Методы управления качеством
Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. В зависимости от целей применения и решаемых задач методы управления качеством можно разделить на следующие группы:
1. организационные (административные);
2. инженерно–технические;
3. экономические;
4. социально-психологические.
Организационные (административные) методы управления качеством предусматривают разработку и реализацию обязательных для использования директив, приказов и других предписаний, направленных на обеспечение выпуска качественной продукции, а также на улучшение качества продукции и деятельности организации в целом. Организационные методы управления качеством включают: стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.
Стабилизирующие методы -связаны непосредственно с регламентацией деятельности организации в области качества и предусматривают создание основополагающих документов в области качества (руководства по качеству, политики в области качества, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и другие документы), а так же ознакомлением персонала с содержанием этих документов путем объяснений, консультаций и проведения обучения.
Распорядительные методы - предполагают разработку, издание и выполнение определенных распоряжений, приказов, указаний, нацеленных на решение конкретных задач и проблем в области управления качеством.
Применение дисциплинарных методов обусловлено установлением ответственности за те или иные поручения, а так же определением форм поощрения работников за достижения в работе.
Применение организационных методов управления качеством, как уже было отмечено, предусматривает создание документов различного статуса. К содержанию этих документов следует предъявить определенные требования, в противном случае данные методы управления качеством не могут полностью реализоваться в практике управления. В связи с этим к этим документам в области качества предъявляют следующие требования:
- краткость, конкретность, простота и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
- логическая последовательность и четкость изложения информации;
- убедительность и обоснованность аргументации;
- информационная выразительность и т.д.
Использование организационных методов управления качеством играет существенную роль в процессе реализации таких функции, как организация работ по качеству, формирование политики и планирование качества.
Экономические методы управления качеством реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества продукции.
Экономические методы управления качеством непосредственно нацелены на реализацию функции мотивации персонала качественному выполнению работы в рамках стимулирования деятельности одного работника, группы работников и организации в целом (рис. 1).
К экономическим методам управления качеством относят: финансирование деятельности в области качества, образование фондов экономического стимулирования качества, экономическое стимулирование деятельности персонала, применение гибкой системы оплаты труда с учетом качества работы в рамках системы управления качеством и др.
Рис. 1. Структура экономических методов
Инженерно-технические методыуправления качеством включают способы управления качеством технологических процессов и процессов контроля качества выпускаемой продукции. Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять эти процессы разнообразными инженерно-техническими методами, конкретный выбор, которых во многом зависит от свойств управляемого объекта. В зависимости от используемых в этих процессах технических средств инженерно-технические методы можно условно классифицировать на механизированные, автоматизированные и автоматические. Наиболее эффективным является автоматический метод управления процессами производства и контроля, так как здесь при отклонении процессов от заданных параметров, соответствующие корректирующие и управляющие действия вырабатываются и применяются автоматически с помощью технологических устройств.
Социально-психологические методыуправления качеством предусматривают воздействие на социально-психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества. Эти методы подразделяют на методы воспитательного характера и на методы психологического воздействия на сотрудников организации. Применение социально-психологических методов играет особую роль при реализации функции мотивации и одного из принципов всеобщего менеджмента качества - вовлечения персонала направленных на совершенствования деятельности организации в области качества.
Применение методов воспитательного характера нацелено:
- на воспитание особого отношения к высококачественному труду;
- воспитание дисциплины и ответственности;
- воспитание патриотического отношения к организации;
- мотивацию и моральное стимулирование работников к высококачественному труду;
- воспитание и стимулирование инициативы и творческой активности и др.
Использование психологических методов связано с решением следующих задач:
- создание положительного психологического климата в коллективе;
- обеспечение психологической совместимости работников;
- разрешение конфликтных ситуаций и др.