Организации как объекты управления
Под организациейнеобходимо понимать группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определенной цели.
В украинском законодательстве организации, которые имеют статус юридического лица, называют предприятиями, обществами, ассоциациями, объединениями и т.п. На практике используются сроки «фирма», «корпорация», «компания» и т.п.
Организации можно классифицировать за разными признаками, а именно: за образом и целью образования, количеством целей, величиной, юридическим статусом, формой собственности, характером адаптации к изменениям, видом деятельности, образом образования и формирование уставного фонда, наличием в уставном фонде иностранных инвестиций и т.п.
За образом и целью образования организации разделяют на формальные и неформальные. Формальные организации –это группы работников, деятельность которых сознательно планируется, организовывается, мотивируется, контролируется и регулируется для достижения определенной цели. Примерами формальных организаций могут быть предприятия, отделы, подразделы, службы, комитеты, факультеты, кафедры и т.п. В дальнейшем формальные организации будем называть просто организациями. Неформальные организациивозникают и функционируют спонтанно. Чаще всего они входят в состав формальной организации и фактически создаются на началах учета общих интересов. Примерами неформальных организаций могут быть коллективы любителей определенных видов спорта, туризма, искусства, музыки, экономических подходов и т.п.
Если организация имеет одну цель –то это простаяорганизация. Но в экономике в основном функционируют сложныеорганизации, которые ставят перед собой комплекс взаимосвязанных целей.
Официально зарегистрированные организации получают статус юридического лица(официальное признание, атрибуты государственной регистрации, счет в банке, форма предпринимательства и т.п.). Все другие организации есть не юридическими лицами.
За характером адаптации к изменениям необходимо выделить механистические организации (характеризуются консерватизмом, не гибкой организационной структурой управления, автократизмом в контроле и коммуникациях, фетишизацией стандартизации и т.п.) и органические(характеризуются динамичностью, гибкостью организационных структур управления, развитием самоконтроля, демократизациейкоммуникаций и т.п.).
За видом деятельностиорганизации делятся на промыслу, торговые, страху, транспортные, финансово-кредитные, туристические, аудиторские, консалтингу и т.п.
Согласно Хозяйственному кодексу Украины предприятия разделяют по форме собственности на такие виды: частное предприятие, которое действует на основе частной собственности граждан или субъекта хозяйствования (юридического лица); предприятие, которое действует на основе коллективной собственности; коммунальное предприятие, которое действует на основе коммунальной собственности территориальной общины; государственное предприятие; предприятие, основанное на смешанной форме собственности.
За наличием в уставном фонде предприятия иностранных инвестицийвыделяют: национальное предприятие: в уставном фонде свыше девяноста процентов национального капитала; предприятие с иностранными инвестициями: в уставном фонде иностранные инвестиции составляют не меньше десяти процентов; иностранное предприятие: в уставном фонде иностранные инвестиции составляют сто процентов.
В зависимости от образа образования и формирование уставного фондавыделяют унитарное предприятие. Создается одним основателем, который выделяет для этого необходимое имущество, формирует уставный фонд, не разделенный на доли (пае), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через предназначенного им руководителя руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на началах трудового найма, решает вопрос реорганизации и ликвидации предприятия; корпоративное предприятие. Создается двумя или больше основателями за них общим решением (договором), действует на основе объединения и предпринимательской или трудовой деятельности основателей (участников), их общего управления делами, на основе корпоративных прав, в том числе через органы, которые ими создаются, участия основателей (участников) в распределении доходов и рисков предприятия.
За величиной предприятияразделяют на: малые предприятия –это предприятия, в которых среднеучетная численность работников за отчетный год не превышает пятидесяти человек, а объем валового дохода от реализации продукции, работ, услуг за этот период не превышает суммы, эквивалентной пятистам тысячам евро по среднегодовому курсу Национального банка Украины относительно гривны; большие предприятия –это такие, в которых среднеучетная численность работников за отчетный год превышает тысячу лиц, а объем валового дохода от реализации продукции, работ, услуг за этот период превышает сумму, эквивалентную пяти миллионам евро по среднегодовому курсу Национального банка Украины относительно гривны; средние предприятия –все другие, которые не вошли в предыдущие двух групп.
Предприятия имеют право на добровольных началах объединять свою хозяйственную деятельность (производственную, коммерческую, финансовую и т.п.). Согласно действующему законодательству в Украине хозяйственные объединения могут образовываться как ассоциации, корпорации, концерны, промышленно-финансовые группы, ассоциированные предприятия, холдинговые структуры и т.п.
