Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Методические указания

по выполнению курсовой работы

для студентов всех форм обучения

Направление 080200.62 - Менеджмент

Великий Новгород

Допущено

в качестве методического издания

Составители

Кандидат педагогических наук, Бежовец Влада Эдуардовна

Подготовлено на кафедре

Менеджмента и экономики

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями (ем)

© Филиал СПбГЭУ в г. Великом Новгороде, 2015

© СПбГЭУ, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….……4

1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………….5

2 Место дисциплины в учебном процессе…………………………….6

3 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………… …..7

4 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»….………………………………...….........................10

5 ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ………………………………………………...13

6 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ………………………………………………………………………………15

7 ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………..…………18

8 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ …………………………………23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….25

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….……29

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов направления 080200.62 Менеджментсодержат общие требования к построению, изложению, оформлению и защите курсовых работ по дисциплине «Теория менеджмента».

Методические указания описывают цели и задачи курсовой работы, перечень тем, основные этапы подготовки и выполнения работы, требования к структуре и содержанию, оформлению и процедуре защиты, критерии выставления оценок, а также содержат образцы необходимых документов.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», Положением о курсовых работах, характеризуют унифицированные требования по оформлению письменных работ студентов.




1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Важнейшей целью дисциплины является обучение студентов современным подходам, методам и технологиям управления организацией.

Задачами дисциплины являются:

- изучение основных теоретических вопросов и рассмотрение существующего российского и зарубежного практического опыта по управлению организацией;

- изучение основных теоретических вопросов и рассмотрение существующего российского и зарубежного практического опыта по созданию, функционированию и развитию организации;

- изучение принципов поведения человека в организации, групповой динамики и поведения организации в целом.

Программа дисциплины разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 080200.62 «Менеджмент», квалификация «бакалавр».

2 Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Теория менеджмента» является дисциплиной базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению 080200.62 «Менеджмент». В методическом плане дисциплина опирается на компетенции, сформированные при изучении следующих учебных дисциплин: философия, психология, экономическая теория, информационные технологии в менеджменте, правоведение.

Изучение данной дисциплины создает условия для освоения изучаемых после нее учебных дисциплин: управление изменениями, корпоративная социальная ответственность, экономика и управление организаций социальной сферы, а также является одним из условий успешной итоговой аттестации.

3 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

- способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20).

б) профессиональных (ПК):

организационно-управленческая деятельность

- знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

- готовность к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

- способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

- способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

информационно-аналитическая деятельность

- умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

- способность выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);

- владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);

- владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;

- принципы развития и закономерности функционирования организации;

- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

- основные бизнес-процессы в организации;

- принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

- виды управленческих решений и методы их принятия;

- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.

- типы организационной культуры и методы ее формирования;

- основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений

уметь:

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность

владеть:

- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений,

организация, мотивирование и контроль);

- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.

4 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»

Курсовая работа выполняется студентами всех форм обучения и является завершающим этапом изучения 1 части дисциплины «Теория менеджмента «История управленческой мысли».

Цель курсовой работы - закрепить, обобщить и углубить знания студентов по учебной дисциплине «Теория менеджмента», развить навыки в самостоятельной работе и научить их применять полученные ими знания при решении практических вопросов. Основная задача курсовой работы: научить студентов выделять и оценивать параметры организации, их взаимосвязь и влияние на процесс управления, а также формулировать цели организации и разрабатывать предложения, направленные на повышение эффективности управления организацией.

Курсовая работа предполагает проведение анализа организационных элементов и характеристик конкретной организации, выявление их взаимосвязи, оценку влияния на процесс управления в конкретной фирме; описание целей организации и определение направления ее развития (стратегии); разработку и оценку предложений, способствующих повышению эффективности менеджмента фирмы.

