Необходимость концепции деловой активности
В науке управления предприятием нет однозначного различия между концепциями хозяйственной деятельности и деловой активности. К сожалению, это касается и других понятий, например, миссия и философия предприятия, философия и политика предприятия, руководитель, управленец или менеджер и даже экономика и управление на предприятии, что привело, кстати, к одноименному названию специальности и квалификации экономист-менеджер. Путаница, которую вносит терминология, на практике не вызывает значительных затруднений и свидетельствует как о неодинаковых темпах развития менеджмента в разных странах, так и проблемах менеджмента, связанных с синтезом знаний управления людьми.
Неоднозначная трактовка понятий объясняется также тем, что производственная практика опережает науку. В американской литературе принципы деловой активности, или философия предприятия, стали неотъемлемой частью менеджмента. В Германии эти понятия пробили себе дорогу только в середине 1990-х годов.
Отечественный же менеджмент проходит тернистый путь своего формирования, и наоборот, практика отстает от предложений науки. Научный менеджмент остается невостребованным из-за недостаточной стратегической компетентности хозяйственной элиты предприятий. Предприятия болеют не из-за нехватки денег на лекарство и лечение, а потому, что не могут, или не знают/или не умеют, а может, не хотят адаптироваться к темпам изменений в различных сферах.
В этом случае разработка концепции деловой активности предприятия стала решающим фактором его выживаемости. Концепция предлагает основные правила и ориентиры при разработке планов, выполнении действий и принятии решений.
Концепция деловой активности предприятия включает миссию этого предприятия, содержание его ролей на рынке и в обществе, фирменный стиль управления.
1.2.2. Миссия.
Анализ эффективно действующих и стабильно работающих предприятий показывает: источник успеха в том, что руководители этих предприятий знают ответы на вопросы: «В чем заключается наше дело, и каким оно должно быть?» Конкретный ответ является оригинальной задачей высшего руководства предприятия и составляет содержание его миссии.
По мнению Кадзума Татеиси, основателя японской электротехнической корпорации «Омрон», весь бизнес основан на определении идеалов организации. Компания без идеалов, как мореплаватель без карты.
Действительно, зачем мы проводим на работе огромную часть своей жизни? «Чтобы иметь пищу». «Чтобы обработать камень для стены». «Чтобы построить замечательный замок». Это ответы трех каменотесов, занятых строительством замка (пример взят из истории Средних веков). «Ради хлеба насущного... чтобы содержать детей, купить квартиру, просто выжить». Это современный вариант первого ответа. Вариант второго: «Я работаю, чтобы создавать данный товар». В ответе третьего типа прозвучит гордость: «Я работаю, чтобы создавать лучший мир».
Разница в ответах вытекает из различного отношения к работе, более того, понимания ее смысла. Если имеется хотя бы малейший шанс на успех, следует развивать управленческие отношения третьего типа. Такие отношения приносят радость от работы, радость самой жизни. «Когда торжествует этот дух, работа превращается в служение искусству, а доходы корпорации стремительно растут», — утверждает Кадзума Татеиси. Возможно, не следовало бы останавливаться на общеизвестных истинах, как покажется многим, но именно выбор миссии и ее осознание не только позволили отдельным фирмам выйти из кризиса, но и привели к успеху целые страны — Японию, Южную Корею, ФРГ. В новой истории можно назвать ряд польских фирм, а в скором будущем, возможно, и белорусских.
Если вы четко выразили причину существования организации, ее «изюминку», то это значит, что вы обозначили ее миссию. Опираясь на нее как на образ организации, ядро ее фирменного стиля, определяют высшие цели. Сотрудники должны ориентировать свои действия на этот образ и соотносить с ним свое мнение. Выработанные на основе миссии принципы хозяйственной деятельности и цели служат критериями для последующего процесса принятия управленческих решений. Поэтому значение миссии невозможно преувеличить. Этот вывод сделан из практики современного менеджмента.
Таким образом, миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает стратегические ориентиры ее развития. Формулировка миссии фирмы в зависимости от ее собственников, размеров и места на рынке включает:
- назначение фирмы (какой деятельностью она занимается и для кого оказывает услуги или выпускает изделия);
- фирменный стиль управления и культуру;
- отношения с внешней средой фирмы.
Формулировка миссии компании «Омрон»: «Работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех».
