Объекты и субъекты менеджмента
Содержание
Раздел 1. Основные понятия. 5
Тема 1.1. Сущность и категории менеджмента. 5
1.1.1 Понятие и содержание менеджмента. 5
1.1.2. Основные категории менеджмента………………………………………………………...…….5
Тема 1.2. Виды и элементы организаций.. 7
1.2.1. Виды организаций.. 7
1.2.2.Элементы организаций.. 8
Тема 1.3. Менеджеры в организациях. 10
1.3.1. Современное представление о менеджере. 10
1.3.2. Содержание труда менеджера. 10
1.3.3. Типология менеджеров. 10
1.3.4. Требования к менеджеру. 11
Раздел 2. Система функций менеджмента. 11
Тема 2.1. Понятие и виды функций менеджмента. 11
2.1.1. Природа функций менеджмента. 11
2.1.2. Состав функций менеджмента. 12
2.1.3. Последовательность общих функций.. 12
Тема 2.2. Связующие (фоновые) функции в менеджменте. 13
2.2.1. Установление коммуникаций.. 13
2.2.2. Принятие решений в менеджменте. 13
2.2.3.Мотивирование как функция менеджмента. 14
Раздел 3. Общие функции менеджмента. 14
Тема 3.1. Формирование целей организации.. 14
3.1.1. Формирование целей организации как построение ее стратегии.. 14
3.1.2. Сценарий стратегического управления. 14
Тема 3.2. Планирование как функция менеджмента. 15
3.2.1. Сущность функции планирования. 15
3.2.2. Виды планирования. 16
3.2.3. Процесс планирования. 16
Тема 3.3. Организовывание в системе менеджмента. 16
3.3.1. Содержание функции организовывание. 16
3.3.2.Структура управления. 17
3.3.3. Бюрократические структуры управления. 17
3.3.4. Адаптивные структуры.. 19
3.3.5. Производственная структура. 20
3.3.6. Организационная структура. 21
3.3.7. Формирование взаимоотношений полномочий.. 22
Тема 3.4.Функция контроля. 24
3.4.1.Содержание контроля. Объективная основа контроля – учет и анализ. 24
3.4.2. Виды контроля. 24
Тема 3.5. Функция регулирования. 24
3.5.1.Содержание регулирования. 24
3.5.2. Виды регулирования. 25
3.5.3.Технология регулирования. 25
3.5.3. Обратная связь. 25
Раздел 4. Связующие (фоновые) функции менеджмента. 25
Тема 4.1 Функция разработки решения. 25
4.1.1.Сущность и типология управленческих решений.. 25
4.1.2. Этапы разработки управленческого решения. 26
4.1.3. Инструментарий разработки управленческих решений.. 27
Тема 4.2. Функция установления коммуникаций.. 28
4.2.1. Содержание функции установления коммуникаций.. 28
4.2.2. Типология коммуникаций.. 28
4.2.3.Технология и результативность коммуникации. Коммуникационные барьеры.. 28
Тема 4.3. Мотивирование. 29
4.3.1. Содержание мотивирования как функции менеджмента. 29
4.3.2. Технология мотивирования. 29
Раздел 5. Руководство, лидерство, власть. 29
Тема 5.1. Стили руководства. 29
5.1.1. Понятие и содержание руководства. 29
5.1.2. Характеристики различных стилей руководства. 29
Тема 5.2. Коллегиальность в менеджменте. 30
5.2.1. Источники коллегиальности.. 30
5.2.2. Виды и формы коллегиальности.. 30
Тема 5.3. Лидерство. 30
5.3.1. Лидерство и руководство. 30
5.3.2. Формальное и неформальное лидерство. 31
Тема 5.4.Власть. 31
5.4.1. Источники власти.. 31
5.4.2. Виды властных полномочий.. 31
Раздел 6. Конфликтность. 32
Тема 6.1. Конфликты в коллективе. 32
6.1.1. Конфликт. Виды конфликтов. 32
6.1.2. Причины конфликтов. 32
Тема 6.2. Способы предупреждения конфликтов и методы их разрешения. 32
6.2.1. Способы предупреждения конфликтов. 32
6.2.2. Методы разрешения конфликтов. 32
Раздел 7. Эффективность менеджмента. 33
Тема 7.1. Эффективность менеджмента. 33
7.1.1. Понятие эффективности менеджмента. 33
7.1.2. Количественные показатели эффективности менеджмента. 33
Тема 7.2. Пути повышения эффективности менеджмента. 33
7.2.1. Критерии повышения эффективности.. 33
7.2.2. Действия менеджеров по повышению эффективности менеджмента. 34
Желаю всем больших успехов в изучении основ менеджмента!
