Этапы развития и научные школы в истории менеджмента. Классическая школа управления.

Становление «научного менеджмента». Классическая школа управления. Концепция Ф.У. Тейлора. Концепция «экономического человека», «Принципы научного менеджмента», «Система сдельной оплаты», стимулирование труда.

Концепция Г.Л. Гантта: «графики Гантта», социальная ответственность бизнеса и менеджмента. Влияние взглядов Ф. и Л. Гилбретов на развитие организации и технического нормирования труда. «Изучение движений» или идея хронометража. «Первый инженер по эффективности» Х. Эмерсон. Методы решения проблемы неэффективности производства. Двенадцать принципов повышения производительности труда. Проблема эффективности в трудах М. Кука и У. Кларка. Принципы управления Г. Форда. Поточное производство. Фордизм и его критика.

Административно-функциональная школа управления.Концепция А. Файоля. Структура администрирования. Функции управленческой деятельности. 14 принципов управления. Необходимые и желательные качества администратора. Дж. Муни и А. Рейли о принципах организации труда как системе элементов единого управленческого процесса. Целевая природа организации. Принципы организации. Анализ и синтез труда. Углубление концепции А. Файоля в исследованиях Л. Урвика и Л. Гьюлика. Научное управление как единая теория административной науки. Функции управления. Принципы построения формальной организации. Структура (логический квадрат и принципы) администрирования. «Организационный подход» М. Вебера. Три типа организаций в зависимости от характера власти: харизматический, традиционный, идеальный (бюрократический). Принципы построения «идеальной» организации. «Природа управленческой деятельности» Г. Минтцберга. Модель управленческой работы и ее составляющие: межличностное общение, информативность, принятие решений. Г. Черч и функции производства: проектирование, «оборудование», распорядительство, учет, оперирование. Структура производства.

Школа «человеческих отношений».Критика классической школы научного управления. «Гуманистический вызов» представителей школы «человеческих отношений». Предпосылки возникновения школы «человеческих отношений» (труды Каттеля, Г. Мюнстерберга и др.). Гарвардская школа менеджмента. М. Фоллетт и критика тейлоризма. Проблема «власти» и «авторитета». Критика бюрократических институтов управления и их замена демократическими институтами. Участие рабочих в управлении (принцип самоуправления). Проблемы конфликтов в организации, 3 типа разрешения конфликтов: «доминирование», «компромисс», «интеграция». Становление школы «человеческих отношений». Хоторнские эксперименты под руководством Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера (1925 – 1933гг.). 4 этапа исследования, их цели и результаты. Научные открытия, сделанные на основании Хоторнских экспериментов. «Хоторнский эффект». Хоторнские эксперименты и современная социология труда, индустриальная социология. Проблемы кооперации человеческой деятельности в трудах Ч. Барнарда. Идея «корпоративного человека». 2 типа организаций. Структура управления в организации. «Функции администратора». Теория человеческих потребностей А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. Макклелланда. Иерархии потребностей. Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга. «Гигиенические» и «мотивирующие» факторы «удовлетворенности» работой. «Обогащение труда». Дальнейшая разработка теории двухфакторной модели мотивации в трудах Б Врума и Б. Скиннера. «Теория ожидания» К. Левина, Э. Лоулера. «Теория постановки целей» Э. Лока, Т. Райена, Г. Латэма. «Теория равенства (справедливости)» С. Адамс. Возможные реакции человека на состояние неравенства. Комплексная процессуальная теория мотивации Л. Портера и Э. Лоулера (модель Портера-Лоулера). Составляющие модели: затраченные усилия, восприятие, результаты, вознаграждение, уровень удовлетворенности. Теория лидерства Р. Стогдилла. Факторы лидерства и качества лидера. Теория лидерства Д. Мак-Грегора. Стили управления «X» и «Y». Иерархия потребностей. Теория «Z» У. Оучи.