Курсовая работа - это содержательное, самостоятельное, выполненное под руководством преподавателя кафедры поисковое исследование студента. Оно имеет теоретическую составляющую анализа актуальных вопросов теории, а также содержит практическую компоненту в виде каких-либо расчетов или исследований, производимых студентом в рамках изучаемой дисциплины.

При написании курсовой работы недостаточно знания одного учебного материала. Студент должен быть знаком с широким кругом как общей, так и специальной литературы по теме, уметь увязывать вопросы теории с практикой, делать соответствующие выводы и предложения.

Выполнение курсовой работы преследует следующие цели:

1) привить студентам навыки самостоятельной работы с литературными источниками, статистической отчетностью, нормативно-справочной документацией;

2) самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал;

3) делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения по теме исследования;

4) развить умение четко и просто письменно излагать свои мысли, правильно оформлять работу.

Задачи, которые ставятся непосредственно перед студентами при выполнении курсовой работы, включают:

- изучение литературы, справочных и научных источников, включая зарубежные, по теме исследования;

- самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой проблеме, выдвигающихся отечественными и зарубежными специалистами; уточнение основных понятий по изучаемой проблеме;

- определение объекта и предмета исследования по курсовой работе;

- резюмирование полученных результатов и выводов.

Курсовая работа выполняется под научным руководством преподавателя, читающего дисциплину.

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и составных элементов. Как правило, она состоит из введения, основной части (2 главы по 3 параграфа; одна – теоретического, одна – практического характера), заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем курсовой работы – 25-35 страниц.

Во введении раскрывается актуальность темы, формулируются цели и задачи работы, определяются предмет, объект и методы исследования.

Теоретическая часть работы выполняется на основе изучения литературных источников, нормативно-справочной документации, данных статистической отчетности, содержит характеристику теоретических и методических вопросов, анализ точек зрения в экономической и управленческой литературе, обзор и систематизацию отдельных мнений и положений авторов.

В практической части курсовой работы исследуются прикладные аспекты проблемы. Основой практической части может быть изучение фактических материалов, практических примеров, данных статистической отчетности.

Вторая главасодержит анализ деятельности конкретного предприятия. В ней раскрываются следующие вопросы:

- общая организационно-экономическая характеристика предприятия;

- описание опытной (исследовательской) работы по выбранной теме и т.д. и анализ результатов;

- разработка рекомендаций по повышению эффективности управления предприятием.

Вторая глава включает в себя описание следующих моментов:

· Описание организации

· Миссия, цели и стратегия развития организации

· Производственно-технологические характеристики организации

· Структура управления организацией

· Разделение труда и специализация

· Связи в организации и координация

· Стандартизация и формализация

· Иерархия и диапазон контроля

· Распределение прав и ответственности. Уровень централизации управления

· Профессионализм и соотношение численности персонала.

· Сводная оценка параметров организации, их взаимосвязи и влияния на процесс управления

· Предложения по повышению эффективности менеджмента организации.

В заключении подводится итог проведенного исследования, делаются основные выводы, даются характеристика и оценка реального состояния проблемы (в результате анализа конкретного примера), отмечаются те стороны проблемы, которые требуют для своего решения дальнейших углубленных исследований.

Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Содержание работы целесообразно иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками.

5 ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Школы менеджмента 20-го века и применение их положений и разработок в современном управлении (на примере конкретной организации).

2. Современные концепции менеджмента и применение их положений и разработок в современном управлении (на примере конкретной организации).

3. Система планирования на предприятии (на примере конкретной организации).

4. Целеполагание на предприятии (на примере конкретной организации).

5. Разработка стратегии развития компании (на примере конкретной организации).

6. Построение эффективной организационной структуры управления предприятием (на примере конкретной организации).

7. Описание и оптимизация бизнес-процессов компании (на примере конкретной организации).

8. Система мотивации и стимулирования в компании (на примере конкретной организации).

9. Управление конфликтами в организации (на примере конкретной организации).

