Сущность управленческих решений, их характеристика
В организационных структурах управления процессы принятия решений реализуются постоянно. Управленческие решения принимаются в ситуациях:
• возникновения новых условий, обстоятельств, нарушающих нормальный режим функционирования организации с целью возврата ее на оптимальный уровень;
• необходимости сохранения неизменными созданные условия, если режим функционирования организации оптимален;
• необходимости перевода организации на новый режим функционирования, обусловленный новыми целями.
Принятие управленческого решения предполагает действия, направленные
–> на восстановление контроля за ходом событий;
–> корректировку нормативов оценки деловой информации в соответствии с обстановкой;
–> использование открывшихся возможностей
Управленческие решения принимаются на всех уровнях иерархической структуры предприятия. При этом определяются цели, формы деятельности, ресурсы, возможности, трудности и пути их преодоления. Все эти моменты формируются в виде управленческого решения.
Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта менеджмента на основе знания объективных законов функционирования управляемой подсистемы, анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.
Для управленческого решения характерны:
• целенаправленность;
• волевой характер;
• директивность;
• конкретность.
Проблема – ситуация, характеризующаяся таким различием между желаемым и существующим состоянием управляемой подсистемы, которое препятствует ее развитию и нормальному функционированию.
Констатация возникновения проблемы и ее описание заключаются в следующем:
• конкретизация содержания проблемы;
• локализация места возникновения проблемы;
• определение момента возникновения проблемы;
• установление тенденций развития проблемы от момента возникновения до констатации;
• определение необходимости осуществления действий по устранению проблемы до выяснения причин ее возникновения.
Основные способы распределения причин возникновения проблемы:
kvvad выявление изменений в объекте управления и внешней среде, предшествующих возникновения проблемы;
kvvad выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникла, и установление различий в объектах;
kvvad построение причинно-следственной диаграммы;
kvvad составление карты мнений.
Проблемы могут быть вызваны следующими факторами:
kvvad неверные принципы, на которых базируется деятельность предприятия;
kvvad завышенные или заниженные критерии;
kvvad ошибки, допущенные при осуществлении текущей деятельности;
kvvad непредвиденные обстоятельства.
Основные условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения:
–> применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
–> изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
–> снабжение лица, принимающего решение, качественной информацией;
–> применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
–> структуризация проблемы и построение дерева целей;
–> обеспечение сопоставимости вариантов решений;
–> обеспечение многовариантности решений;
–> правовая обоснованность принимаемого решения;
–> автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
–> разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
–> наличие механизма реализации решения.
Виды управленческих решений
Отражая многогранность и сложность взаимодействия объективных и субъективных факторов, действующих в производственных системах, управленческие решения отличаются многообразием форм. Классификация управленческих решений позволяет систематизировать информацию и ситуации (табл. 6.1).
Обычно в принятии управленческого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.
Способ принятия управленческого решения, основанный только на суждении, не очень надежен, так как здравый смысл встречается достаточно редко, хотя метод является достаточно дешевым и быстрым.
Суждение очень часто невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде имела место, а менеджер стремится действовать так, как действовал раньше в другой ситуации, а потому рискует упустить хороший результат в новой ситуации, сознательно или бессознательно отказываясь от ее детального анализа.
Интуитивные решения основаны на ощущении того, что выбор человека правилен. Характерны для оперативного управления.
Таблица 6.1