Классификация управленческих решений

Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:

– по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);

– надежности исходной информации (па основе надежной информации, рисковые и ненадежные);

– в соответствии со временем реализации (долго-, средне- ,краткосрочные);

– степени влияния на будущее организации (стратегические, тактические, оперативные);

– частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);

– производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);

– числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);

– числу лиц, принимающих решения (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);

– учету изменения данных (жесткие, гибкие);

– независимости (автономные, дополняющие друг друга);

– сложности (простые и сложные).

Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать следующим образом:

– ситуационные, рутинные, ведомственные решения;

– решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);

Цели организации

• структура

• задачи

• технология

• ресурсы (люди – самый дорогой ресурс)

• Цель — это конкретное конечное состояние, которого стремится добиться группа. Цель определяет направление движения. Все решения руководства направлены на то, чтобы приблизить организацию к цели. Главные общие цели направлены на:выживание; •прибыль;перспективы.

Крупные организации — многоцелевые. Они формулируют цели в разных областях, таких как:

•разработка новой продукции;

•качество услуг; •подготовка кадров и т.д.

Цели отдельных подразделений организации должны быть согласованы между собой в рамках общей цели.

Структура — это взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет эффективно достигать целей организации.

Структура организации должна логически выстраиваться, исходя из целей организации.

Структура может быть плоской (или горизонтальной) или высокой (многоуровневой). Это зависит от сферы контроля — числа лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю.

Если руководитель контролирует большое число подчиненных, то сфера его контроля широкая, а структура — плоская.

Если руководитель контролирует небольшое число подчиненных, то сфера его контроля узкая, а структура — высокая.

Сфера контроля и структура будут зависеть от специфики организации, ее целей и

решаемых ею проблем.

Задача— предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным
способом и в установленные сроки. Каждая должность включает ряд

Задач как необходимый вклад в достижение целей организации.

Традиционно задачи делятся на 3 категории: 1) работа с людьми; 2)работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами);3)работа с информацией.

Например, работа бухгалтера в основной связана с информацией, мастер участка работает с людьми, а работа токаря — это работа с предметами.

Задачи характеризуются частотой повторения и временем выполнения. Если задача может быть выполнена за короткое время (несколько секунд), и она повторяется множество раз в день, то труд носит монотонный характер. Работники конвейерного производства заняты таким трудом.

Управленческая работа по своим задачам характеризуется разнообразием, а время на ее выполнение увеличивается от низового к высшему уровню.

Люди — наиболее важная внутренняя переменная в свете современных концепций менеджмента. Характеристиками личности, поведение и деятельность, выступают:

• статус личности;

• общественно-функциональные роли;

• ценностные ориентации;

• мотивы;

• характер;

• темперамент;

• потребности;

• способности;

• ожидания;

• восприятие и др.

влияющими, на Все внутренние переменные взаимосвязаны, изменение одной из них влияет на все другие. Совокупность внутренних переменных образует рабочую среду, которая с помощью процесса управления приспособлена к потребностям организации.

Миссия организации

Некоторые авторы, важное значение придают миссии организации, понимаемой как основная общая цель организации, причина ее существования. Именно миссия определяет цели, стоящие перед организацией, ее стратегию и тактику.
Так, например, Генри Форд определил миссию компании "Форд" как стремление обеспечить людей дешевым транспортом.

Миссия компании по производству видеотехники может быть определена как стремление обеспечить видеотехникой возможно более широкий круг покупателей или как стремление создавать сложные системы, обеспечивающие максимальные возможности для избранного круга потребителей.

Выбор миссии определяет цели, которые ставит перед собой организация. Поэтому можно дать и такое определение целей: "Цели — это те направления деятельности организации, реализуя которые она осуществляет свою миссию".

Миссия включает задачи, решение которых стремится взять на себя организация, определяя тем самым свое место и значение в обществе, а также определение характера взаимодействия с внешней средой и внутреннего устройства организации, культуры взаимоотношений внутри организации. Естественно, что миссии различных организаций в обществе различны. Они зависят и от вида деятельности, и от формы собственности, и от ценностной ориентации высшего руководства.

Однако миссия организации должна быть четко сформулирована, поскольку отсутствие единого понимания миссии среди управленцев, определяющих деятельность организации, может привести к разнобою и несогласованности действий.
Таким образом, цели, стоящие перед организацией, определяются системой ценностей ее высшего руководства, миссией организации и реальными условиями, в которых она функционирует.
Как уже говорилось выше, под целью мы понимаем состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация.
Цели организации бывают различных видов. Они подразделяются на стратегические и тактические.
Стратегические цели формируются при определении долговременной политики развития организации, а тактические — при решении оперативных задач управления.

Естественно, что при формировании тактических целей учитываются стратегические цели организации. Более того, тактические цели ставятся организацией для обеспечения достижения ее стратегических целей. В то же время совокупность тактических целей при их анализе может оказывать влияние на корректировку стратегических целей.

Если же в процессе становления организации формирование стратегических целей осуществляется после этапа экспериментального функционирования на основании решения частных тактических задач, то можно говорить о значительном влиянии тактических целей на формирование стратегических целей.

Однако более распространены и оправданны ситуации, когда тактические цели формируются для реализации стратегических целей организации.

Цели бывают траекторные и точечные. Траекторные, или, как их еще называют, направляющие, определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. Например, цель "увеличение прибыли предприятия" лишь направление, в котором организация стремится изменить прибыль, получаемую предприятием.

В то же время точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата (например, обеспечить прибыль предприятия в текущем году в размере 75 млн. долл.).

Могут быть цели различных иерархических уровней. Если целью 0-го уровня считать генеральную цель, например "обеспечение производства конкурентоспособной продукции", то целями 1-го уровня могут быть "реструктуризация производства", "введение в действие новой технологической линии", "повышение квалификации специалистов", "изменение системы материального стимулирования работников" и т. д.

Миссиярассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существуеторганизация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач:

• выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда;

• определить основные принципы конкурентной борьбы;

• выработать общую базу для разработки целей организации;

• выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.

Цели миссии— это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).

При разработке миссии учитываются следующие группы факторов:

• История возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.

• Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.

• Ресурсы, т. е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п.

Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.

• Отличительные достоинства, которыми обладает организация.

Например, миссия гостиничной компании "Марриот" формулируется следующим образом: "Мы стремимся быть лучшими в мире по обеспечению пребывания и пищей наших клиентов путем поощрения персонала предоставлять клиентам необыкновенные услуги и соблюдать интересы акционеров".

Следование приведенным выше правилам — весьма сложная задача. Это является одной из главных причин того, что далеко не все организации имеют четко сформулированные миссии, а некоторые их просто не имеют.

Вопросы для самоподготовки

• Организационная среда организации.

• Внутренняя среда организации и ее характеристики.

• Понятие миссии организации.

Основнаялитература:

• Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2010. – 528 c.

• Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011.

• Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 640 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

Дополнительная литература:

4. Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил.

6. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2008.

7. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Лекция 22

Наши рекомендации