Руководство по качеству
На рисунке 3.3 показаны обязательные требования к тому, что касается руководств по качеству. В повседневной жизни организации они, может быть, и не играют большой роли, но они показывают направление и общую структуру системы. Они позволяют аудитору сделать первые шаги в понимании того, чем занимается организация, проходящая аудит. Описание области применения (распространения) системы особенно полезно, так как определяет сферу аудиторской проверки.
4.2.2. Руководство по качеству
· Принимается и поддерживается
· Область применения (распространения) системы
· исключения
· процедуры или ссылки
· последовательность и взаимодействие процессов
· документы, находящиеся под управлением
Рис. 3.3 руководства качества
Источник: Eurospan Developments Ltd. QMS Auditor/Leader Auditor Course 2000, раздел 6. Используется с разрешения.
Документируемые процедуры
Согласно ISO 9001:2000 шесть процедур обязательны к документированию:
· Управление документами (параграф 4.2.3)
· Управление записями по качеству (параграф 4.2.4)
· Внутренний аудит (параграф 8.2.2)
· Управление несоответствующей продукцией (параграф 8.3)
· Корректирующие действия (параграф 8.5.2)
· Предупреждающие действия (параграф 8.5.3)
Такие процедуры не только нуждаются в документировании, но их следует внедрить и поддерживать. Это живые документы, с помощью которых следует демонстрировать постоянное улучшение.
Управление Документами
Ни одна документированная система не может считаться полной без процедуры управления различными документами в ней (например, руководством по качеству, процедурами, документацией по процессам, рабочими инструкциями, стандартами, техническими условиями). Базовая схема управления включает в себя следующее:
· Утверждать документы перед введением в действие
· Анализировать, обновлять и утверждать заново документы
· Идентифицировать текущий статус проверки
· Удостоверить, что документы разборчивы (читабельны), идентифицированы и восстановимы
· Включить относящиеся к делу внешние документы
· Предотвратить непреднамеренное использование устаревших документов.
Обратите внимание на то, что аудиторам необходимо понимать, что существуют различные подходы к управлению устаревшими версиями документов (например, уничтожение – измельчение или сжигание, архивирование в файлах, которые предназначены для устаревших версий документов и т. д.). Главное, что нужно помнить в процессе управления устаревшими документами – предотвратить их случайное использование (применение).
Управление записями
Здесь также существует базовая схема управления всеми записями в системе менеджмента качества, призванная предоставить свидетельства соответствия продукция и системы в целом.
· Внедрите процедуру управления записями
· Идентифицируйте записи, которые нужно хранить
· Храните их в пригодных для этого местах (условиях)
· Убеждайтесь, что записи читабельны, даже по прошествии времени
· Убеждайтесь, что записи восстановимы на протяжении определенного временного отрезка
· Защищайте записи от повреждений или изнашивания
· Сохраняйте их столько, сколько требуется в соответствии с законом, пожеланиями ваших клиентов или согласно вашим собственным нуждам
· Ликвидируйте их по окончании срока сохранения, соблюдая конфиденциальность там, где это необходимо.
ПРИМЕЧАНИЕ: Проверяя записи, аудиторы должны ясно себе представлять, что они хотят увидеть. Например, проверяя уведомление о техническом изменении, смотреть, имеются ли свидетельства удовлетворенности потребителя, документы относительно затрат на нововведение, влияния на ресурсы, на работу в будущем, на продукцию, которая уже используется и на систему в целом? Проверяя требования относительно корректирующих действий, – имеются ли свидетельства того, что результативность корректирующих действий установлена? Проверяя записи по калибровке, - имеются ли свидетельства корреляции с национальными или международными стандартами (там, где это необходимо) и соответствующих корректирующих действий по неудовлетворительным результатам?
Часть 4
Общие сведения об аудите