Тема 2.8 Общие принципы организации (принципы оптимальности)

План

• Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления.

• Принцип прямоточности.

• Принцип ритмичности.

• Принцип синхронизации (системный принцип).

Принципов оптимальности четыре: принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления, принцип прямоточности, принцип ритмичности, принцип синхронизации (системный принцип).

1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления.В каждой компании должно быть найдено наилучшее сочетание объемов административных, технологических и патронажных функций производства и управления».

Потребность человека во власти, самовыражении и самопроявлении побуждает многих руководителей усиливать централизацию производства и управления. Это свидетельствует о наличии «синдрома большого бизнеса», при котором существенно нарастают трудности как в производстве так и в управлении. Данный принцип требует вовремя производить объединение или разъединение компаний или подразделений. Внешними сигналами для проведения этой работы являются снижение спроса на товары, рост затрат на управленческий аппарат, рост незапланированных увольнений персонала.

2. Принцип прямоточности.Производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений.

Если в качестве примера взять информацию, то ее достоверность и ценность также напрямую зависят от выбранного пути доставки. Так, изначально абсолютно достоверная и очень ценная информация, проделав долгий путь и поступив к пользователю слишком поздно может к этому моменту оказаться недостоверной и дезориентирующей.

3. Принцип ритмичности.Производственные и информационные процессы должны идти с заданным уровнем равномерности в течение заданных временных интервалов.Ритмичность обеспечивает согласованность производительности труда на различных участках единого технологического процесса.

4. Принцип синхронизации (системный принцип).Среди производственных и информационных процессов или подразделений необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим деятельности которой должны подстраиваться другие процессы или подразделения компании.

Динамика рыночных отношений требует достаточной гибкости в организации бизнес-процессов: что-то следует временно или постоянно усиливать, что-то — ослабить, кого-то выделить и оказывать ему наибольшую поддержку, а кого-то такой поддержки лишить. Этот принцип способствует реализации другого принципа — «приоритета структур над функциями в действующих компаниях». Вместо того чтобы менять состав структуры можно ее переориентировать на новые подразделения или процессы.

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите известные классификации принципов организации.

2. Каковы общие принципы организации и их роль в управлении организацией?

3. Как определяется статическое и динамическое состояние организации?

4. Назовите принципы статического состояния организации.

5. Каков состав принципов динамического состояния организации?

Основнаялитература:

• Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2010. – 528 c.

• Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011.

• Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 640 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

Дополнительная литература:

4. Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил.

6. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2008.

7. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Лекция 18

Тема 2.9Проектирование организационных систем управления (ОСУ)

План

• Понятие проектирования ОСУ

• Стадии процесса формирования ОСУ

• Методы проектирования ОСУ

Понятие проектирования ОСУ

Проектирование организационной системы представляет собой процесс создания прообраза будущей организации. Оно должно включать в себя не только описание организации на начальный момент ее существования, но и прогноз ее дальнейшего развития. Особое место в этом процессе отводится формированию организационной структуры.

Процессы проектирования организационных систем неразрывно связаны с необходимостью корректировки структур уже действующих организаций. Процесс организационного проектирования состоит в последовательном сближении рациональной структуры управления с ее эталонной моделью. Важно то, что этот процесс происходит не только на этапе создания организации, но и после начала ее работы. При этом методы проектирования позволяют осуществлять оценку и выбор наиболее эффективных вариантов организационных решений, один из которых может быть принят к практической реализации.

Особое значение при проектировании организационной системы имеет влияние внешней среды на построение организации и система связей элементов структуры с элементами внешней среды.

Одним из главных недостатков, применявшихся методик проектирования организационных структур управления, является их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. В условиях рыночных отношений состав и содержание функций управления меняются. Поэтому важным условием при проектировании организационной структуры являются цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления.

• Стадии процесса формирования ОСУ

Процесс формирования организационных структур включает следующие стадии:

1. Формирование общей структурной схемы аппарата управления определяет главные характеристики организации; направления, по которым должно осуществляться

детальное проектирование как организационной структуры, так и внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения..

2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними. Этот этап предусматривает реализацию организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления; распределение конкретных задач между ними; построение внутриорганизационных связей.

3. Регламентация организационной структуры предполагает определение количественных характеристик аппарата управления; перечень процедур управленческой деятельности; определение состава внутренних элементов базовых подразделений; определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ, состав исполнителей, распределение работ между исполнителями, установление ответственности за их выполнение и т.д.

• Методы проектирования ОСУ

Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих методов:

1. Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками по отношению к проектируемой организации (целями, технологией, спецификой, размерами и т. д.). К методу аналогии относится разработка типовых структур управления, а также определение границ и условий их применения.

2. Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов, с привлечением руководителей, что позволяет выявлять специфические особенности проблем и «узкие места» в работе аппарата управления.

3. Структуризация целей предусматривает выработку системы целей и подцелей организации, включая их количественную и качественную формулировку и последующий анализ организационных структур с позиций их соответствия системе целей.

4. Организационное моделирование представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений (моделей) распределения полномочий и ответственности в организации.

Для проектирования организационных структур новых организаций преимущественно используются формально-аналитические методы и модели. Для совершенствования действующих организаций – методы диагностических обследований и экспертного изучения организационной системы.

Вопросы для самоконтроля

• Понятие проектирования ОСУ

• Стадии процесса формирования ОСУ

• Методы проектирования ОСУ

Основнаялитература:

• Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2010. – 528 c.

• Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011.

• Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 640 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

Дополнительная литература:

4. Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил.

6. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2008.

7. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Наши рекомендации