Формулировка миссии компании «Сан Бэнкс» (США): «Миссия компании заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг, таким образом, и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам обеспечения справедливой прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании».
Формулировка миссии компании «Форд» весьма кратка: «Предоставление людям дешевого транспорта».
Миссия выступает в качестве девиза компании, который служит источником силы и деловой активности.
Выбор миссии часто кажется очевидным. Если спросить типичного представителя малого бизнеса, в чем миссия его фирмы, то ответом будет: «Конечно, получать прибыль». Но когда мы обдумаем этот вопрос, то поймем ошибочность выбора прибыли в качестве общей миссии. Да, прибыль является важнейшей целью и часто единственным средством достижения других целей. Но это внутренняя проблема организации. Мы знаем, что организация всегда открытая система и может существовать только тогда, когда удовлетворяет какую-то потребность вне ее самой. Именно во внешней среде находятся ориентиры для выбора миссии.
Чтобы определить миссию, надо знать ответы на вопросы:
1. Кто наши клиенты?
2. Какие их потребности мы можем удовлетворить?
Клиент — это тот, кто пользуется конечными результатами работы организации. Партнерами организации являются не толь- ко клиенты, но и поставщики, консультанты, фирмы, с которыми она сотрудничает.
Миссии некоммерческих организаций формулируются с трудом, особенно если имеется много различных клиентов.
Миссия малого предприятия должна быть простой, но должна быть. Выбор миссии является решающим и непременным условием планирования. Миссия есть смысл существования организации, предпосылка ее целей.
1.2.3. Цели.
В практике менеджмента цели выражают желаемые состояния всего объекта управления или его отдельных характеристик. Речь идет о векторах развития, а значит, о самом процессе управления ресурсами. Поэтому цели определяют содержание видов управленческой деятельности (функций) и предопределяют выбор методов, структуры и стиля управления.
Цели конкретизируются задачами. Их определяет персонал управления организацией. Это одна из наиболее старых концепций практического менеджмента, когда задачи выступают инструментами планирования, а затем контроля.
Преимущества управления по целям в том, что люди работают с большей пользой, если ясно знают, к чему надо стремиться и по какому пути идти. Последнее бывает важнее самих целей. Виды деятельности по достижению целей через реализацию планов называют функциями управления. Нои сами цели выполняют мотивирующую, организационную, контролирующую функции. Планы являются более широким понятием, чем цели. Они включают последовательность необходимых действий, обеспечение их ресурсами. Цель — только часть плана, хотя и стержневая.
Общие цели организации, перемещаясь на уровни ее подразделений, уточняются, разветвляются на более конкретные цели. Одна цель верхнего уровня управления преобразуется в несколько целей следующего нижележащего уровня. Достижение целей первичных подразделений способствует достижению целей среднего порядка, а последние — целям высшего порядка. Ранжирование и структурирование целей, их письменная формулировка являются обязательными универсальными требованиями. Это позволяет оценивать работу менеджеров по результатам, подлежащим опытной проверке и сравнению с целями. Такие действия называются верификацией. Она требует четкого установления целей работы каждого подразделения.
Автор проводил оценку деятельности начальников цехов и их заместителей по задачам управления на производственном объединении «Калибр» (г. Минск). Трудности возникли уже с определения и формулировки стоящих перед каждым из них целей. Часто эти цели были далеки от работы менеджера уровня начальника цеха. Их выполнение явно следовало бы делегировать аппарату управления цехом, мастерам производственных участков. Другие цели не могли быть квантифицированы и измерены. Сформулировать верифицированные цели сложно даже опытному руководителю. Проблема заключается в постоянном изменении внешней и внутренней среды, в которой приходится работать менеджеру.
Диалектика взаимодействия целей с основными категориями менеджмента и результатами работы организации представлена на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Место целей в системе категорий менеджмента
Следует различать понятия «цель» и родственные понятия «миссия» и «стимул» (мотив). Под миссией понимается смысл, назначение организации, ее основное кредо, то, во имя чего она существует, что лежит в основе принципов ее деятельности. Мотивы или стимулы являются побудителями действий, их причинами. Цель обозначает желаемый результат или состояние, к которому надо стремиться. Суть менеджмента в кибернетическом контексте и состоит в том, что он осуществляет перевод группы людей (организации) через управление деятельностью каждого из них из одного исходного состояния в другое, желаемое.В целях выражаются будущие состояния. Планирование служит мостом в это будущее. В качестве связующих процессов между настоящим и будущим выступают управленческие решения. В реальном масштабе времени основу связующих процессов образуют коммуникации.
