Основные научные школы менеджмента

ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент как наука и искусство.

Эволюция менеджмента.

Основные научные школы менеджмента.

Менеджмент как наука и искусство

«Менеджмент» имеет достаточно широкое толкование – управление, влияние, искусство управления, способ управления и т.п. С лингвистической стороны, слово «менеджмент» образовано от menaqe (с франц. домоводство; to menaqe с англ. – искусство объезжать лошадей). В той или иной мере понятие “ менеджмент” отражает воздействие или влияние, но это достаточно узкое трактование. Менеджмент – сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее: умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов; область человеческого знания, помогающая управлять; определенную категорию людей (социальный строй), осуществляющих управление; орган управления, административная единица.

Следует различать понятия “управление”, “”менеджмент” и “руководство”. Хотя понятие “менеджмент” и “управление” близки по значению, однако термин “управление” намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности, к сферам и органам управления.

Управление– это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляющих в целях придания определенной направленности и получения желаемых результатов.

Менеджмент рассматривается как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие.

Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.

Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией).

Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых управлением. Процесс управления обеспечивается профессионально в области управления. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Главной задачей управленческого персонала является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации).

Менеджмент как искусство. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-экономические системы, функционирование которых оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Менеджмент и искусство объединяет то, что в основе лежит творческий процесс, который позволяет менеджеру решать сложные, часто, неординарные управленческие проблемы и задачи, стоящие перед организацией.

Менеджмент как наука.Научные основы менеджмента представляют собой совокупность концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на обеспечение связей между причинной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.

С научной точки зрения, в системе менеджмента выделяют специализированные области познания (научные направления): стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, производственный менеджмент (операционный), инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, менеджмент персонала, информационный менеджмент, международный менеджмент, налоговый менеджмент, менеджмент отрасли или отраслевой менеджмент, региональный менеджмент, торговый менеджмент, менеджмент маркетинга.

Эти научные направления менеджмента изучают специфику проявлений науки управления и являются неотъемлемой частью фундамента данной науки.

Эволюция менеджмента

История развития человеческого общества – это процесс организационного прогресса, усложнения самой структуры организации людей. Форма, в которой и осуществляется данное поступательное движение, представляет собой выделение новых видов деятельности разделения общественного труда, сопровождающего ростом его производительной силы.

С выделением новых видов деятельности в общественном разделении труда связана и история развития управленческой мысли. Считается, что начало развития управленческого характера деятельности датируется примерно 4 – 5 тыс. лет и совпадает с первой управленческой революцией.

Первая управленческая революция (4-5 тыс. лет назад) характеризуется как «религиозно-коммерческая». Она произошла в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке.

В период первой революции управление сформировалось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие.

Вторая управленческая революциянаступила приблизительночерез тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). В период его правления произошло подчинение Мессопатании и Ассирии. Для управления столь обширных территорий требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было успешно руководить не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных законов. Знаменитый свод Хаммурапи содержал 285 законов управления различными сферами жизни общества, который является ценным памятником древневосточного прав и этап в истории развития управленческой мысли.

В процессе второй революции произошло выделение группы людей профессионально занимавшихся управлением государства, а также отделение функций управления государством от церковной власти.

Суть второй революции в развитии управленческой мысли заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновение формальной организации и регулирование отношений людей, и наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть и методов мотивации. Данную революцию характеризуют как «светско - административную».

Третья управленческая революция получила название «производственно-строительная» и началась примерно через тысячу лет после смерти Хаммурапи.

В эпоху правления царя Навуходоноссора II (605 – 562 гг. до н. э.) происходило строительство Вавилонской башни и висячих садов, а также развивалась система производственного контроля на текстильных мануфактурах и в зернохранилищах. Самые знаменитые из них – система территориального управления Диоклетиана (243 – 316 гг. н.э.) и административная иерархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма.

В период третьей управленческой революции произошло выделение группы людей профессионально, занимающихся управлением в сфере производства и строительства.

Четвертая управленческая революция практически совпадает во времени с великой индустриальной революцией XVIII – XIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Важейшей характеристикой этой революции в области управления является то, что произошло отделение управления от собственности, а также от капитала и от сферы непосредственого производства, и зарождение профессионального управления. Новая система собственности ускорила развитие промышленности.

Пятая управленческая революцияначалась в конце XIX и начале XX века и продолжается по настоящее время. Она известна под название «бюрократической». Ее теоретической основой стала теория рациональной «бюрократии». Основоположником данной теории был немецкий социолог Макс Вебер, который предлагал заменить капиталиста, как фигуры переходящей, менеджером и бюрократом – государственным чиновником.

В этот период начало развиваться крупное промышленное производство, формировались достаточно сложные иерархические структуры управления, происходило разделение управленческого труда, внедрялись нормы и стандарты, определялась формализация должностных обязанностей и ответственность менеджеров.

Основные научные школы менеджмента

Несмотря на то, что управление имеет достаточно долгий путь развития, менеджмент как научная дисциплина – относительно нова. Он по существу является продуктом двадцатого столетия.

С развитием капитализма и рыночной экономики в странах Европы и Северной Америки элементы менеджмента пробивали себе дорогу самостоятельно, однако в целом менеджмент как теория и практика развивался интегрально и имел наднациональный характер. И все же родиной современного менеджмента считается США, где в 1880 году Фредерик Тейлор, американский инженер-самоучка, начал разрабатывать систему научного подхода к практике организации труда – на базе рационализма, стимулирования и мотивации эффективного администрирования.

С этого времени менеджмент начал свое развитие и на данный момент представляет собой научное направление, которое в своем фундаменте имеет комплекс различных научных школ и подходов.

Школа научного управления (1890-1920 г.). Ее основателями являлись Ф. Тейлор, Ф. И Л. Гилберты, Г. Гатт, Г. Форд, Х. Эмерсон и др. Они полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного выполнения работ.

Административная школа управления(1920-1950 гг.). Основателями этой школы были А. Файоль, Л.Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни и др. Они пытались ответить на вопросы, касающиеся эффективного управления организацией в целом, сосредоточивали внимание на изучении сущности и содержания управленческой деятельности. А. Файоль разработал 14 принципов управления, от которых по его мнению, зависит успешное управление любой организацией. Данные принципы, несмотря на то, что они разработаны достаточно давно, но в значительной степени не утратили своей актуальности в практике управления.

Школа человеческих отношений или поведенческий подход(начиная с конца 30-х годов, продолжает развиваться по настоящее время). Эта научная школа объединяет несколько научных направлений: ранний бихевиоризм (Д. Уотсон, Хюго Мюнстерберг, Мери Фоллетт), школа человеческих отношений (Элтон Мейо, Фриц Ретслисбергер) и бихевиористский научный подход (Дуглас Мак-Грегор, Абрахам Маслоу).

Количественная школа, или школа науки управления (начиная с 60-х годов и по настоящее время). Эта школа является следствием развития количественных методов обоснования управленческих решений. Предусматривает использование аппарата математики, кибернетики, теории вероятностей статистики и компьютерных технологий для принятия оптимальных решений управленческого характера.

Ее представители – Р. Аккоф, С. Бир, Э. Квейд, Л.В. Конторович, В.В. Новожилов, В.М. Глушков – рассматривали управление как логический процесс, который можно выразить математически.

В 60-е годы XX века началась разработка концепции управления, основанной на использовании математического инструментария.

Наши рекомендации