Характер труда и профессиональные компетенции менеджера

Менеджер – это член организации, который объединяет и координирует работу других её членов, обеспечивая достижение целей организации.

По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

  • он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
  • участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
  • предметом труда является информация;
  • средством труда — организационная и вычислительная техника;
  • результатом труда — управленческое решение.

Труд менеджера носит высокотворческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умения концентрироваться в определенные моменты на ограниченном круге проблем. Поскольку основным предметом труда менеджера является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знания и умение использовать современные информационные технологии в управлении.

Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.

Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:

  • умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
  • информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;
  • знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;
  • способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
  • умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:

  • высокое чувство долга и преданность делу;
  • честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
  • умение четко выражать свои мысли и убеждать;
  • уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
  • способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

Требования к профессиональной компетенции менеджеров

Специальные знания Человеческие качества
Понимание природы управленческого труда и процессов управления Владение искусством управления человечески­ми ресурсами организации
Знание должностных и функциональных обязан­ностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управле­ния [государственными, региональными и пр.)
Умение использовать современные средства связи и информационную технологию для рабо­ты с информацией и принятия решений Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повы­шению квалификации
Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени Искусство создания атмосферы доверия, парт­нерства, единства целей и действий
   

Наши рекомендации