Каждая организация должна рассматриваться как целеориентированная сложная, вероятностная, динамическая, открытая система.
Целям как основным ориентирам организации подчиняются информационные технологии, оценка альтернативных вариантов и принятие решений, организация системы управления, планирование, мотивация, контроль, координация практических действий, а также выполнение специальных функций управления, например организация труда, управление кадровой службой или транспортным хозяйством.
Без целей нельзя принять решение, установить приоритеты, невозможны слаженные коммуникации и релевантная информация. Цели организации, которая является предприятием, а значит, что-то предпринимает, в странах с рыночной экономикой не задаются государством. Современная практика свидетельствует о том, что цели предприятия не задаются и экономическим строем. Одну и ту же цель преследует не одно предприятие. Деятельность каждого предприятия, даже малого, не определяется одной-единственной целью. В условиях преобладания предложения над спросом необходим быстрый переход целей производства к целям маркетинга. Это тоже практика современного менеджмента, которая опережает теорию и дает ей тем самым поле прикладных исследований, в частности того, как появляются цели. Ясно, что цели устанавливают работающие на предприятии люди. Но участие в определении целей ограничено правом собственности на средства производства, а значит, юридической формой предприятия. При этом из опыта зарубежных фирм очевидна тенденция: чем больше число учредителей общества с ограниченной ответственностью или акционеров в акционерном обществе, тем больше перемещается процесс формирования и особенно реализации целей в сторону работающих по контрактам менеджеров высшего звена управления.
На выбор целей влияют владельцы предприятия и его инвесторы, аппарат управления предприятием, наблюдательный совет или совет директоров, трудовой коллектив или его представители, а также клиенты и государственные органы, контролирующие деятельность предприятия (например, антимонопольное, налоговое ведомства). Немалую роль играют финансовое состояние предприятия, его кадровый потенциал, место на рынке, тип производства (единичное, серийное, массовое). Решения по формированию целей, которые определяют судьбу предприятия, не могут приниматься одним лицом. Свои интересы отстаивают все группы участников производства с привлечением профсоюзов. Собственники ориентированы на прибыль, менеджеры — на карьеру, а сотрудники, например, на гарантию рабочего места. Кому-то более важен сам характер работы. Поэтому далеко не всегда цели предприятия соответствуют целям его работников. Но всегда структура целей связана с организационной структурой управления, которая вторична, производна от целевой пирамиды (рис. 1.4). Между целевой и организационной пирамидами не может быть полной аналогии, поскольку предприятие всегда выполняет ряд специфических функций, которые служат обеспечению достижения главных и частичных целей цехов, отделов, других подразделений. Такие функции выполняются, например, кадровой службой, энергетическим хозяйством, цехом озеленения, здравпунктом, прачечной по стирке рабочей одежды.
Рис. 1.4. Целевая пирамида.
Содержание целей составляет не только прибыль, но и ответственность (социальная по отношению к коллективу, экологическая и т.д.), а также имидж, развитие производства, состояние технологий, забота о клиентах.
В зависимости от содержания целей ученые группируют предприятия:
1) на монетарные — с целями, которые измеряются деньгами;
2) немонетарные — с социальными, этическими целями.
Консультационные фирмы наряду с монетарными и социальными целями ставят предметные цели, под которыми понимаются обучение и консультации клиентов по отдельным предметам и областям знаний. Такие фирмы занимают промежуточное положение, не все их цели измеряются деньгами. В условиях быстрого старения знаний, необходимости организационного развития и высоких скоростей изменения хозяйственных ситуаций они становятся неотъемлемой частью рыночной инфраструктуры, содействуют хозяйственному лидерству фирм-гигантов, а также достижению целей немонетарных организаций.
Цели любого предприятия взаимосвязаны, что, само собой разумеется, когда говорят о системе целей. Связи между целями носят горизонтальный, вертикальный, дополняющий, конкурирующий или индифферентный характер. Цели между собой могут конфликтовать: прибыль — социальная защита; ликвидность — рентабельность; новые технологии — экологическая ответственность; личные цели — цели предприятия. Полярность целей неизбежна. Из нее необходимо извлекать выгоду, опираясь на объединение целей и направляя в нужное русло неизбежную борьбу между ними.