Школа управленческой науки.Два главных направления школы управленческой науки: рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов;. исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ. Целевая природа организации. Эффективность работы организации. Общая теория систем Л. фон Берталанфи. Концепции Р. Акоффа, Д. Вудворт. Школа «промышленной динамики» Дж. Форрестера. Исследования П. Лоренца и Д. Лорша. Матричная структура управления. Развитие прикладных направлений математики: исследование операций (У. Черчмен), моделирование и теория игр (Д. Марч и Г. Саймон), теория решений (Дж. Форрестер, Л.В. Канторович) и математические модели (Л. Райф). Теории управления С .Бира, А. Гольдбергера, Р. Люса, Л. Клейна, Н. Джорджеску-Регана. Ситуационный подход Т. Бернса, Г. Сталкера, Г. Деннисона и др.

Развитие управления в России.История формирования российского менеджмента. Дореволюционный период. А.Л. Ордин-Нащокин и его идеи расширения функций государства по управлению внутренней и внешней торговлей. «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова. Идеи А.П. Волынского, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, М.М. Сперанского, Н.С. Мордвинова об управлении государством. Реформы П.А. Столыпина и С.Ю. Витте. Постреволюционный период. Научная организация труда (НОТ) и научное управление социалистическим производством. Концепция НОТ А.Ф. Журавского. Культура труда и управления А.К. Гастева. ЦИТ и его значение в развитии менеджмента в СССР. Всесоюзные конференции НОТ. Социальная инженерия Н .Витке. Концепции оптимизации управления Ф. Дунаевского и В.А. Шнейдера. Тектология А.А. Богданова.

Разнообразие моделей менеджмента.Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Американская модель менеджмента. Факторы эффективности американского менеджмента. Исторические предпосылки современного американского менеджмента: наличие рынка, индустриальный способ организации производства, корпорация как основная форма предпринимательства. Японская модель менеджмента. Приоритеты японского менеджмента: образование, поддержание повышающихся жизненных стандартов, комплексное управление качеством. Ориентация на человеческий фактор. Идеи выдающихся японских менеджеров К. Исикава, Я. Ивасаки, О Таичи. Европейская модель менеджмента. Отличительные черты и сходство национальных моделей европейского менеджмента. Особенности английской, французской, немецкой, шведской моделей менеджмента. Российская модель менеджмента. Методология согласованного ведения хозяйства и управления из единого центра С.Г. Струмилина. Балансовые методы планирования. Экономико-математические модели Л.В. Канторовича. Централизованная система управления.

Перспективы развития менеджмента.Развитие сфер использования менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте и управление. Стратегическое планирование. Маркетинг. Логистика. Теория принятия управленческих решений. Структурное и ситуативное моделирование. Управление качеством. Управление сервисом. Управление рисками. Современные требования к менеджеру.

Логистика

Роль и место логистики в управлении предприятием.Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике, предпосылки развития логистики, этапы развития логистики. Концепция и функции логистики: эволюция концептуальных подходов к логистике, логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия, основные требования логистики, взаимосвязь логистики с другими видами деятельности. Факторы и тенденции развития логистики. Понятийный аппарат логистики (определение логистики, объект и предмет логистики, цель логистики, задачи логистики, принципы логистики).

Логистическая система.Понятие системы, понятие логистической системы, классификация логистических систем, принципы построения логистических систем.

Закупочная логистика.Механизмы закупочной логистики. Задачи и функции закупочной логистики. Планирование закупок. Исследование рынка поставок и выбор поставщиков. Выбор форм поставок материальных ресурсов (транзитная, складская).

Складская логистика.Склады, их понятие и роль в логистике. Основные функции и задачи складов в логистической системе. Проблемы эффективного функционирования склада: складируемая грузовая единица, выбор между собственным или арендованным складом, определение количества складов и размещения складской сети, определение размера склада, разработка системы складирования.

Логистика запасов.Место логистики запасов в логистической системе организации. Понятие запаса, причины создания запасов, виды запасов. Определение оптимального размера заказа (графический метод, формула Уилсона). Основные системы управления запасами (система с фиксированным размером заказа, система с фиксированным интервалом времени между заказами): параметры систем контроля состояния запасов, графическое моделирование систем, сравнительная характеристика основных систем управления запасами. Прочие системы управления запасами. Управление запасами с помощью методов АВС и XYZ.