Организация является системой, то есть совокупностью взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, которые составляют целостное образование, которое имеет свойству, отличные от свойств составных элементов. Система организации составляется с двух подсистем: управляющей и управляемой. В дальнейшем термин «подсистема» можно заменить сроком «система». Основное назначение управляющей системысостоит в разработке образов влияния и их трансформации в управленческие решения. Она составляется из аппарата управления, средств и технологии управления, административных помещений, средств коммуникаций и т.п. Ключевым структурным элементом управляющей системы есть аппарат управления, который составляется из всех управленцев (менеджеров) данной организации. В состав управляемой системывходят исполнители (рабочие, операторы и др.), а также необходимые им для осуществления производственно-хозяйственной деятельности технические, организационное и коммуникационное средства, помещения и т.п. В результате в управляемой системе изготовляется продукция (товары, услуги и т.п.).
Работников организации целесообразно разделять на управленческий персонал (руководители, специалисте, служащем) и рабочих ( основного производства, вспомогательного производства). Управленческий персоналосуществляет трудовую деятельность в процессе управления предприятием, его структурными подразделами, сферами, операциями и т.п. с преобладающей долей интеллектуальной работы. Руководители— это менеджеры всех уровней управления (директор, его заместители, начальники отделов, служб, цехов, участков, бригадиры и т.п.), которые реализуют функции менеджмента, разрабатывают методы менеджмента, принимают управленческие решения и т.п. К специалистам принадлежат инженеры, экономисты, бухгалтеры, финансисты, маркетологи, сбытовики, технологи и т.п. Эта категория работников работает на обеспечение реализации процесса управления. Служащие выполняют вспомогательные функции в процессе управления, к ним принадлежат секретари, кассиры, табельщики, делопроизводители, курьеры, операторы, водителе, кладовщики и т.п. Рабочие(производственный персонал) непосредственно занимаются созданием материальных ценностей, выполнением работ, предоставлением услуг. Основные рабочиезанимаются трудовой деятельностью в сфере изготовления продукции, предоставление услуг или выполнения работ, которые являются профилирующими для предприятия (токаре, фрезеровщики, маляре и т.п.). Вспомогательные рабочиеобеспечивают роботу полных, к ним, как правило, принадлежат ремонтники, грузчики, уборщики, подсобники.
На современном этапе все организации рассматриваются как открытые системы, то есть такие, внутренние элементы которых взаимодействуют не только между собой, но и с внешней средой. Открытая система имеет определенные свойства, а именно: целостность, перспективность, независимость преобразование входных элементов в исходные, централизация, рост, цикличность развития, непредсказуемость причин возможных возмущений и т.п.
В организации тесно переплетенные два вида групп: формальные и неформальные.
Формальные группысоздаются по желанию руководителя в результате вертикального и горизонтального разделений труда с целью выполнения определенных задач и достижение конкретных целей. Выделяют три типа формальных групп: группы руководителей (командные группы): президент компании и вице-президенты, начальник цеха и его заместители и т.п.; целевые производственные (хозяйственные) группы: группы технологов, дизайнеров, конструкторов, финансистов, экономистов и т.п.; комитеты, которые в свою очередь делятся на специальные (комитет по устранению недостатка на производстве, комитет с сокращения работников, ликвидационная комиссия) и постоянные (ревизионная комиссия, научно-технический совет, совет директоров и др.).
Неформальные группысоздаются спонтанно на началах социального взаимодействия. Работники вступают в неформальные группы для удовлетворения чувства причастности, взаимопомощи, тесного общения. В неформальных группах есть также определенная структура, неформальный лидер, они используют в своей деятельности неписаные правила (нормы), но управлять ими значительно сложнее, чем формальными группами.
Общие черты организаций:
· наличие ресурсов: людей, капитала, материалов, технологии, информации и т.п.;
· зависимость от внешнего среды (экономических условий, общественных организаций, международных событий, законодательных актов, конкурентов, менталитета общества и т.п.);
· горизонтальное разделение труда, подразделы, которые возникли в результате горизонтального разделения труда; вертикальное разделение труда, направленное на координацию работы, то есть осуществление процесса управления;
· необходимость управления;
· наличие формальных и неформальных групп;
· осуществление определенных видов деятельности (производственной, финансовой, инвестиционной, торговой, научно-исследовательской).
Успех любой организации зависит от таких условий:
· капитализации;
· предпринимательской инициативы, результативности;
· производительности;
· способности к саморазвитию;
· умение эффективно использовать инвестиции и внедрять инновации.