Организации (количество часов – 8 час.)

Цель занятия: закрепление у студентов представления о ресурсах и потенциале современных организаций, а также умении их превращать в конкурентные возможности.

Форма проведения: опрос, обсуждение проблемных вопросов, решение практических задач, тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Оценка эффективности действующей стратегии организации.

2. SWOT-анализ положения дел в организации.

3. Исследование конкурентоспособности организации по ценам и издержкам.

4. Оценка устойчивости конкурентной позиции организации по сравнению с основными соперниками на рынке.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определения таким понятиям, как «ресурсы», «конкурентные возможности», «ключевая и отличительная компетенция», «стратегически значимые активы» и «конкурентное преимущество» организации.

2. Назовите основные показатели для оценки эффективности действующей стратегии организации.

3. Укажите, из каких элементов состоит SWOT-анализ и раскройте их содержание. Определите, в чём заключается сущность стратегического подхода к формированию стратегических альтернатив на основе результатов SWOT-анализа.

4. Сравните возможности представления результатов SWOT-анализа в табличной и матричной формах.

5. Определите место цепочки ценности в стратегическом анализе издержек. Поясните, чем отличаются между собой традиционный расчёт себестоимости по видам затрат и оценки издержек по видам деятельности.

6. Укажите перечень возможных мероприятий по сокращению издержек: на уровне поставщиков, на этапе распространения и в собственной деятельности организации.

7. Назовите основные методики по определению прочности конкурентной позиции организации на рынке и раскройте их содержание и технологию проведения.

Проблемные и практические задания:

1. Проведите на примере конкретной организации SWOT-анализ ее сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз.

2. Приведите примеры основных и вспомогательных видов деятельности какой-либо конкретной организации по созданию потребительских ценностей.

Список источников и литературы

- литература (основная):

1. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Экономистъ, 2004. – С.86-109.

2. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. – М.: КНОРУС, 2005. С.158-171.

3. Томпсон-мл. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. – 12-е изд. / А. Томпсон-мл., А.Дж. Стрикленд III. – М., СПб., Киев: Вильямс, 2008. – С. 133-163.

- литература (дополнительная):

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – С. 72-216.

2. Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – С. 60-90, 149-166.

3. Прахалд Создание ключевых компетенций и их использование / Прахалд, Л. Фаэй, Р. Рэнделл / В кн.: Курс MBA по стратегическому менеджменту: сборник лучших работ и статей, оказавших влияние на стратегическое управление компаниями / Под ред. Л. Фаэй, Р. Рэнделла: пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2007. – С. 357-381.

4. Фаэй Л. Стратегическое оценивание активов организации / В кн.: Курс MBA по стратегическому менеджменту: сборник лучших работ и статей, оказавших влияние на стратегическое управление компаниями / Под ред. Л. Фаэй, Р. Рэнделла: пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2007. – С. 327-356.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1. CORPUS. Консалтинговые услуги. Раздел «Стратегическое управление. Статьи» // http://corpsys.ru/Articles/Strategy/.

2. Административно-управленческий портал. Раздел «Библиотека» // http://www.aup.ru/library/.

3. Библиотека менеджмента. Раздел «Стратегический менеджмент» // http://www.managment.aaanet.ru/strateg/.

4. Институт профессиональных инноваций. Раздел «Видеолекция по истории развития стратегического менеджмента» // http://www.distanz.ru/ videoLecture /2345/.

Материально-техническое обеспечение занятия:

1. 1 РС преподавателя.

2. Интерактивная доска.

3. Маркерная доска.

4. Проектор.

5. DVD (мультискринный видеокомпьютерный класс).

СЕМИНАРЫ 15-17.

Тема 7. Корпоративные и конкурентные стратегии

Развития организации

(количество часов – 6 час.)

Цель занятия: закрепление у студентов представления о корпоратив-ных и конкурентных стратегиях современных организаций, а также особенностях их разработки.

Форма проведения: опрос, обсуждение проблемных вопросов, решение практических задач, тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Конкурентные стратегии М. Портера и их анализ.

2. Стратегии для сохранения конкурентного преимущества.

Контрольные вопросы:

1. Определите, какие стратегии можно отнести к разряду «конкурентных», и объясните, на каком основании Вы пришли к данному выводу.

2. Выявите сильные и слабые стороны стратегий лидерства на основе низких издержек, дифференциации, наилучшей стоимости, концентрации на узком сегменте на основе низких издержек и концентрации на узком сегменте на основе дифференциации.

3. Сравните модель М. Портера с матрицами конкурентных стратегий Boston Consulting Group и McKincey–General Electric и укажите, чем они её дополняют и расширяют.

4. Укажите наступательные и оборонительные стратегии для сохранения конкурентного преимущества, применяемые в современной деловой практике.

Проблемные и практические задания:

1. Рассмотрите на каком-либо конкретном примере возможности синергизма, которые организация может использовать в процессе поиска новых путей своего развития. Определите значение стратегических соответствий при построении диверсифицированных систем.

2. Укажите основные инструменты стратегического менеджмента для оценки бизнес-портфеля организации и соответствия её ресурсной базы запросам подразделений.

3. Разработайте конкурентную стратегию для Российского государственного гуманитарного университета.

Список источников и литературы

- литература (основная):

1. Кох Р. Стратегия: как создать и использовать эффективную стратегию: пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – С.110-160.

2. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. – М.: КНОРУС, 2005. – С.188-196.

3. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 715 с.

4. Томпсон-мл. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. – 12-е изд. / А. Томпсон-мл., А.Дж. Стрикленд III. – М., СПб., Киев: Вильямс, 2008. – С.212-235, 289-346.

- литература (дополнительная):

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. – 6-е международное издание. – СПб.: Питер, 2002. – С.257-411.

2. Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – С.167-222.

3. Гупта А. Стратегия бизнес-единицы: стремление к достижению конкурентного преимущества / В кн.: Курс MBA по стратегическому менеджменту: сборник лучших работ и статей, оказавших влияние на стратегическое управление компаниями / Под ред. Л. Фаэй, Р. Рэнделла: пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2007. – С. 109-142.

4. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Экономистъ, 2004. – С.248-275.

5. Кох Р. Стратегия: как создать и использовать эффективную стратегию: пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – С.110-160.

6. Кристенсен К. Корпоративная стратегия: управление пакетом видов бизнеса / / В кн.: Курс MBA по стратегическому менеджменту: сборник лучших работ и статей, оказавших влияние на стратегическое управление компаниями / Под ред. Л. Фаэй, Р. Рэнделла: пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2007. – С. 64-108.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1. CORPUS. Консалтинговые услуги. Раздел «Стратегическое управление. Статьи» // http://corpsys.ru/Articles/Strategy/.

2. Административно-управленческий портал. Раздел «Библиотека» // http://www.aup.ru/library/.

3. Библиотека менеджмента. Раздел «Стратегический менеджмент» // http://www.managment.aaanet.ru/strateg/.

4. Институт профессиональных инноваций. Раздел «Видеолекция по истории развития стратегического менеджмента» // http://www.distanz.ru/ videoLecture /2345/.

Материально-техническое обеспечение занятия:

1. 1 РС преподавателя.

2. Интерактивная доска.

3. Маркерная доска.

4. Проектор.

5. DVD (мультискринный видеокомпьютерный класс).

СЕМИНАР 18.

Наши рекомендации