Логистика производственных процессов.Понятие производственной логистики, традиционная и логистическая концепции организации производства. Цели и пути повышения организованности материальных потоков в производстве. Рациональная организация и управление материальными потоками на стадии производства. Системы управления материальными потоками на стадии производства (тянущие и толкающие системы). Организация производственного процесса во времени. Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве.

Сбытовая (распределительная) логистика.Понятие сбытовой логистики, задачи сбытовой логистики на микро- и макроуровне. Каналы распределения товаров (логистические каналы и логистические цепи, типы посредников, выбор типа и количества посредников). Методы определения места расположения распределительного центра.

Транспортная логистика.Сущность и задачи транспортной логистики. Выбор вида транспортного средства (достоинства и недостатки различных видов транспорта, существенные с точки зрения логистики). Маршруты движения автотранспорта. Составление маршрутов движения транспорта. Транспортные тарифы и правила их применения.

Логистика сервисного обслуживания.Понятие логистического сервиса. Формирование системы логистического сервиса. Уровень логистического сервиса. Зависимость затрат на сервис от уровня логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса.

Информационная логистика.Информационные потоки в логистике. Информационные системы в логистике: виды информационных систем, принципы построения информационных систем. Информационные технологии в логистике.

Маркетинг

Сущность маркетинга и его роль в экономическом развитии страны.Основные понятия маркетинга. Сущность и содержание маркетинга. Маркетинг, как система организации производственно-сбытовой деятельности фирмы с ориентацией на конкретного потребителя товаров и услуг. Основные исходные идеи маркетинга. Нужда, как чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Потребность, как нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Запрос, как потребность, подкрепленная покупательной способностью. Сделка, как коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Рынок, как система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, возникающих при взаимодействии покупателей и продавцов. Причины возникновения маркетинга. Основные этапы развития теории и практики маркетинга. Принципы маркетинга на современном этапе: изучения состояния и динамики потребительского спроса и рыночной конъюнктуры; максимальное приспособление производства к требованиям рынка; воздействие на рынок и потребительский спрос с помощью рекламы; предпринимательская инициатива, где осуществляется разработка новых, конкурентоспособных идей. Цели системы маркетинга. Функции маркетинга: аналитическая, производственная, сбытовая, управления и контроля. Элементы маркетинга: комплексное изучение рынка, реклама, организация реализации продукции, управление и планирование ассортимента продукции, ценообразование, освоение и внедрение на рынок новых видов продукции, материально-техническое обеспечение фирмы, система планов и договоров предприятия, система контроля. Роль маркетинга и его масштабы в современных условиях. Направления и возможности применения маркетинга отечественными предпринимателями.

Концепции маркетинга. Рынок как окружающая среда предприятия.Сущность и эволюция концепции маркетинга. Понятие рынка и его развитие. Механизмы функционирования рынка. Особенности перехода к рыночным отношениям в России. Основные законы рынка. Виды рынков, их классификация. Деление рынка по объектам купли-продажи. Выделение рынков товаров, услуг и информации, рынка капиталов, рынка рабочей силы. Дифференциация рынка по типу конкуренции, т.е. в зависимости от того, кто выступает в качестве продавца товара с точки зрения способности его влиять на процесс ценообразования. Особенности функционирования рынков чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии. Классификация рынка по типу потребителя. Характеристика потребительского рынка, рынков промышленных предприятий, промежуточных продавцов, государственных учреждений. Деление рынка по территориальному признаку. Особенности функционирования мирового, национального и местного рынков.

Управление маркетингом.Процесс управления маркетингом. Состояния спроса и виды маркетинга, соответствующие этим состояниям. Концепции управления маркетингом: совершенствования производства, совершенствования товара, сбыта, маркетинга, социально-этичного маркетинга. Отличие сбытовой и маркетинговой концепций. Этапы процесса управления маркетингом: анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга, осуществление маркетинговых мероприятий.

