Методические указания по написанию эссе
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пензенский филиал
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Методические указания по написанию эссе
Для самостоятельной работы студентов (бакалавров), обучающихся
по направлению 38.03.02 Менеджмент
Пенза 2016
Методические указания разработал:
доктор экономических наук, профессор В.А. Дресвянников
Учебно-методическое издание одобрено на заседании кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук
протокол № ____1_ от «2» сентября 2016 г.
Теория и история менеджмента: методические указания по написанию эссе для студентов обучающихся по направлению 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавр).
© Пензенский филиал Финансового университета, 2016
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Теория и история менеджмента» относится к модулю общепрофессиональных дисциплин профиля «Управление проектами» бакалаврской образовательной программы по направлению «Менеджмент».
Методические указания содержат материал для организации самостоятельной подготовки студентов по написанию эссе. Цель написания эссе состоит в формировании у студентов умения выражать и аргументировать свою точку зрения на поставленную проблему, что и составляет значительную часть практической работы любого выпускника высшего учебного заведения.
В результате освоения дисциплины «Теория и история менеджмента» происходит формирование у обучающегося следующих компетенций:
1) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОНК-2):
– знать основные принципы, законы и категории философских знаний в их логической целостности и последовательности;
– уметь использовать основы философских знаний для оценивания и анализа различных социальных тенденций, явлений и фактов; формировать свою мировоззренческую позицию в обществе, совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности;
– владеть способностью абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать получаемую информацию.
2) способность к выявлению проблем и тенденций в современной экономике при решении задач в сфере управления экономическими системами (ПКН-1):
– знать закономерности функционирования современной экономики; основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по экономическим проблемам;
– уметь применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач; использовать современное программное обеспечение для решения экономико-статистических и эконометрических задач; формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов;
– владеть методикой проведения научных исследований в профессиональной сфере; навыками самостоятельной исследовательской работы; навыками экономического моделирования с применением современных инструментов;
3) способность осуществлять постановку проектно-исследовательских задач, управлять проектом и портфелем проектов (ПКН -2):
– знать сущность проектной деятельности и ее структуру, закономерности и этапы проекта, управление проектом и портфелем проектов;
– уметь планировать цели проекта, формировать команду под проект, принимать организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать механизм их реализации;
– владеть навыками разработки проекта; навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других.
Эссе студенты готовят в сроки, предусмотренные учебным планом.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ
Эссе – самостоятельная творческая представляющая собой развёрнутое и аргументированное изложение Вашей точки зрения по предложенной теме.
Для эссе характерно использование разнообразных средств художественной выразительности: метафор, аллегорических и притчевых образов, символов, сравнений и других.
Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения учёных и др.
Особенности эссе:
- наличие конкретной темы или вопроса;
- личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;
- небольшой объём;
- свободная композиция;
- непринуждённость повествования;
- внутреннее смысловое единство;
- афористичность, эмоциональность речи.
Алгоритм написания эссе:
1. Внимательно прочтите тему.
2. Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать
3. Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис:
а) логические доказательства, доводы;
б) примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из литературы;
в) мнения авторитетных людей, цитаты
4. Распределите подобранные аргументы.
5. Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. Можно начать эссе с риторического вопроса или восклицания, соответствующих теме.).
6. Изложите свою точку зрения.
7. Сформулируйте общий вывод.
Структура эссе:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение – обоснование актуальности выбранной темы. Обязательным является изложение причин написания эссе. Почему эта тема интересна автору и должна также быть интересна читателю? Объем – примерно 1/3 часть основной части.
4. Основная часть – рассуждение и аргументация. В этой части необходимо представить релевантные теме концепции, суждения и точки зрения, привести основные аргументы «за» и «против» них, сформулировать свою позицию и аргументировать ее. Основная часть эссе составляет 3 – 5 страниц.
5. Заключение – обобщение материала и аргументированные выводы по теме. Объем – примерно 1/3 часть основной части.
6. Список использованных источников. При написании эссе (или другого типа письменной работы) для того, чтобы оно было выполнено на требуемом уровне, чрезвычайно важно то, как используются учебники и учебные пособия, научные труды, периодические издания, ресурсы Интернета и справочники (в т.ч. статистические данные и другие источники).
7. Приложения (при необходимости).
Работа считается выполненной, если содержание раскрыто полностью и соблюдены требования к оформлению.
Все замечания преподаватель указывает на полях по тексту работы. Студент должен сделать соответствующую доработку и поместить ее в конец работы с пометкой «Доработка по замечаниям преподавателя».
Работы, не допущенные к собеседованию, выполняются повторно с устранением всех отмеченных недостатков и предоставляются на проверку вместе с первой контрольной работой. Выполнение повторной работы по новому варианту возможно лишь в исключительных случаях с разрешения преподавателя.
В процессе защиты студент должен кратко обосновать актуальность темы, раскрыть цель и основное содержание работы. Особое внимание необходимо уделить сделанным выводам и предложенным в работе рекомендациям. Ответы на вопросы и критические замечания должны быть краткими и касаться только существа дела. В ответах и выводах следует оперировать фактами и практическими результатами, полученными по итогам выполнения работы.
Окончательная оценка по работе («зачет» или «незачет») выставляется после собеседования.
Оценку «незачет» студент получает в том случае, если не владеет материалом, не может правильно ответить на поставленные вопросы и не в состоянии дать объяснения своим письменным ответам. Получив оценку «незачет» студент снова готовится к собеседованию и приходит его повторно.
Студенты, успешно прошедшие собеседование, допускаются к сдаче экзамена по дисциплине, предусмотренного учебным планом по данному направлению подготовки.