Раздел 1. Основные понятия
Тема 1.1. Сущность и категории менеджмента
1.1.1 Понятие и содержание менеджмента
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов
Соотношение понятий: управление, менеджмент, руководство
Управление более широкое понятие, чем менеджмент. Например, можно управлять и коллективом, и автомобилем. Менеджмент более широкое понятие, чем руководство. Руководство как часть менеджмента отражает поведение менеджера в системе «начальник – подчиненный».
Цель менеджмента:
Основная цель менеджмента – достижение заранее определенного результата при условии согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов объекта, то есть достижения гармонии в развитии объекта менеджмента.
Содержание менеджмента:
Менеджмент определяется в нескольких содержательных аспектах (с нескольких точек зрения):
Ø Наука управления
Ø Искусство управления
Ø Вид деятельности
Ø Аппарат управления
Основные категории менеджмента
Категории:
Ø Объекты и субъекты менеджмента
Ø Виды менеджмента
Ø Функции менеджмента
Ø Методы менеджмента
Ø Принципы менеджмента
Объекты и субъекты менеджмента
Объекты менеджмента:
Ø Функциональные области: производство, снабжение, инновации, персонал, финансы, маркетинг и т.п.
Ø Уровень иерархии объекта: рабочее место, элемент структурного подразделения, структурное подразделение, организация, комплекс организаций, отрасль. Город, регион, государство – объекты социального управления.
Ø Вид объекта: операция, проект, система. Можно управлять операцией, проектом, системой.
Субъекты менеджмента:
Менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные ответственностью и полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации
Иерархический уровень субъектов менеджмента:
Ø высший (топ-менеджмент, руководители организации),
Ø средний (мидл-менеджмент, менеджеры структурных подразделений (цехов, отделов, служб), филиалов),
Ø низший (супервайзеры: руководители бригад, групп, секторов, организаторы определенных видов работ)
Виды менеджмента:
По признаку объекта:
Ø общий (генеральный) менеджмент – управление деятельностью организации в целом или ее крупных структурных подразделений (дивизионов, производств, филиалов)
Ø функциональный или специальный менеджмент – управление определенными сферами деятельности организации (функциональными областями).
По признаку содержания:
Ø нормативный менеджмент – разработка и реализация философии организации, ее предпринимательской политики, позиции в конкурентной нише рынка, формирование общих стратегических намерений (философия, миссия, видение или мечта)
Ø стратегический менеджмент – выработка набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией
Ø оперативный менеджмент – разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Функции менеджмента:
Функция - действие, обеспечивающее выполнение специфического вида управленческой деятельности.
Ø Общие функции: формирование целей, планирование, организовывание (организация деятельности), контроль, регулирование
Ø Связующие (фоновые) функции: разработка решений, установление коммуникаций, мотивирование сотрудников
Методы менеджмента:
Правила и процедуры, следование которым и выполнение которых позволяет менеджеру добиваться основной цели менеджмента. Методы менеджмента делятся на административные, которые используют распорядительноевоздействие (приказы, распоряжения), организационно-стабилизирующее воздействие (нормы и нормативы, ознакомление, объяснение, предостережение), дисциплинарное воздействие (выговоры и другие наказания), экономические, которые предполагаютматериальное стимулирование,предоставление структурным подразделениямэкономической самостоятельности,и социально-психологические, предполагающие установление гармонии между интересами сотрудника и организации за счет нематериального стимулирования (похвала, присвоение неформального статуса) и формирования сильной корпоративной культуры.
Принципы менеджмента:
Принципы – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.
Ø Принцип целевой направленности. Менеджмент предполагает установление конкретной цели
Ø Принцип иерархической упорядоченности. Менеджмент всегда иерархичен.
Ø Принцип научной обоснованности и оптимальности. Желательно, чтобы менеджмент основывался на научных представлениях об объекте и на стремлении к оптимизации действий
Ø Принцип права на интерес. Элементы объекта менеджмента имеют право на интерес, соблюдение которого позволяет добиться гармонии между интересами организации и ее участников.
Ø Принцип инновативности. Инновации должны восприниматься как признак жизни и развития.
Ø Принцип рационального соотношения единоначалия и коллегиальности. Коллегиальным может быть обсуждение проблемы, а принятие решения всегда индивидуально и ответственность лежит на менеджере
Ø Принцип приоритетности самореализации. Модель поведения менеджера не должна препятствовать раскрытию способностей подчиненных в достижении целей организации.