Маркетинговая среда фирмы.Маркетинговая среда фирмы, как окружение, в котором предприятие осуществляет маркетинговую и иную хозяйственную деятельность. Основные факторы микросреды функционирования фирмы: поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты, контактные аудитории. Анализ конкуренции на рынке. Сущность формы и методы конкуренции. Анализ реакции конкурента на действия фирмы в условиях олигополии. Конкуренция как стихийный регулятор общественного производства, экономический процесс взаимодействия и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции. Ценовая и неценовая формы конкурентной борьбы, целесообразность их применения на современном этапе развития рыночных отношений. Исследование макросреды предприятия, ее основных слагаемых: демографического, экономического, природного, научно-технического, политического, культурного факторов.

Модель покупательского поведения.Сущность потребительского поведения и необходимость создания модели потребительского поведения. Модель потребительского поведения: ее понятие, структура, механизм действия. Побудительные факторы маркетинга. Характеристики покупателя: культурные, социальные, психологические и личностные факторы. Ответные реакции покупателя. Процесс принятия решения о покупке товара: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.

Маркетинговые исследования.Маркетинговая информационная система. Источники получения маркетинговой информации. Надежность и достоверность измерения маркетинговой информации. Система маркетинговых исследований. Содержание и направления маркетинговых исследований. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований. Выявление проблем и формулирование целей исследования. Выбор методов проведения маркетинговых исследований. Эксперименты и их роль в проведении маркетинговых исследований. Организация проведения маркетинговых исследований. Отбор источников информации. Методы сбора данных. Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований. Анкета, как наиболее распространенный метод опроса. Сущность и виды опроса, достоинства и недостатки метода, способы получения информации при проведении опроса. Инструментарий сбора данных в маркетинговых исследованиях. Структура анкеты. Типы вопросов: открытые, закрытые. Организация проведения опроса. Этапы маркетинговых исследований. Разработка концепции исследования: постановка проблемы, формирования целей, конкретизация задач, определение рабочей гипотезы. Получение и анализ эмпирических данных: отбор источников информации, построение выборки и разработка инструментария, организация опроса, анализ и обработка полученной информации. Формирование основных выводов и рекомендаций, оформление отчета и презентация результатов. Эвристические методы маркетинговых исследований: социологические исследования, экспертные оценки, метод сценариев. Прогнозирование, основанное на методах математической статистики. Корреляционно-регрессионный анализ.

Сегментирование рынка и позиционирование товара.Сущность и экономическая характеристика массового, товарно-дифференцированного и целевого маркетинга. Основные компоненты целевого маркетинга: сегментирование рынка, выбор целевых сегментов рынка и позиционирование товара. Сегментирование, как инструмент деления рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары. Основные принципы сегментирования рынка: географический, демографический, экономический, профессиональный, психографический, поведенческий. Стратегии охвата рынка: недифференцированный, дифференцированный и концентрированный маркетинг. Факторы выбора стратегии охвата рынка: ресурсы фирмы, степень однородности продукции, этап жизненного цикла товара, степень однородности рынка, маркетинговые стратегии конкурентов. Анализ данных сегментации рынка. Критерии оценки сегментации: количественные параметры сегмента, доступность сегмента для фирмы и его существенность, прибыльность, совместимость сегмента с рынком основных конкурентов, защищенность выбранного сегмента от конкуренции. Три направления выбора целевого рынка: 1) изучение товара, а именно его новизна и конкурентоспособность, соответствие требованиям местного законодательства, а также способность удовлетворить соответствующие и перспективные потребности потенциальных покупателей; 2) изучение рынка с точки зрения возможных покупателей, побудительных мотивов покупки, способов использования товара; 3) изучение конкурентов с позиций их целевой политики, методов распространения товаров, особенностей качественных и экономических параметров производимой ими продукции. Позиционирование товара как система мер, направленных на обеспечение товару конкурентоспособного положения на рынке.

