемов инвестиций- одна из основных причин коммерческих неудач начинающих предпринимателей. Формы балансов денежных расходов и поступлений приводятся в литературе, а также в компьютерных программах по разработке бизнес-планов.
В таблицу доходов и расходов включаются: доходы от продаж; издержки производства; суммарная прибыль от продаж; общехозяйственные расходы; чистая прибыль. На первый год проекта таблица составляется помесячно (или поквартально), далее на каждый год проекта.
Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия необходим для оценки распределения средств по активам различных типов в результате реализации проекта. Рекомендуется составлять примерный баланс предприятия на начало года, для того чтобы оценить за счет каких пассивов планируется пополнить активы.
Задача финансового раздела бизнес-плана – подтверждение возможностей предприятия по реализации намеченных планов по исполнению им проекта и его возможности по возврату запрашиваемых кредитов и/или инвестиций. Финансовый раздел бизнес-плана обычно состоит из описания исходных предпосылок использованных при расчетах, расчета потоков наличности (Сash flow), указания общего объема инвестирования, источников и форм его получения, а также анализа экономической эффективности проекта.
Финансовый план – это только количественное выражение маркетинговых, производственных и организационных планов; отчет о движении денежных средств призван показать ход реализации проекта в цифрах.
Построение Cash Flow. Cash Flow – отчет о движении денежных средств, он отражает реальные платежные транзакции, т.е. поступления и списания по счетам и кассе предприятия. В Cash Flow учитываются все поступления и выплаты, производимые предприятием в процессе осуществления им хозяйственной деятельности.
Структура Cash Flow. В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности IAS Cash Flow должен состоять из трех разделов, учитывающих денежные потоки по следующим видам деятельности предприятия:
1) операционная деятельность – основная деятельность предприятия: производство продукции, оказание услуг и/или продажа товаров. Здесь отражаются все поступления (доходы) и выплаты (расходы) непосредственно связанные с его основной деятельностью; при описании операционной деятельности необходимо прогнозировать условия закупки сырья и материалов и условия реализации продукции, такие как: периодичность, предоплата, сроки доставки, минимальный объем партии и др.
2) инвестиционная деятельность – операции по приобретению активов и их реализации. Здесь отражаются все поступления (доходы) и выплаты (расходы), связанные с приобретением и продажей активов: производственных, финансовых, инвестиционных;
3)финансовая деятельность – операции по привлечению и возврату капитала: получения и погашения займов и процентов по ним, привлечения инвестиций, увеличения капитала, выплаты дивидендов, размещения ценных бумаг.
Методы построения Cash Flow. Существуют два основных метода построения отчета о движении денежных средств: косвенный и прямой.
1) Косвенный метод. В этом методе чистый денежный поток определяется по формуле:
Чистый денежный поток от операционной деятельности =
= Чистая прибыль + Амортизационные отчисления + (-)
+ (-) Изменения в оборотном капитале
Изменения в оборотном капитале это рост или сокращение значений дебиторской и кредиторской задолженностей, стоимости производственных запасов, полученных авансов и других текущих активов и краткосрочных обязательств.
2) Прямой метод. Согласно этого метода чистый денежный поток определяется по формуле:
Чистый денежный поток от операционной деятельности =
= Поступления от реализации продукции и услуг-
- Выплаты (производственные и другие операционные затраты)
По итогам построения Cash Flow производится анализ экономической эффективности проекта, состоящий из расчета и анализа показателей эффективности проекта и анализа чувствительности проекта к изменению основных исходных показателей. Для анализа эффективности проекта по показателям применяется две группы методов: статические и динамические.
Статические методы используются главным образом для предварительной и быстрой оценки привлекательности проектов и рекомендуются для применения на ранних стадиях экспертизы инвестиционных проектов.
Чаще всего используются методы анализа точки безубыточности проекта (BEP), расчет показателя рентабельности инвестиций (ROI), срока окупаемости (периода возврата) инвестиций (PB) и срока операционной самоокупаемости проекта.
Динамические методы оценки эффективности инвестиций учитывают изменение стоимости денег за время реализации проекта времени посредством применения метода дисконтирования. К этим методам относятся: метод текущей стоимости (NPV), индекса доходности (PVI, PI), метод внутренней рентабельности (IRR), метод окупаемости, метод аннуитета и др.
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
4.1 Цели и задачи разработки бизнес-плана инновационного проекта
Бизнес-планирование – это процесс подготовки экономических, финансовых и правовых решений по созданию, развитию или изменению содержания деятельности предприятия. Бизнес-план охватывает предприятие в целом либо его часть. Он составляется не на продолжение обычной текущей деятельности, а на что-либо новое, требующее дополнительных затрат. Любой бизнес-план является в той или иной степени инновационным. Однако бизнес-планы инновационных проектов состоят в разработке инновационных решений различных видов.
Цель бизнес-планирования заключается в том, чтобы определить, оценить и обосновать необходимость или целесообразность осуществления мероприятий по совершенствованию продукции, технологии или организации производства на действующих предприятиях, создания и развития нового предприятия и его эффективности, разработать планы реализации инновационных решений.
Поскольку проектируемая деятельность многосложна и имеет множество внутренних и внешних связей, в бизнес-плане должны быть согласованы все существенные аспекты и элементы будущих действий, процессов, событий. При этом целесообразно предусмотреть разные варианты развития событий, поскольку многие из них, особенно в части инноваций, имеют вероятностный характер: могут произойти или нет, свершиться так или иначе. Таким образом, бизнес-план составляется на наиболее вероятный желаемый ход событий (на варианты развития ситуации).
Бизнес-планированием охвачена деятельность, связанная с инвестициями, инновациями на период ее проведения и окупаемости инвестиций.
Бизнес-план разрабатывается:
– для инновационных проектов и мероприятий, финансируемых за сче