Особенности российского менеджмента

В России можно условно выделить три основные модели менеджмента.

  1. Модель «Здравого смысла», наблюдаемая в последнем десятилетии XX в., во многих организациях так называемых «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были кем угодно: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только не профессионалами в управлении. Хорошо ещё, что бизнес в те годы был достаточно простым, менеджмент на первой стадии развития бизнеса тоже был элементарным. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма.
  2. Модель «Западной культуры» представлена западными организациями стран зрелой рыночной экономики, работающими на российском рынке. Преувеличивать влияние западной культуры менеджмента на российские организации не следует, но нельзя и не замечать некоторых следов воздействия.
  3. Модель «Традиционных (советских) методов управления» ещё продолжает функционировать в некоторых организациях Российской Федерации.

Теория и практика российского менеджмента меняются с переходом к новейшим управленческим технологиям (табл.).

Таблица

Старая и новая система взглядов на управление в России

Старая (дореформенного периода) Новая (рыночной ориентации)
Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом Установка на децентрализацию на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов
Моноцентрическая система хозяйствования Переход к полицентрической системе хозяйствования
Прямое государственное управление предприятиями Управление предприятиями государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов
Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними Самоуправление организаций негосударственного сектора как открытых, социально ориентированных систем

В настоящее время можно выделить 3 концепции развития российского менеджмента:



  1. Копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российской ментальности, поэтому бесперспективна.
  2. Адаптации западной теории менеджмента к российской специфике. Эта концепция перспективна на данном этапе развития менеджмента в России, но в дальнейшем приоритет будет отдан третьей концепции.
  3. Создания российской теории менеджмента с использованием достижений западной и восточной моделей управления и наиболее эффективных аспектов мирового менеджмента – самая перспективная концепция.

Российский менеджмент должен учитывать объективные потребности национальной экономики, общества в целом, а также главные, ключевые моменты, применение которых при построении новой системы управления даёт желаемый результат окончательного перехода к рыночной экономике и осуществление его с наименьшими потерями для общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

ЗАДАНИЕ

Вопросы для самопроверки.

5. Сколько этапов насчитывает практический менеджмент, какое название они получили?

6. Дайте характеристики основным школам менеджмента.

7. Кем впервые были сформулированы и опубликованы принципы менеджмента?

8. В чем сущность закона соответствия менеджмента менталитету?

Дискуссионные вопросы и задания.

5. В чем заключаются основные особенности российского менеджмента? Поясните Вашу позицию.

6. Чем вызвана необходимость формирования новой системы взглядов на управление при переходе к постиндустриальной (информационной) стадии общественного развития?

7. Проведите анализ основных положений новой управленческой парадигмы.

8. В чем вы видите главные отличия и сходство между современной системой взглядов на управление за рубежом и в нашей стране?

Ситуация для анализа.

Американец - руководитель - греку-подчиненному: "Когда Вы думаете закончить отчет?" (этим вопросом американец, воспитанный на принципах западного менеджмента, приглашает грека к участию в принятии решения. В свою очередь грек, воспитанный на принципах более авторитарного управления, считает такой вопрос руководителя некорректным, поскольку ждет от него указания, через какое время нужно сдать отчет.)

Грек: "Не знаю, а когда нужно?" (грек хочет, чтобы ему отдали приказание, а американец в этот момент четко понимает – в рамках своей культуры - что грек не хочет брать на себя ответственность).

Американец: "Ну, Вам ведь лучше знать сколько на это потребуется времени, ведь Вы делаете этот отчет." (Американец снова приглашает грека к участию и обосновывает это, а грек видит во всей этой беседе полную бессмыслицу и желание начальника переложить на подчиненного свою функцию.)

Грек: "Мне нужно 10 дней."

Американец, понимая, что работа требует большего времени, мысленно укоряет грека за полное неумение оценить объем работы и добавляет дополнительное время.

Американец: "Давайте договоримся на 15 дней. Вы согласны? Вы сделаете это за 15 дней?" (В рамках американской менеджмента американец предложил греку контракт выгодный для обеих сторон, но для грека таких понятий не существует, а есть просто приказ, отданный начальником, и согласия подчиненного на этот приказ не требуется).

В ходе работы выяснилось, что на самом деле подготовка отчета требовала примерно 25-30 дней. Грек работал день и ночь, но к 15 дню отчет еще не был готов.

Американец: "Итак, прошло 15 дней. Где же отчет?" (Американец думает, что делает очевидным нарушение контракта для грека. Грек думает про себя в это же время, что его некомпетентный начальник совершенно не понимает, что в эти сроки отчет сделать невозможно).

Грек: "Отчет будет готов завтра"

Американец: "Но Вы же обещали, что он будет сегодня." (В рамках своей культуры американец уверен, что он проучил грека за срыв контракта. Но грек в рамках своей культуры никакого контракта не подписывал, а просто выполнял глупый приказ некомпетентного начальника).

Грек (своему товарищу наедине): "Я в жизни не видел такого тупого начальника, который не знает, сколько нужно времени на работу и не понимает, что за 16 дней я сделал месячный отчет. Завтра же подам заявление об увольнении."

Грек: "Вот мое заявление, я ухожу."

Американец: "Я совершенно не понимаю, что является причиной Вашего ухода!"

Грек: "Я не могу работать с таким начальником."

Американец искренне удивлялся весь вечер и рассказывал своим друзьям американским менеджерам о странном поведении грека.

Проанализируйте эту ситуацию, опираясь на следующие вопросы.

1. Почему американец и грек по-разному относятся к ситуации?

2. С чем связаны эти различия?

3. Выделите основные положения, по которым расходятся взгляды американца и грека и охарактеризуйте национальные особенности американского и греческого менеджмента.

Наши рекомендации