Товар и товарная политика в системе маркетинга.Понятие товара в системе маркетинга. Товар по замыслу, в реальном исполнении, с подкреплением. Товарная единица, как обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, внешнего вида, цены и прочими атрибутами. Основные свойства товара: потребительская ценность товара и его меновая стоимость. Характеристики товара – его качественный уровень, набор технико-эксплуатационных свойств. Оформление, марочное название, упаковка. Классификация товаров по степени долговечности или материальной основы. Дифференциация товаров на основе покупательских привычек потребителей: товары повседневного спроса, предварительного выбора, особого спроса, пассивного спроса. Классификация товаров промышленного назначения: материалы и детали, капитальное имущество, вспомогательные материалы и детали. Марка, как имя, термин, знак, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров фирмы и отличия их от товаров конкурентов. Подходы к формированию марочного названия. Причины, определяющие важность использования марок. Товарный знак как марка, обеспеченная правовой защитой. Порядок регистрации товарного знака в РФ. Операции с товарным знаком. Использование товарной марки известной фирмы для выхода на рынок нового товара. Упаковка как действенный элемент товарной политики, дополнительное средство стимулирования сбыта. Функции упаковки: вмещение и защита, дополнительные полезности, обеспечение коммуникаций, сегментирование рынка, создание нового товара, снижение затрат в сбыте. Разработка концепции упаковки. Решение о конструкции упаковки: размер, цвет, форма, материал, текстовое оформление, наличие марочного знака. Маркировка как часть упаковки. Требования к маркировке. Служба сервиса для клиентов. Формы сервисного обслуживания. Основные функции сервиса. Товарный ассортимент, как группа товаров, тесно связанных между собой в силу схожести их функционирования. Причины, способствующие расширению товарного ассортимента. Формирование товарного ассортимента. Товарная номенклатура, как совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом. Описание товарной номенклатуры с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармоничности. Жизненный цикл товара – время существования товара на рынке. Концепция и стадии жизненного цикла товара. Роль стадии внедрения в создании рынка для нового товара. Экономические характеристики стадий роста, зрелости, насыщения и спада. Методы продления жизненного цикла товара. Стратегия разработки новых товаров. Основные этапы разработки товара – новинки. Идея товара. Замысел товара. Образ товара. Конкурентоспособность товара. Конкурентные преимущества: внешние и внутренние. Основные факторы конкурентоспособности товара: цена, качество, сервис, маркетинговое окружение. Показатели конкурентоспособности: качественные, маркетинговые, экономические. Схема оценки уровня конкурентоспособности товара. Методики оценки конкурентоспособности.

Ценовая политика фирмы.Понятие и функции цены. Ценообразующие факторы. Система рыночных цен. Подходы к ценообразованию с точки зрения потребителя и производителя. Установление цен на разных типах рынков: монопольных, олиголиполистических, монополистической конкуренции. Этапы установления исходной цены: постановка задач ценообразования, определение спроса, оценка издержек, анализ цен и товаров конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены. Задачи ценообразования: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по степени охвата рынка, завоевание лидерства по качеству выпускаемой продукции. Особенности ценообразования на престижную продукцию. Влияние уровня цены и качества товаров конкурентов на ценообразование фирмы. Механизм ценообразования на продукцию монополий. Методы установления исходной цены. Начисление определенной наценки на себестоимость товара. Расчет цены с обеспечением целевой прибыли. Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. Применение ценовой дискриминации. Установление цены на основе текущих цен конкурентов. Установление цены на основе закрытых торгов. Виды и структура цены. Виды себестоимости, используемые в практике ценообразования. Ценовая политика фирмы. Цели ценовой политики, факторы, влияющие на ценовую политику. Этапы разработки ценовой политики. Ценообразование с учетом жизненного цикла товара. Стратегии ценообразования на товар-новинку. Сущность стратегии «снятия сливок», условия при которых целесообразно ее использование. Содержание стратегии «прочного внедрения на рынок», привлекательные моменты данного метода. Снабженческо-сбытовые скидки (наценки), торговые надбавки (скидки), отражение транспортных затрат в цене. Обоснование необходимости снижения (повышения) цен. Виды и методы расчета скидок. Условия скидок к цене: за платеж наличными, за количество закупаемого товара, стимул за внесезонные покупки, уменьшение цены нового товара при условии сдачи старого.

