Глава 12. особенности российского менеджмента

Управление экономической системой России имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с историей ее формирования.

Знания истории позволяют менеджеру не делать больших ошибок при принятии управленческих решений, опираясь на опыт предыдущих поколений.

Существует такая легенда. Древнегреческий философ Диоген после неудачных жизненных попыток стать богатым, будучи фальшивомонетчиком и отсидев за это в тюрьме, стал мизантропом. Он невзлюбил всех людей за их недостатки, ходил по базару с зажженной лампой и кричал - «Ищу человека», а сам жил в деревянной бочке на краю города, чтобы не видеть этих неприятных ему людей. Однажды к бочке Диогена подошел усталый спутник и спросил: Долго ли мне идти до города?. Диоген ответил - Иди! Путник переспросил. Диоген ответил еще более резко - Иди!. Путник обиделся и пошел дальше. Прошел несколько шагов, как услышал за спиной - Стой». Путник, разобидевшись еще больше, взял палку и бросился на Диогена, решив, что тот издевается над ним. И услышал: «Глупый ты глупый. Ну, как я мог сказать, долго ли тебе идти до города, когда я не видел, какты идешь.

Для того чтобы оценить ситуацию и принять правильное решение, нужно знать - как было, нужно знать историю.

В начале 20 века, почти 100 лет назад, рыночная экономическая система хозяйствования в России была заменена плановой централизованной системой. Было установлено плановое централизованное управление экономикой, когда из единого центра формировались плановые задания каждому субъекту экономических отношений: предприятию, региону, организации, человеку. Эти плановые задания охватывали практически все стороны деятельности человека: что нужно делать, как нужно делать, сколько за это платить, в каких условиях работать. Субъект должен был только очень четко выполнять эти задания. Внеплановые переработки мешали стройности системы в целом - лишние детали, ненужные изделия и прочее. Система должна была работать как машина, такой метод управления экономикой позволял обеспечивать большую сбалансированность экономики. Баланс означает равновесие. Четкие расчеты Госплана, Госкомтруда позволяли не иметь ни излишков ресурсов, ни их нехватки. Балансовые расчеты в экономике заслужили признание в мире и ведущие ученые России стали Нобелевскими лауреатами за разработку математических моделей подобных расчетов (Канторович Леонид Витальевич, 1975г.)

Однако уже в 30-е годы обнаружились проблемы в управлении. Ориентация на жесткое выполнение плана привела к тому, что стало неважным с какими затратами выполняется план. Затраты на выполнение плана по выпуску продукции часто были больше, чем сам результат - выпуск продукции. Стала резко снижаться эффективность производства. Эффективность производства - важнейший экономический показатель. Он показывает уровень пользы от затраченных усилий. Эффективность производства определяется соотношением получаемого в результате труда результата и затратами на получение этого результата. Одно и то же изделие можно сделать за 10 часов и за 40 часов. Если качество этих изделий будет одинаково, то эффективность труда в первом случае будет в 4 раза выше, чем во втором. На одно и то же изделие можно потратить 2 метра ткани, а можно 1 метр. Эффективность использования материала во втором случае будет в 2 раза выше. Экономика с большей эффективностью развивается значительно быстрее, так как при тех же ресурсах производства имеет больший выпуск продукции. Возьмем для примера Японию: практически полное отсутствие ресурсов - и первое место в мире по производимом у продукту на душу населения: минимум затрат - максимум результата. Общая формула эффективности:

Эф = Результат : Затраты

Эффективность будет возрастать и в случае больших затрат, если при этом будет обеспечен еще больший результат. Так вложения в науку, образование медицину, культуру позволяют резко увеличивать получаемый результат.

Вернемся в Россию 30-х годов.

Резкое падение эффективности было обусловлено самой системой управления экономикой. Оценка труда работников определялась главным образом степенью выполнения планового задания. Выполнил план – «молодец», не выполнил - «мой меч - твоя голова с плеч». Поэтому все усилия людей были направлены на выполнение планового задания по выпуску продукции. Затраты, с которыми выполнялся план, практически никого не волновали. В титанических масштабах тратился труд людей - работали больше, чем создавали. Тратились материальные ресурсы - больше, чем производили нового продукта. Результат оказывался меньше, чем затраты на получение этого результата. Кроме того, работала система приписок - липовых отчетов с целью получить положительную оценку своей работы. А отсутствие реальных данных о полученных результатах еще более снижало возможность хоть какого-то управления экономикой - реальная жизнь и бумажные цифры расходились все более и более.

