Тема 3.5. Функция регулирования
Содержание регулирования
Функция регулирования представляет собой действие по выработке корректирующих мер по устранению выявленных в процессе контроля отклонений. В задачу регулирования входит также актуализация (обновление) плановых заданий, нормативов, стандартов, технических условий и регламентов ( М.Веллер о строительстве узкоколейки).
Виды регулирования
Регулирование может быть:
Ø Реактивным: направлено на сглаживание отклонений
Ø Упреждающим: направлено на разработку и осуществление мер по предотвращению отклонений
Функция регулирования обеспечивает обратную связь в процессе управления.
Обратная связь
Функции контроля и регулирования формируют в процессе управления обратную связь.
Обратная связь характеризует законченность процесса управления. Процесс неуправляем, если отсутствует обратная связь.
Обратные связи
Раздел 4. Технологические функции менеджмента
Технологические функции – иной срез менеджмента. Технологические функции носят универсальный характер. Они выполняются при исполнении общих функций менеджмента.
Тема 4.1 Функция разработки решения.
Сущность и типология управленческих решений
Решение в менеджменте – вывод об осуществлении конкретных действий, закрепленныйв сознании субъекта, объекта управления, в управленческих документах
Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных или появлением новых задач в сфере деятельности менеджера (определенный вид или направление деятельности). Это определенного рода выбор альтернативы.
Функция разработки управленческого решения – действие, направленное на формирование вывода об осуществлении конкретных действий.
Функция разработки управленческого решения является универсальной для всех общих функцийменеджмента. Управленческие решения сопутствуют формированию целей, планированию, организации, контролю и регулированию.
Требования к управленческому решению:
Ø Целевая направленность
Ø Обоснованность
Ø Иерархическая субординация
Ø Адресность
Ø Директивность
Ø Своевременность
Решения могут классифицироваться по функциям управления:
Ø Плановые
Ø Организационные
Ø Регулирующие
Ø Другие
По характеру решаемых задач:
Ø Стратегические
Ø Оперативные
По степени определенности ситуации:
Ø Решения в условиях определенности
Ø Решения в условиях риска
Ø Решения в условиях неопределенности
По степени структуризации задачи:
Ø Слабо структурированные (нестандартные, непрограммируемые)
Ø Хорошо структурированные (программируемые, алгоритмические)
По числу критериев:
Ø Однокритериальные
Ø Многокритериальные
По направлению воздействия:
Ø Внутренние
Ø Внешние
По количеству участников:
Ø Единоличные
Ø Коллегиальные
Ø Коллективные
Решения в зависимости по участию в бизнесе могут быть организационными (то есть выбор, необходимый для выполнения обязанностей, обусловленных должностью), которые подразделяются на запрограммированные решения (результат реализации определенной последовательности шагов с ограниченным количеством альтернатив в пределах направлений, заданных организацией) и незапрограммированные или творческие решения (то есть решения, внутренне не структурированные или сопряженные с неизвестными факторами).
В зависимости от образа принятия решения бывают интуитивными (основанными на ощущениях), основанными на суждении (выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом), рациональными (принимаемыми на основании какой-либо логической схемы).