þ Иерархические организационные структуры (формальные, механистические, бюрократические, классические, традиционные) характеризуются жесткой иерархией власти в компании, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в деятельности, формальными отношениями персонала, носящими официальный характер.
þ Адаптивные организационные структуры (органические, гибкие) характеризуются размытостью иерархии управления, небольшим количеством уровней управления, гибкостью структуры власти, слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений, широко определяемой ответственностью в деятельности, неформальными отношениями персонала, носящими личностный характер.
Ø Линейная структура управления
Руководитель подразделения А |
Руководитель подразделения B |
исполнители подразделения А исполнители подразделения В |
Рис. 4.4. Линейная структура
Линейная структура управления строится на распределении прямых должностных обязанностей таким образом, чтобы каждый работник был максимально нацелен на выполнение стоящих перед фирмой задач.
Основным принципом построения линейной структуры является вертикальная иерархия.
Линейная структура предполагает осуществление прямых воздействий на подчиненных и концентрацию у предпринимателя-руководителя всех функций управления.
Преимущества | Недостатки |
- единство распорядительства, простота и четкость подчинения; - персональная ответственность руководителя-предпринимателя за результаты работы своих подчиненных; - оперативность в принятии решений; - согласованность действий исполни-телей; - простота в понимании и использо-вании информации; - возможность поддержать необходи-мую дисциплину, надежность и эффективность управления. | - негибкость, жесткость, неприспосо-бленность к дальнейшему росту предприятия; - методы управления могут быть бюрократическими, диктаторскими; - большая информационная перегрузка руководителя; - предприниматель должен быть профессионалом в своем деле и разбираться во всех вопросах, что часто весьма затруднительно из-за их большого числа и различного характера. |
Ø Функциональная структура управления
Рис. 4.5. Функциональная структура управления
Каждое структурное подразделение функциональной структуры управления имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности, то есть специализируется на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций).
Ø Проектная структура управления
Проектная структура - это временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). В одну команду собирают высококвалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Когда проект завершен, группа распускается: одна часть специалистов уходит на свои прежние места, другая часть переходит в новую проектную команду. Особенность заключается в том, что сотрудники подчиняются одновременно двум руководителям - руководителю проекта и руководителю отдела, в рамках которого эта группа работает.
Ø Матричная структура управления
Матричная структура чаще всего представляет собой наложение проектной структуры на постоянную для компании линейно-функциональную структуру управления. Также матричная структура образуется в результате постепенной модификации дивизиональной структуры, она может быть результатом наложения функциональной структуры на дивизиональную.
Зам. директора по маркетингу |
Зам. управля-ющего по НИОКР |
Зам. директора по произ-водству |
Зам. директора по фин.-экономич. деятельности |
Рис. 4.6. Матричная структура управления
Ø Структура, основанная на групповом подходе, командная.
Такая форма организационного управления и построения структуры возможна только при наличии определённых условий и выполнении определённых требований.
Команды в управлении компанией (бизнесом) |
Управленческая команда, УК |
* Команда – это группа людей, имеющих общую цель, для достижения которой:
· способны сообща решать проблемы;
· обладают необходимыми навыками;
· умеют и желают общаться.
* Цели формирования команды:
· Достижение общей цели и получение общей и личной удовлетворённости результатами труда с персональным вкладом в совместную работу.
· Максимальная реализация творческого потенциала работников в интересах развития компании.
· Организационное оформление и психологическое сплочение команды единомышленников, заинтересованных в успехе общего дела.