Чтобы хоть как-то поправить ситуацию со снижением эффективности экономики в 60-е годы была попытка реформировать управление. Была разработана Новая Экономическая Реформа. Цель этой реформы - создать для предприятий экономические стимулы в повышении эффективности. Была разработана система управления, основанная на экономическом интересе работников. До того работали в основном административные рычаги управления - приказ - исполнение. А как сделать так, чтобы люди без приказа старались работать лучше? В основе новой системы управления стала ориентация на зарабатывание прибыли. Прибыль - двигатель развития экономики. Стремление заработать прибыль заставляет творить чудеса. Ориентация на прибыль развивает производство, появляется масса новых товаров, растет качество товаров, растет качество жизни людей. Прибыль - это разница между получаемым результатом труда и затратами на получение этого результата. Если затраты на производство и подготовку к продаже товара составили 600 рублей, а выручка от продажи - 1000 руб., прибыль составит 400 руб. Эти 400 рублей - добавочная стоимость, которая появилась в обществе, увеличение богатства общества. Прибыль организации расходуется по трем направлениям:

- развитие организации: расширение, строительство, оборудование, новые технологии;

- материальное стимулирование труда работников: премии, социальная помощь;

- создание социальной инфраструктуры - профилактории, базы отдыха, жилье и прочее.

Поэтому организации стремятся зарабатывать прибыль. А прибыль является стимулом развития организации. Стремление заработать прибыль заставляет организацию выпускать как можно больше продукции для продажи ее, снижать затраты на производство и реализацию продукции. Это ведет к росту эффективности производства на предприятии и в обществе в целом.

Новая система управления сразу же дала свои результаты. Предприятия, стараясь заработать прибыль, начали не только увеличивать объем продукции резко расширился ассортимент продукции в пользу более качественных и более дорогих вещей, начались поиски путей снижения затрат на производство. Стала расти зарплата и объем социальных услуг работникам предприятий. Пятилетка 65-70 гг. получила название «золотой пятилетки». Вместе с ростом благосостояния советских людей начали бурно развиваться культура и искусство. Однако в 70-е годы реформы закончились. Причинами этого стали:

- ориентация советских людей на всеобщее равенство вне зависимости от получаемых результатов работы;

- неспособность системы централизованного планирования реагировать на текущие изменения внутри системы, связанные с принятием оперативных решений субъектами экономических отношений;

- прямое противодействие верховной власти демократизации управления ввиду возможности потерять власть над распределением ресурсов и уменьшением бюрократизации принимаемых решений.

Второй раз в истории Советской России экономическая мысль потерпела сокрушительное поражение. Практически исчез слой грамотных высоко образованных экономистов. Снова воцарилась атмосфера казенно- канцелярского бумажного управления.

Экономика 70-х годов держалась на экспорте продуктов топливно-энергетического комплекса. В управлении предпринимались слабые попытки реформирования, которые заключались в основном в изменении расчетов и отчетности предприятий. Между тем общее положение в экономике ухудшалось. Страна вступила в эпоху стагнации. Стагнация - отсутствие роста основных экономических показателей: объема производства, доходов. Попытки исправить ситуацию путем дополнительных вложений только вели к росту затрат и падению эффективности - на каждый затраченный рубль - несколько рублей убытков.

Для того, чтобы спасти положение в экономике, в 80-е годы была предпринята еще одна попытка реформировать управление - началась новая реформа под названием «Переход на полный хозрасчет и самофинансирование предприятий». Суть новой реформы все та же - создать механизм заинтересованности субъектов экономики в повышении эффективности производства. Для этого реформа предусматривала резко расширение самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений. Предприятиям было разрешено самостоятельно (хотя и с большими оговорками) решать:

- какую продукцию выпускать;

- кому продавать;

- по каким ценам продавать продукцию;

- какую зарплату платить работникам;

- как распределять полученную прибыль.

Такие условия стимулировали предприятия на принятие наиболее эффективных решений, нацеленных на повышение доходов.

И снова заработал механизм управления, основанный на косвенных методах влияния на объекты экономики. Появились стимулы, появилась продукция, появились товары, стала расти зарплата.

Однако реформа снова вступила в противоречие с существующей системой управления. Появились проблемы:

- Нацеленность на всеобщее равенство вызывала острое неприятие появившегося расслоения людей, обусловленного разницей в эффективности производства и управления.

- Неумение основной массы «красных директоров» работать в условиях большой самостоятельности.

- Полное разрушение экономического механизма.

Разрушение экономического механизма началось с крушения финансовой системы страны. Рост доходов организаций и свобода в распределении доходов сопровождались резким повышением заработной платы работников, не обеспеченной ростом товарной массы. В стране начался тотальный дефицит товаров, когда из магазинов исчезли буквально все виды товаров. Многие регионы перешли как в годы войны на карточную систему распределения или вводили строгие ограничения на обеспечение товарами.

Одновременно с ростом денежной массы на руках населения происходило резкое сокращение инвестиций в средства производства. Соотношение распределения доходов на текущие потребности и потребности будущего - капитальные вложения - всегда находится под контролем государства. Рост потребительской части дохода страны может привести к «проеданию» богатства страны, невозможности воспроизводства и расширения потребления. Соотношение между накопительной и потребительской частями национального дохода в разных странах различно и определяется национальными и историческими особенностями. В Советской России это соотношение было таким: 75% всего дохода направлялось на потребление, остальные 25% - на накопление. Наибольшие накопления традиционно были в Японии. Неприятие роскоши, аскетизм в жизни японцев, максимальная нацеленность на обеспечение будущего позволяют японской экономике почти треть всех доходов направлять на обеспечение будущего.

