На период t-летней стратегии организации
Возможности | О | Сильные стороны | S | ||
… | … | ||||
n1 | n2 | ||||
Угрозы | Т | Слабые стороны | W | ||
… | … | ||||
m1 | m2 | ||||
Внешнее окружение Организация
Таблица 2.2 SWOТ -анализ — первичный стратегический анализ компании «Аэрофлот»
Возможности | О | Сильные стороны | S | ||
Регионы России, где господствуют местные авиаперевозчики | Географическое положение | ||||
Увеличение потребности в авиаперевозках в мире | Разветвленная инфраструктура | ||||
Угрозы | Т | Слабые стороны | W | ||
Низкая покупательная способность у населения России | Отсутствие единой информационной системы | ||||
Рост цен на традиционных курортах | Старый авиапарк | ||||
Конкуренция со стороны западных авиаперевозчиков | Необходимость ликвидации рабочих мест в связи с переходом на новый авиапарк | ||||
Неэффективная эксплуатация некоторых линий | |||||
Внешнее окружение Организация
Из названия метода видно, что среди бесчисленного множества факторов, характеризующих воздействие внешней среды на организацию, PEST - анализ выделяет 4 основные группы. Это означает, что данным инструментом стратегического анализа исследуются политический, экономический, социокультурный и технологический аспекты внешней среды организации.
Политический фактор внешней среды должен изучаться в первую очередь, так как главный политический вопрос — это вопрос о власти. А центральная власть регулирует механизм обращения денег в государстве, а также ряд других ключевых условий получения основных ресурсов для деятельности любой организации.
Анализ экономического аспекта внешней среды организации позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются основные экономические ресурсы. Для большинства конкретных организаций это является важнейшим общим условием их деловой активности.
Конкретную ситуацию, показывающую, какое значение для стратегии развития конкретной организации имеют экономические решения, принимаемые на уровне дальней внешней среды, иллюстрирует пример ниже.
Социальная компонента внешней среды в наибольшей степени связана с формированием потребительских предпочтений населения. Этим, как правило, и определяется ее особое значение при анализе возможного спроса на продукт организации в стратегической перспективе.
Значение технологического фактора внешней среды представляется тоже почти очевидным. В современных условиях быстрых технологических изменений перед любой организацией стоит постоянная угроза потери рынка продукта из-за его вытеснения технологически более совершенным продуктом.
Поэтому цель стратегического анализа технологического аспекта развития внешней среды такова: анализ должен обеспечивать организацию информацией, которая позволяет ей вовремя перестроиться на производство и/или реализацию технологически перспективного продукта; и параллельно с этим организация обязана успевать получать достаточную прибыль от своих традиционных продуктов и при этом уметь вовремя от них отказываться в пользу более перспективных.
При освоении PEST -анализа, особенно на начальном этапе, Вам, уважаемый читатель, рекомендуется использовать формат табл. 2.3.
В заключение по PEST -анализу отметим следующие две позиции.
1. Стратегический анализ каждой из указанных 4 компонент должен быть достаточно системным, так как в жизни все эти компоненты между собой тесным и сложным образом взаимосвязаны. Значимое изменение любой из компонент, как правило, влияет на всю цепочку. И такие изменения для конкретной организации в каждой конкретной ситуации могут стать или угрозой, или, наоборот, новой стратегической возможностью ее будущего бизнес-успеха.
2. PEST-aнализ — это инструмент исторически сложившегося четырехэлементного стратегического анализа внешней среды. Но реальная жизнь, во-первых, шире и многообразнее 4 составляющих его элементов. А во-вторых, для каждой конкретной организации в ее внешней среде существует свой особый набор ключевых факторов, который непосредственно и наиболее существенным образом влияет на ее конкретный бизнес.
2.1.3. Многофакторный системный анализ
Внешняя среда организации — это конкурентная среда, где организация осуществляет реализацию своего продукта. Состояние такой среды постоянно меняется.
Поэтому, как уже отмечалось (1.1), важнейшая задача стратегического управления организации — обеспечение ее эффективной адаптации к любым значимым изменениям внешней среды.
Таблица 2.3
PEST-анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии организации
__(наименование организации)