10. Модели и методы принятия управленческих решений (на примере конкретной организации).

11. Анализ работы предприятия и необходимые шаги менеджера по его организации.

12. Организационно-правовое регулирование образования и деятельности предприятий в России.

13. Процесс формирования организации. Порядок формирования, трудности.

14. Труд менеджера. Социокультурные факторы и этика менеджмента (на примере конкретной организации).

15. Организационная культура и эффективность деятельности предприятия (на примере конкретной организации).

16. Стратегия развития фирмы и организационная структура управления (на примере конкретной организации).

17. Управление человеком и управление группой (на примере конкретной организации).

18. Сущность и содержание работы менеджера по организации эффективного функционирования предприятием. Оперативное управление (на примере конкретной организации).

19. Регулирование и контроль в системе менеджмента (на примере конкретной организации).

20. Координация и эффективное управление в организации (на примере конкретной организации).

21. Организация как объект и процесс управления.

22. Проблемы неформальных коллективов и менеджмент. Социально – психологический климат и эффективность работы коллектива (на примере конкретной организации).

23. Риск при реализации управленческого решения. Способы и методы его уменьшения. Страхование и передача риска (на примере конкретной организации).

24. Власть и лидерство в системе менеджмента (на примере конкретной организации).

25. Коммуникации и эффективное управление. Сущность и содержание функции общения на различных уровнях иерархии (на примере конкретной организации).

26. Менеджер: права и функции, пути и способы реализации его полномочий (на примере конкретной организации).

27. Факторы, влияющие на эффективность работы организации и методика оценки их значимости (на примере конкретной организации).

28. Стиль управления руководителя и его влияние на деятельность организации (на примере конкретной организации).

29. Интеграционные проблемы менеджмента. Системы взаимодействия предприятия с окружением и внутренняя интеграция (на примере конкретной организации).

30. Тема, предложенная студентом.

6 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор студентом темы курсовой работы

Курсовые работы выполняются по темам, разрабатываемым и ежегодно обновляемым кафедрой. Выбор темы студентами осуществляется самостоятельно. Допускается возможность предложения студентом своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Темы должны быть актуальными и отражать состояние и перспективы развития современной экономики.

Темы курсовых работ утверждаются и при необходимости корректируются на заседании кафедры. Темы курсовых работ должны быть окончательно выбраны и закреплены за студентами в сроки, установленные кафедрой. Выбор темы в более поздний срок рассматривается в особом порядке и признается только в исключительных случаях. Изменение темы курсовой работы возможно только после согласования с преподавателем.

Составление плана курсовой работы

План курсовой работы должен раскрывать содержание выбранной темы и соответствовать поставленным в работе целям и задачам. Он разрабатывается после утверждения темы студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем.

Оформление задания

После утверждения темы и обсуждения с преподавателем плана студент оформляет задание по подготовке курсовой работы, которое подписывается преподавателем и заведующим кафедрой. Задание прикладывается к готовому варианту курсовой работы и является ее неотъемлемой частью.

Подбор литературы и ее анализ

Для написания курсовой работы необходимо использовать:

- законодательные и нормативные акты;

- отечественную и зарубежную литературу (монографии, учебники, учебные пособия, работы и статьи);

- статистические отчеты.

В качестве информационного источника по выбранной теме могут быть использованы публикации в таких периодических изданиях как журналы, еженедельные экономические газеты и т.п., информационно-правовые системы, материалы сети Интернет.

Может быть рекомендовано использование материалов научно-практических конференций и семинаров, более оперативно и остро отражающих актуальные проблемы и пути решения задач, стоящих перед экономической наукой и практикой в России и за рубежом.

Студент должен самостоятельно подбирать литературу по курсовой работы. Следует просмотреть литературу не только строго по теме, но и по разделам, близким к избранной теме. При этом надо подбирать литературу, освещающую как теорию, так и практику по направлениям исследуемой темы. Предпочтение следует отдавать изданиям и статьям, опубликованным (подписанным к печати) за предшествующие 2-3 года.