Каналы распределения товаров.Канал распределения как путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Необходимость рынка промежуточных продавцов. Функции службы распределения товаров. Классификация уровней канала распределения. Товародвижение как деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования. Элементы товародвижения. Виды транспортировки, их характеристика и привлекательность для основных типов грузов. Целесообразность использования железнодорожного, водного, автомобильного, трубопроводного и воздушного транспорта. Характеристика брокеров и дилеров – основных видов посредников на бирже. Емкость рынка. Встречная закупка и встречная торговля. Сущность и формы оптовой торговли. Тенденции, способствующие развитию оптовой торговли на современном этапе. Оптовая торговля, основные функции, классификация. Маркетинговые решения оптовых торговцев. Розничная торговля, ее классификация по степени помощи покупателям. Дифференциация розничной торговли по насыщенности ассортимента. Характерные черты специализированных магазинов, универмагов, универсамов, магазинов по реализации товаров повседневного спроса, торговых центров. Маркетинговые решения розничного продавца.

Продвижение товаров.Необходимость формирования спроса. Понятие и виды продвижения: реклама, формирование благоприятного общественного мнения, стимулирование сбыта, личная продажа. Роль рекламы в системе маркетинга. Понятие рекламы и планирование рекламной компании. Значение рекламы в формировании производителем у покупателя определенного положительного представления о потребительских свойствах товара. Основные направления рекламной деятельности. Цель и значение внутрифирменной рекламы. Суть престижной рекламы. Товарная реклама – основная сфера деятельности, тесно связанная с координацией всех факторов, влияющих на продажу. Основные задачи товарной рекламы. Принципы рекламы: правдивость, избирательность, сопричастность к проблемам и нуждам аудитории. Методы рекламы (совокупность способов рекламной деятельности и характер ее выполнения): прямая реклама, реклама в газетах и журналах, радиовещательная и экранная, телевизионная и наружная. Классификация рекламы в зависимости от поставленной задачи: информативная, увещевательная, сравнительная, напоминающая, подкрепляющая реклама. Оценка рекламной программы. Испытание рекламы, планируемой к выпуску. Решения о средствах распространения информации. Понятие и сущность Public Relations (PR). Цели, задачи и функции Public Relations. Преимущества PR, отличие от рекламы. Виды Public Relations: формирование постоянных и периодических отношений со СМИ, товарная пропаганда, лоббирование, применение товарной марки, благотворительность и др. Организация мероприятий Public Relations. Постановка задач стимулирования сбыта. Выбор средств стимулирования сбыта. Использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить ответную реакцию рынка. Стимулирование потребителей: распространение образцов по льготной цене, конкурсы, премии. Зачетный талон, как вид премии, который потребитель может обменять на товар. Стимулирование средств торговли: зачеты за покупку, зачеты дилерам за включение товара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, выдача премий – толкачей, проведение торговых конкурсов дилеров. Стимулирование собственного торгового персонала фирмы: премии, конкурсы, конференции продавцов. Разработка программы стимулирование сбыта. Личные продажи, их преимущества и недостатки. Основные принципы работы. Этапы процесса личных продаж: поиск и оценка потенциальных покупателей, предварительная подготовка к визиту, подход к клиенту, презентация и демонстрация товара, преодоление возражений, заключение сделки, анализ результатов. Планирование и контроль личных продаж. Оценка эффективности работы торгового персонала. Эффективность мероприятий по продвижению.

Планирование маркетинга.Планирование в деятельности фирмы: стратегическое и планирование маркетинга. Этапы планирования маркетинга. Разделы плана маркетинга. Способы определения маркетингового бюджета. Маркетинговый контроль: контроль за выполнением краткосрочных планов, контроль прибыльности, стратегический контроль и др.