В Японии говорят: Если у тебя три иены - на одну купи лепешку, на другую - сандалии, третью - вложи в производство. Если у тебя две иены - на одну купи лепешку, другую - вложи в производство. Если у тебя одна иена - вложи ее в производство.

Резкое увеличение доли дохода, направляемого в потребление в России 80-х годов прошлого века, объяснялось следующими причинами. Во-первых, впервые в Советской России у людей появилась возможность жить лучше и люди старались использовать эту возможность. Во-вторых, и это была самая главная причина, средства, направляемые в накопление, т.е. в строительство новых производственных зданий, капитальный ремонт этих зданий, в оборудование сразу же отчуждались от человека, становились собственностью государства, т.к. частная собственность на средства производства в Советской России была запрещена. Поэтому доля накоплений в условиях свободного распределения доходов стала падать и сократилась до нескольких процентов в структуре национального дохода страны. Такое положение могло привести к полной катастрофе в экономике страны. Выходом из ситуации мог быть только переход к частной собственности на средства производства. И такой переход начался в 90 -е годы. Для перехода к частной собственности, к рыночной системе хозяйствования необходимо было решить следующие основные задачи.

1. Создание института частной собственности, необходимость появление класса собственников, которые бы имели в собственности основные средства производства. Такой процесс начался путем деления единой государственной собственности с помощью «ваучеров». Автором этого процесса стало правительство под руководством А.Чубайса.

2. Введение рыночных цен на товары вместо государственных цен. Рыночные цены, т.е. свободные цены на товары, являются регуляторами рыночных отношений, формирующими пропорции и эффективность рынка. Введение свободных цен было проведено правительством Гайдара практически одномоментно. Цены за одну ночь изменились в несколько раз.

3. Переход от плановых методов управления экономикой к рыночным. Введение института менеджмента. Решение этой задачи, в сущности и определяет успех перехода к социально ориентированному рынку. Напомним, нет слаборазвитых стран, есть – плохоуправляемые (Питер Друкер). Научиться управлять хозяйством страны, ее экономикой - научиться менеджменту в условиях Российской действительности - главная задача, которая стоит перед страной.

Наиболее сложной задачей оказалось создание рыночной системы управления хозяйством, так как для этого потребовалось изменение ментальности населения, уже впитавшего в себя ценности социалистического общества и плохо понимавшего ценности товарно-рыночного хозяйства. Потребовалась реформа образования общества в целом и переобучение управленческого персонала.

Первоосновными задачами в формировании рыночного мышления стало овладение рыночными ценностями общества и правилами поведения на рынке среди которых:

 
 
Рыночные ценности общества: • СВОБОДА • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ • ДОВЕРИЕ • УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ • УВАЖЕНИЕ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ  

К правилам поведения на рынке относятся:

- Безусловное выполнение всех подписанных контрактов.

- Иметь мужество признать свою недоработку, иметь великодушие «не ловить на крючок».

- Безусловное доверие к партнеру (знай, с кем садишься за стол переговоров).

- Полная уверенность партнеров во всесторонней деловой помощи, когда она понадобится любому из них.

- Знание рынка и приемов работы на нем.

Слом старой системы управления и становление рыночного механизма, основанного на новых принципах отношений, требует больших усилий, долгого времени и больших потерь. Более десяти лет происходило общее снижение всех показателей развития экономики. В это время рушились старые связи, устанавливались новые, сокращалось производство товаров, не соответствующих потребностям покупателей, появлялись новые организации, создавалась инфраструктура рынка в виде организаций связи, транспорта, торговли, посреднических организаций, происходила реструктуризация старых предприятий, появлялись новые организационные формы. Начало третьего тысячелетия ознаменовалось вхождением России в рынок и появлением устойчивого роста экономики России.

Однако наследие прошлого, практически полное отсутствие эффективной подготовки кадров управления в рыночных условиях, наличие методов централизованного управления, тормозящих развитие демократии и предприимчивости, еще сильно мешают нашей стране добиваться успехов в экономике. Для преодоления этого необходимо учиться менеджменту, или управлению в условиях рынка.

Вопросы

1.В чем состояло централизованное управление экономикой в социалистической России?

2. Назовите достоинства и недостатки централизованного управления экономикой.

3. В чем разница между объемом производства и прибылью?

4. Почему прибыль является стимулирующим показателем

развития производства?

5. Что означает эффективность производства?

6. Какие причины вызвали кризис экономики России в конце 20 века?

7. Какие задачи встали перед управлением экономикой в связи с переходом на рыночные основы хозяйствования?

8. Что означает реформа хозяйствования?

Практическое задание.

На основе изучение материалов периодической печати и средств массовой коммуникации:

1. Выявить факты недостаточной эффективности развития экономики нашей страны.

2. Сделать свои выводы о причинах этих явлений и роли управления в устранении недостатков.

3. Дать свои предложения о возможностях устранения недостатков.

Наши рекомендации