Рабочая программа дисциплины
Пояснительная записка
Цель и задачи дисциплины
Стратегический менеджмент является наукой, предназначенной оказать теоретическую, методическую и, отчасти, практическую помощь будущим руководителям хозяйствующих субъектов, а также персоналу, специализирующемуся на решении различного рода стратегических задач. В этой связи предмет курса составляют подходы, формы и методы стратегического управления, направленные на повышение конкуренто-способности современных организаций.
Цель курса–подготовить выпускника,имеющего глубокие фундаментальные теоретические и практические знания, позволяющие ускорить его профессиональную адаптацию к реалиям работы современных организаций и оптимизировать их деятельность с учётом последних достижений и передового опыта в области стратегического менеджмента.
Задачи дисциплины:
- дать целостное, законченное представление о характере и специфике работы менеджеров по стратегическому управлению, которое опирается на человеческий капитал, ориентирует производственную деятельность организации на запросы потребителей, гибко реагирует на вызовы со стороны окружения и позволяет добиваться повышения конкурентных преимуществ;
– ознакомить студентов с подходами и способами разработки стратегий, их сопряжением друг с другом и достижением общего синергетического эффекта;
– подготовить специалистов-профессионалов, свободно и легко ориентирующихся в современном мире, способных на основе полученных знаний творчески, оперативно, обоснованно и с минимальным риском принимать решения по вопросам дальнейшего развития современных предприятий, разрабатывать и реализовывать на практике стратегические и текущие планы, увязывать их с основными управленческими процессами внутри организации, осуществлять постоянный мониторинг за изменениями, происходящими в её внутренней и внешней средах, и в соответствии с ними вносить необходимые коррективы в комплекс мероприятий по реализации стратегий.
1.2. Формируемые компетенции, а также перечень планируемых
Результатов обучения по дисциплине (знания, умения, владе-
Ния), сформулированные в компетентностном формате
Дисциплина направлена на формирование следующих профессиональных компетенций:
· организационно-управленческая деятельность:
- владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3);
- способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
1. Знать:
- экономические основы поведения организаций и различные структуры рынков;
- исторический и мировой опыт становления и развития стратегического управления;
- сущность, содержание, цели, принципы и функции стратегического менеджмента;
- основные виды корпоративных, деловых, функциональных и операционных стратегий, а также особенности их планирования, разработки и реализации в деловой практике современных предприятий.
2. Уметь:
- оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений, опираясь на базовые выводы и рекомендации ученых и практиков, внесших вклад в развитие международной мысли в области стратегического планирования и управления;
- разрабатывать и реализовывать на практике стратегические, тактические и оперативные планы, а также увязывать их с основными управленческими процессами внутри организации;
- осуществлять постоянный мониторинг за изменениями, происходящими во внутренней и внешней средах организации.
3. Владеть:
- культурой стратегического мышления;
- методами и инструментами стратегического анализа факторов внешней и внутренней сред организации;
- современными экономико-математическими моделями и компью-терными технологиями имитационного моделирования стратегических процессов.
Место дисциплины в структуре основной образовательной
Программы
Дисциплина «Стратегический менеджмент (Части I и II)» является базовой частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 080200 «Менеджмент» (бакалавриат).
Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в ходе изучения дисциплин «История управленческой мысли», «Теория организации» и «Теория менеджмента», а также прохождения учебной практики (IV семестр).
В результате освоения дисциплины формируются компетенции, необходимые для изучения дисциплин «Маркетинг», «Управление изменениями», «Управленческие решения», а также прохождения экономической и практики менеджмента (VI семестр).
Структура дисциплины
Структура дисциплины для очной формы обучения
Отличительной особенностью преподавания дисциплины «Стратегический менеджмент» (Части I и II) в РГГУ является ее разделение на две самостоятельные части – «Методы стратегического менеджмента» и «Стратегическое развитие организации». Такой дифференцированный подход предполагает изучение в рамках первой части курса базовых понятий, категорий и методологии стратегического менеджмента, дающих представление о природе данной науки и ее рабочем инструментарии (то есть методах, используемых для проведения стратегического анализа), а в рамках второй части – основных видов стратегий (в том числе корпоративных, конкурентных, функциональных и операционных), их содержания, достоинств и недостатков, специфике применения в современной деловой практике, возможностей интегрирования стратегий друг с другом и достижения различного рода синергетических эффектов, ведущих к повышению общего уровня конкурентоспособности организации и ее продукции на рынке.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 ч. В том числе контактная работа обучающихся с преподавателем – 90 ч., самостоятельная работа обучающихся – 126 ч.
№ п/п | Раздел дисциплины | Се- ме- стр | Не- деля се- ме- стра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лек- ции | Прак- тичес-кие заня-тия | Семи- нары | Само-стоя-тель-ная работа | |||||
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ (Часть I) | |||||||||
I | МЕТОДЫ СТРА-ТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА | ||||||||
1. | Введение в дисциплину | Дискуссия | |||||||
2. | Становление и развитие (Генезис) стратегического менеджмента | 2-3 | Тестирование | ||||||
3. | Понятие, сущность и этапы разработки стратегии | 4-5 | Приём практических заданий | ||||||
4. | Интра- и инфра-структура стратегического менеджмента | 6-8 | Тестирование | ||||||
5. | Анализ отрасли и конкурентной ситуации | 9-11 | Приём практических заданий | ||||||
6. | Изучение ресурсов и конкурентных возможностей организации | 12-16 | Приём практических заданий | ||||||
Разработка кейс-ситуации | 6-16 | Подготовка контрольной работы | |||||||
Написание курсовой работы | 4-16 | Сбор материалов для курсовой работы | |||||||
Промежуточная аттестация | Зачёт (дифференцированный) | ||||||||
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ (Часть II) | |||||||||
II | СТРАТЕГИЧЕС-КОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ | ||||||||
7. | Корпоративные и конкурентные стратегии развития организации | 1-4 | Приём практических заданий | ||||||
Стратегии развития организации с учётом отрасли и ситуации | 3-4 | Приём практических заданий | |||||||
Стратегии сотрудничества | 7-8 | Приём практических заданий | |||||||
Стратегии диверсификации | 9-10 | Приём практических заданий | |||||||
Функциональные и операционные стратегии развития организации | 11-14 | Приём практических заданий | |||||||
Реализация стратегии | 15-16 | Приём практических заданий | |||||||
Разработка кейс-ситуации | 4-16 | Защита контрольной работы | |||||||
Написание курсовой работы | 1-16 | Защита курсовой работы | |||||||
Промежуточная аттестация | Экзамен | ||||||||
Содержание дисциплины
Часть I