Выполнение курсовой работы

В соответствии с утвержденными в задании временными сроками студент предоставляет на проверку преподавателю завершенные разделы курсовой работы. Окончательный вариант оформляется с учетом всех замечаний преподавателя. Подготовка курсовой работы является формой самостоятельной работы студента. В то же время студенту предоставляется возможность посещать консультации преподавателя, в ходе которых студент имеет возможность обсуждать с ним все проблемы и вопросы, возникающие во время написании курсовой работы.

Рецензия преподавателя

Курсовая работа в окончательном варианте должна быть представлена преподавателю не позднее, чем за три недели до начала экзаменационной сессии.

В рецензии преподаватель указывает актуальность выбранной студентом темы и практическую значимость проведенного исследования, отмечает основный достоинства и недостатки курсовой работы.

Обязательной являются процедура проверки курсовой работы в системе «Антиплагиат».

Подготовка к защите курсовой работы

В ходе подготовки к защите студент должен составить короткий (на 5-7 минут) доклад, в котором необходимо отразить актуальность темы, краткое содержание выполненной работы, обосновать выводы и предложения, полученные в результате проведенного исследования и практическое значение. Доклад должен быть логичным и последовательным по изложению. В него целесообразно включить наиболее важные результаты, цифры, примеры из практики.

В качестве иллюстрации своего выступления студенту необходимо подготовить презентацию. В презентации приводятся: фамилия, имя, отчество студента, название работы, наиболее показательные и интересные таблицы, графики, схемы, диаграммы и другие материалы, отражающие основные самостоятельные разработки.

Публичная защита курсовой работы

Процесс защиты курсовой работы включает:

- выступление студента;

- вопросы преподавателя и других присутствующих на защите лиц;

- ответы студента на заданные вопросы;

- оценку курсовой работы.

Студенты, не допущенные к защите или не курсовую работу, не допускаются к сдаче экзамена по дисциплине.

7 ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна отвечать определенным требованиям по содержанию и по оформлению.

Она должна быть грамотно написана, аккуратно оформлена, сброшюрована.

Объем курсовой работы должен быть в пределах 25-40 страниц машинописного текста, шрифт - Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал.

Распределение текста по разделам желательно следующее: введение – 1-2 страницы, первая глава – 15-18 страниц, вторая глава – 15-18 страниц, заключение – 1-2 страницы, список использованной литературы - 1-2 страницы, приложения (не менее двух страниц).

Титульный лист установленной формы является первой страницей курсовой работы, на нем номер страницы не ставится.

На второй странице располагается задание, на третьей – рецензия.

На четвертой странице рекомендуется располагать «СОДЕРЖАНИЕ» (план) работы, то есть названия разделов («ВВЕДЕНИЕ», главы, «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и т.п.) и подразделов (параграфов) с указанием соответствующих страниц. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят.

Если заголовок состоит из двух или нескольких предложений, их разделяют точкой.

Слова, выполненные на отдельной строке все большими буквами, («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ»), служат заголовками соответствующих разделов и не нумеруются.

Главы работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки. Само слова «Глава» при этом не пишется. Например, «2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ. Параграфы нумеруют в пределах каждой главы. Номера параграфов состоят из номеров главы и параграфа, разделенных точкой. Например, «2.3 Причины конфликтов» (третий параграф второй главы).

Каждый раздел работы («ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и т.п.) следует начинать с нового листа.

Составными частями курсовой работы служат: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки, примеры, формулы, расчеты, цифры, цитаты, ссылки, выводы, рекомендации и т.д. Существуют установленные стандарты их оформления, которые необходимо выполнять.

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рисунок» и имеют сквозную нумерацию в пределах всей работы арабскими цифрами, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Если в курсовой работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рисунок» не пишут. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке, их располагают после первой ссылки на них. Иллюстрации должны иметь название. В тексте необходимо делать ссылки на иллюстрации и давать их пояснение.

