Место учебной дисциплины в структуре ООП
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рынку потребовал проведения существенных преобразований в системе подготовки кадров для работы во всех секторах экономики. Принципиально новые условия и содержание деловой активности кардинальным образом изменили требования к качествам, которыми должны обладать специалисты, прошедшие обучение и желающие заниматься управленческим трудом в сфере бизнеса.
Сегодня уже недостаточно иметь обширные, но застывшие знания, и уметь использовать инструментарий логического анализа. В новых условиях менеджмент должен быть нацелен на создание будущего, часто полностью вопреки прошлому и настоящему. На помощь логике пришли интуиция и творчество. Это, а также ряд других изменений, потребовали пересмотра как содержания, так и методов обучения науке управления.
Обучение – это процесс изменения человека. Обучаясь, люди обретают нечто, что меняет их видение мира и себя, даёт им возможность действовать нетрадиционно, придаёт им некие новые качества, которыми они не обладали ранее. Важно понимать, что обучение – это не то, что преподаватель дает студенту, а то, что студент получил от взаимодействия с учебным заведением в целом, и в частности с преподавателем и другими студентами.
Необходимо понимать, что бизнес-образование принципиально отличается от традиционного университетского образования. Традиционное обучение ориентировано на изучение чего-то, упор в нем делается на анализпричинно-следственных связей, поэтому и взгляд в нем обращен в прошлое(студенты изучают уже разработанные теории, учат доказательства теорем и отрабатывают ранее созданные методы решения задач). Бизнес-образование направлено на научение и на созидание, развивает способности воображения и созданиярезультата. В бизнес-образовании взгляд в основном ориентирован в будущее, на умениеставить цели, искать пути движения к ним, предвидеть возможные последствия своих решений и действий.
В процессе обучения менеджменту большое внимание уделяется тому, получает ли обучающийся такие знания, которые помогают решать реальные жизненные проблемы. Решение проблем, которые всегда ситуационны и конкретны, требует не только наличия у студентов не только определенных знаний, но и проницательности, способности к диагностике проблемы, умения её идентифицировать, понять её специфику, особенности и отличие от других проблем. При таком обучении ошибка выступает основой научения. На ошибках учатся. Поэтому важно не просто выявить ошибку, а воспользоваться возможностью понять, почему эта ошибка допущена и как её можно исправить.
Значительный объём практических занятий, проводимых на основе активных методов обучения, направлен на развитие компетенций менеджера и творческих организаторских способностей будущих специалистов по формированию эффективной команды, умения работать в командах или в малых группах.
При обучении менеджменту большое значение имеет внеаудиторная работа студента. Эта форма обучения включает широкий набор различных видов работы: изучение литературы, выполнение упражнений, разработку интеллектуальных карт, подготовку групповых устных и PowerPoint презентаций, анализ конкретных ситуаций.
В качестве основных форм и методов компетентностного интерактивного обучения используются метод анализа конкретных ситуаций, аналитические обсуждения, дискуссии, презентации проектов, разработка интеллектуальных карт.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цели освоения учебной дисциплины
Целями дисциплины «Менеджмент» является обучение теоретическим основам управления социально-экономической системой, сущности, принципам, законам и способам организации управленческой деятельности, нацеленной на предпринимательский успех и формирование комплекса практических знаний и навыков организации и эффективного управления фирмой с учётом влияния различных внутренних и внешних факторов.
В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
- получение студентами знаний о сущности менеджмента, его истории, основных подходах и принципах управления, методах принятия управленческих решений, тенденциях и особенностях развития менеджмента в современных условиях;
- изучение студентами особенностей управленческой деятельности, её содержания в условиях рыночных отношений;
- выработка у студентов умения анализировать и диагностировать конкретные ситуации, ставить цели, задачи и находить методы их решения;
- приобретение студентами практических навыков выбора оптимальных технологий менеджмента при выходе российских фирм в среду международного бизнеса;
- развитие у студентов навыков творческого использования приобретенных знаний и умений при изучении других учебных курсов и дисциплин специальности.
Место учебной дисциплины в структуре ООП
(связь с другими дисциплинами)
ООП | Форма обучения | Блок | Трудо-емкость (З.Е.) | Форма промежу-точного контроля |
39.03.03 Организация работы с молодежью. | ОФО | Б.3/ Базовая часть | Э | |
ЗФО | Б.3/ Базовая часть | Э |
Среди дисциплин управленческого цикла дисциплина «Менеджмент» занимает одно из важнейших мест. Данный курс неразрывно связан с дисциплинами «Теория принятия решений», «Основы предпринимательства», «Управление проектами» и др., поскольку данные дисциплины, представляя собой характеристики отдельных аспектов управления организацией, являются составными частями теории и практики управления.