Тема 4. Организация как функция управления (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1) Суть и содержание функции организации. Понятие организационной структуры управления.
2) Понятия: делегирование, полномочия, ответственность.
3) Централизация и децентрализация управления, их достоинства и недостатки.
4) Этапы проектирования организационных структур управления.
5) Типы организационных структур управления.
6) Новые типы организаций: эдхократическая организация, многомерная организация, партисипативная организация, предпринимательская организация и организация, ориентированная на рынок.
Задания и интерактивные формы обучения
Индивидуальная работа:
- разработать и представить интеллектуальные карты по теме занятия;
- продумать схему и разработать вариант структуры управления для компании, представить разработанную схему, дать свои пояснения (анализ структуры, структура управления знаниями, основные бизнес-процессы) (устная и PowerPoint презентации).
- проанализировать кейс (конкретную ситуацию) «Металлургическая компания»[4], ответить на вопросы по кейсу;
Тема 5. Мотивация трудовой деятельности. Роль контроля в процессе управления (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1) Сущность и процесс мотивации.
2) Содержательные теории мотивации.
3) Процессуальные теории мотивации.
4) Сущность контроля. Виды контроля. Этапы процесса контроля.
5) Бюрократический и децентрализованный контроль.
6) Методы и приемы всеобщего управления качеством (TQM).
7) Характеристики эффективного контроля.
Задания и интерактивные формы обучения
Индивидуальная работа:
- разработать и представить интеллектуальные карты по теме занятия;
- выполнить ситуационное упражнение [5] и ответьте на задание.
Командная работа:
- проанализировать кейс (конкретную ситуацию) «Оценка мотивации»[6], ответить на вопросы по кейсу;
- проанализировать конкретную ситуацию [7] и представить результаты анализа в виде устной презентации.
Тема 6. Связующие процессы управления (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1) Понятие коммуникации. Виды коммуникаций в организации.
2) Коммуникационный процесс: элементы и этапы.
3) Коммуникационные сети и стили.
4) Коммуникационные барьеры и способы их преодоления.
5) Управленческие решения: природа, классификация.
6) Модели принятия решений.
7) Индивидуальные стили принятия решений.
8) Этапы процесса принятия решений.
Задания и интерактивные формы обучения
Индивидуальная работа:
- разработать и представить интеллектуальные карты по теме занятия;
- проанализировать кейс (конкретную ситуацию) «Недвижимость и реальное время»[8], ответить на вопросы по кейсу;
- проанализировать кейс (конкретную ситуацию) [9], ответить на вопросы по кейсу;
Командная работа:
- подготовить и представить презентацию проектов на тему «Инновационные стратегии развития ______(название компании). Знакомьтесь: _________(название нового товара/новой услуги)» (см. практическое занятие по теме №3).
Тема 7. Власть, влияние и лидерство в организации (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1) Власть и влияние. Источники власти в организации.
2) Формы власти и влияния.
3) Влияние путем убеждения.
4) Делегирование полномочий как способ укрепления власти.
5) Природа, определение и содержание понятия лидерства.
6) Лидерство и управление.
7) Теории лидерских качеств.
8) Концепции лидерского поведения.
9) Ситуационные модели лидерства.
10) Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства.
Задания и интерактивные формы обучения
Индивидуальная работа:
- разработать и представить интеллектуальные карты по теме занятия;
- заполнить анкеты «Стиль взаимоотношений», «Тип личности» (к практическому занятию №8);
- познакомиться с «Двенадцатью заповедями лидера» («Подними свой бизнес!», Андерсон Д.)[10] и проанализировать их;
- изучить «Десять стратегий для Лидерства на Грани», заполнить и проанализировать анкету «Обзор основных умений руководителя»[11].
Командная работа:
- проанализировать кейс (конкретную ситуацию)[12] и представить результаты анализа в виде устной презентации.
Тема 8. Групповая динамика. Управление персоналом в организации (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1) Группы и их значение
2) Формальные и неформальные группы в организации
3) Развитие неформальных групп и их характеристики
4) Формальные группы в организации: типы, структура, динамика
5) Роли членов группы
6) Факторы, влияющие на эффективность работы группы
7) Понятие персонала. Сущность управления персоналом в организации.
8) Методы управления персоналом в современных условиях
9) Кадровая политика и ее типы
10) Планирование карьеры
Задания и интерактивные формы обучения
Индивидуальная работа:
- разработать и представить интеллектуальные карты по теме занятия;
- выполнить ситуационное упражнение и ответьте на вопросы[13]
- проанализировать конкретную ситуацию и ответить на вопросы.[14]
Командная работа:
- обобщить и проанализировать результаты анкеты (по группам),
- представить аналитические отчёта по результатам анкетирования («Стиль общения» и «Тип личности») (устная и PowerPoint презентации).