Таблицы в тексте работы тоже имеют сквозную нумерацию (за исключением таблиц, приведенных приложении) арабскими цифрами. Заголовки отдельных граф таблиц должны начинаться также с прописных букв. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Пояснение символов, числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Формулы, на которые имеются ссылки в тексте, должны нумероваться в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер формулы следует заключать в круглые скобки и помещать на правом поле, на уровне нижней строки формулы, к которой он относится.

Сноски на литературные источники допускается оформлять внизу страницы с расшифровкой полного наименования, издательства, года издания и т.п. (колонтитул) или в скобках по тексту работы.

Для лучшей наглядности и сравнения показателей в курсовых работах используются таблицы. Таблица является особой формой подачи цифровых или словесных сведений, в которых они располагаются в определенном порядке.

Таблицы, вынесенные в приложения, имеют самостоятельную, отдельную нумерацию в той последовательности, в какой из них дается ссылка в тексте работы. Размещение таблицы рекомендуется выполнять по одному из вариантов: непосредственно под текстом, где она упоминается впервые, на следующей странице (не далее) или в приложении. В приложение выносятся таблицы, которые содержат более 8-10 строк или свыше 7-8 граф. В текст работы включаются таблицы меньшего объема.

Заголовок таблицы должен быть кратким, четким. Заголовки граф и строк пишутся с прописной буквы, подзаголовки, если они не имеют самостоятельного значения – со строчной. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками.

Способы оформления ссылок на цитируемые источники

Существует несколько способов связи основного текста курсовой работы с описанием источника. Обычно для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в списке использованной литературы, а в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки. В них указывается номер источника в списке и страница, на которой расположен цитируемый текст.

Например: [12, с. 274]. Первая цифра означает источник, который находится в списке использованной литературы под номером 12, а 274 – номер страницы, с которой дана цитата.

Подстрочные ссылки на источники дают в тексте курсовой работы, если ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно.

Подстрочные ссылки приводятся внизу страницы, на которой приведена цитата. Для этого в конце цитаты по тексту ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице (если их на странице несколько).

Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, ставится номер цитаты на данной странице и полностью описывается источник цитаты: автор, название источника, место и год издания, номер и год издания журнала или газеты (если источник – журнальная или газетная статья), номера страниц, на которых находится цитата.

Ссылки на несколько литературных источников отделяют друг от друга точкой с запятой. При этом обязательно соблюдение основных требований к оформлению литературных источников.

Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например, «рис. 3» На все приведенные в тексте таблицы также должны быть ссылки, при этом слово «Таблица» пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно – если имеет номер, например: «... в табл. 2».

Требования к оформлению списка использованной литературы

Библиографическое описание каждого документа начинается с красной строки, составляется по определенной схеме и состоит из ряда обязательных элементов. Каждая область и элемент отделяются друг от друга определенными разделительными знаками. Ниже приводятся примеры библиографического описания различных документов.

Примеры библиографического описания законодательных и методических материалов:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // М.: Юридическая литература, 1995.

2. Постановление о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»: Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 20 ноября 1997 г. № 1926-11 ГД // Собрание законодательства Российской Федерации.– 1997.– № 48.

1. Одного автора:

Ярочкин В.И. Коммерческая информация фирм.– СПб.: Питер, 2012.

2. Двух соавторов:

Хизрич Р., Питерс М. Создание и развитие нового предприятия.– СПб.: Питер Пресс, 2010.

3. Трех соавторов:

Кураков Л.П., Ляпунов С.И., Мингазов Х.Х., Попов В.М. Практикум по предпринимательству.– Чебоксары: Чув. ГУ, 2014.

4. Сборника:

Ликвидность банков и современные методы управления банковскими рисками: Сб. науч. тр. по материалам проблемно-консультативного семинара / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, В.И. Мелещенко, В.П. Халанского.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.

