Тема 13. Законодательные основы управления качеством
Тема 1. Качество как экономическая категория и объект управления
Понятие качества. Значение повышения качества в современных экономических системах. Качество как объект управления. Качество как основа повышения конкурентоспособности. Пирамида качества. Качество продукции, предприятия, отрасли.
Тема 2. Эволюция подходов к менеджменту качества
Становление и развитие менеджмента качества. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества. Основные этапы развития систем качества. Американская и японская системы обеспечения качества, их сходства и отличия. Российские системы управления качеством.
Тема 3. Методологические основы управления качеством
Аспекты качества продукции. Контроль качества. Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Стандарты статистического приемочного контроля. Контрольные карты. Значение стандартизации.
Тема 4. Выборочный контроль при исследовании надежности
Основные понятия в области технического обеспечения надежности. Показатели надежности. Выборочный контроль. Объем выборки, методы его расчета.
Тема 5. Сертификация продукции и систем качества
Понятие сертификации продукции . Преимущества сертификации продукции. Этапы проведения сертификации системы качества. Международная практика сертификации. Стандарты ISO серии 9000 и 14000.
Тема 6. Управление затратами на обеспечение качества
Этапы формирования и виды затрат на качество продукции. Информационная база анализа затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество продукции. Анализ брака и потерь от брака. Экономическая эффективность новой продукции
Тема 7. Качество в процессе осуществления проектного анализа
Состав проектного анализа. Общая характеристика изделия. Коммерческий анализ. Технический анализ. Организационный, социальный, экологический и экономический анализ.
Тема 8. Методика подход к разработке систем управления качеством
Анализ действующей на предприятии системы качества (СК). Ознакомление руководства с требованиями стандарта ИСО 9000 и порядком сертификации СК. Анализ организационной структуры предприятия, разработка предложений по ее усовершенствованию. Определение состава и содержания бизнес-процессов, выполняемых на уровне органа и объекта управления. Разработка структуры СК. Определение состава документации СК. Составление графика разработки документации СК. Консультация и разработка совместно с предприятием политики в области качества. Разработка плана мероприятий по созданию, внедрению и сертификации СК.
Тема 9. Стандарты ISO 9000 как инструмент организационных изменений
Ответственность руководства. Система качества. Анализ контракта. Управление проектированием. Управление документацией и данными. Закупки. Управление продукцией, поставляемой потребителем. Идентификация продукции и прослеживаемость. Управление процессами. Контроль и проведение испытаний. Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием. Статус контроля и испытаний. Управление несоответствующей продукцией. Корректирующие и предупреждающие действия. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка. Управление регистрацией данных о качестве. Внутренние проверки качества. Подготовка кадров. Техническое обслуживание. Статистические методы.
Тема 10. Классическая и современная философия качества
Системы качества Деминга, Исикавы, Шухарта. Пять звезд качества. Качество как процесс. Четыре категории продукции на выходе процесса качества: оборудование (технические средства), интеллектуальная продукция, перерабатываемые материалы, услуги. Этапы управление процессом: определение целей и результатов процесса, определение ресурсов, определение методов и средств выполнения процесса, управление использованием ресурсов, коррекция хода выполнения и анализ результатов процесса.
Тема 11. Американская система управления качеством
Качество как соответствие стандартам. Статистические методы управления качеством, их достоинства и недостатки. Аудит качества, этапы проведения и оценка затрат. Премии по качеству.
Тема 12. Японская система управления качеством
Кружки качества. Зарубежный опыт и его применение в Японии. Управление качеством как идеология. Система Канбан. Обеспечение конкурентоспособности японской продукции на мировых рынках за счет качества.
Тема 13. Законодательные основы управления качеством
Европейская ассоциация свободной торговли и Европейское экономическое пространство. Маастрихские соглашения и их роль для создания единой Европы.Закон «Об ответственности изготовителя за выпуск дефектной продукции».Новая концепция технической гармонизации и нормирования. Глобальная концепция оценки соответствия. Директивы ЕС по гармонизации. Европейская организация по испытаниям и сертификации. Аккредитация и сертификация. Взаимное признание аккредитации и результатов испытания в Европе.