5. Многотомного издания:

- в целом:

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2-х ч.– М.: Туран, 2005.

- одного конкретного тома:

Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч.– Ч. II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование: Учебное пособие для вузов.– М.: Международные отношения, 2005.

6. Продолжающегося издания:

Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.И. Михайлушкина, д-ра экон. наук Н.А. Савинской.– СПб.: СПбГИЭУ, 2005.-Вып. 5.

Примеры библиографического описания части документа:

1. Статьи из сборника:

Барышникова B.C. Основные тенденции управления рисками в коммерческих банках // Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2003 года. Март - апрель 2004 года. Экономики и управления: Сборник докладов / Под ред. Н.Н. Сидорова.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.

2. Статьи из журнала:

Мельник Р. Методика сценарного анализа процентного риска портфеля

ценных бумаг с фиксированным доходом // Управление риском.– 2005.– № 2.

3. Статьи из газеты:

Вантеевский М. Валютно-финансовый рынок как активная система: проблемы управления // Бизнес и банки.– 2005.– № 3.

4. Описание главы:

Структурированные финансовые продукты и волатильносгь // Чекулаев М. Риск-менеджмент: управление финансовыми рисками на основе анализа волатильности.– М.: Альпина Паблишер, 2005.– Гл. 11.

8 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, в частности:

- должно быть знание основных фактов, сведений, определений, понятий;

- знание и понимание содержания самостоятельно воспроизводимое;

- умение логически рассуждать без помощи преподавателя;

- свободное владение необходимым объемом понятий и осмысленное употребление терминов;

- владение литературно-профессиональной речью, свободное стилистически и орфографически правильное изложение содержания.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности, в частности:

- знание полное, но некоторые сложные и существенные факты забыты и пропущены;

- знание и понимание с допущением неточностей, исправляемых преподавателем и его дополнительными вопросами;

- умение строить ответ с достаточным обоснованием, но с несущественными сбоями, выправляемыми преподавателем;

- владение необходимыми понятиями, но затруднения в овладении языка предмета;

- владение речью с допущенными речевыми неточностями и стилистическими погрешностями.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя, в частности:

- знание основного и существенного, но неполное, затруднения при дополнительных и наводящих вопросах;

- знание и понимание с допущением существенных неточностей, но с помощью дополнительных вопросов преподавателя способен к правильному суждению;

- ошибки в логических связях, но в целом осмысленный ответ;

- недостаточные знания понятий, но и существенные затруднения в применении терминов, сбои на язык обыденного общения;

- речь односложна, не выразительна, ошибки в ударении и произношении.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании ВУЗа без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине, в частности:

- неполные знания, путаница, неспособность к припоминанию даже при наводящих вопросах и подсказках;

- «следы» знаний излагаются без понимания смысла, вопросы преподавателя затрудняют мысль;

- неумение логически строить ответ, неспособность вступать в диалог с преподавателем;

- не владение понятийно-терминологическим аппаратом и непонимание;

- безграмотная, сбивчивая, «корявая» речь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2009.

2. Глумаков В.Н. Организационное поведение: Учебное пособие / В.Н. Глумаков - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник, 2009.

3. Дафт Р. Менеджмент. – 8-е изд.- М.,СПб.: Питер, 2010.

4. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2009.

5. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Спивак В. А. Организационное поведение. - М. : Эксмо, 2009.

7.Теория организации: Учебное пособие / В.И. Подлесных, Н.В. Кузнецов; Под ред. проф. В.И. Подлесных. - 4-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

Дополнительная литература

1. Ансофф Н. Стратегический менеджмент. Классическое издание / Под ред. Петрова А.Н.. – СПб.: Питер, 2009.

2. Глухов В.В. Менеджмент /Друкер П., Макьярелло Д. – М.: «И.Д. Вил

Наши рекомендации