Организация службы маркетинга на предприятии.Основные функции маркетинговых служб. Организация маркетинговой деятельности на предприятии: по функциям маркетинговой деятельности, продукту, региону, группам потребителей и др.

Мировая экономика

Мировая экономика и мировое хозяйство.Мировая экономика: предмет исследования. Сущность мировой экономики. Понятие мирового хозяйства и мировой экономики. Основные этапы формирования и развития мирового хозяйства. Экономический потенциал мирового хозяйства. Система показателей, характеризующая экономический потенциал стран. Региональная интеграция и ее воздействие на социально-экономическое развитие стран. Теория сравнительных преимуществ и международное разделение труда. Экономический потенциал мирового хозяйства: природные и трудовые ресурсы и их оптимальное использование. Отраслевая и социально-экономическая структура мирового хозяйства. Транснационализация и глобализация. Всемирное хозяйство и национальная экономика. Взаимодействие всемирного хозяйства и национальных экономик. Новые тенденции в развитии мировой экономики. Субъекты мирохозяйственных связей. Международные эколого-экономические проблемы и их регулирование. Международное сотрудничество в решении эколого-экономических проблем. Основные направления международной экологической интеграции. Понятие международных экономических отношений, их основные формы и трансформация в конце XX – начале XXI вв. Научно-технический потенциал и его роль в развитии современного мирового хозяйства. Современные тенденции развития научно-технического прогресса. Отраслевая структура мирового хозяйства. Место и роль современной промышленности в мировом хозяйстве. Структурные изменения и динамика развития промышленности на рубеже XX–XXI вв. Топливно-энергетический комплекс, его структура и тенденции развития. Агропромышленный комплекс и тенденции его развития. Военно-промышленный и транспортный комплексы. Структура мирового рынка. Понятие и показатели конъюнктуры мирового рынка. Роль международных корпораций в мировой экономике. ТНК. Понятие и формы международного разделения труда. НТР как определяющий фактор развития международного разделения труда. Глобализация как процесс и как новое качественное состояние мировой экономики. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Абсолютная и относительная ограниченность минерально-сырьевых и энергетических ресурсов.

Международное движение товаров, услуг и факторов производства.Международное движение товаров, услуг и факторов производства; государственная политика в области внешней торговли; современные тенденции изменения конкурентоспособности; формы международной кооперации и перелива капиталов, международных экономических объединений; основы международной торговли, оценка последствий внешнеторгового обмена, выгоды торговли. Теория факторов Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли, изменения структуры факторов, влияние технического прогресса, цикла жизни товара на структуру внешней торговли. Традиционные и нетрадиционные ограничения, эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства; протекционистская политика, практика введения импортных квот, тарифные ограничения, «добровольные» экспортные ограничения, экспортные субсидии. «Новый» протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли, ЕЭС, североамериканская зона свободной торговли. Валютный курс и платежный баланс, спрос и предложение валют, валютные рынки, эволюция международной валютной системы, торговый баланс. Международное кредитование, кризис внешней задолженности, прямые инвестиции и транснациональные корпорации. Международное движение капитала и рабочей силы, влияние миграции на благосостояние, проблема «утечки умов». Международный экономический порядок. Роль ТНК в реализации внешнеторговой политики.

Неравномерность экономического развития и дифференциация стран в мировой экономике.Принципы классификации стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития. Страны с развитой рыночной экономикой, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой. Общая характеристика и особенности экономики развитых стран. Основные тенденции социально-экономического развития постиндустриальных государств на рубеже XX-XXI веков. Современная экономика США и ее проблемы. Общая характеристика экономики США. Бюджетная и денежно-кредитная политика в США. Социальная политика и система социального обеспечения. Государственная научно-техническая и промышленная политика. Внешнеэкономическая политика. Экономика Японии. Факторы экономического роста в Японии. Антимонопольная политика и практика. Современные проблемы развития экономики Японии. Интеграционные процессы в Западной Европе. Экономические основы формирования ЕС. Механизмы интеграции. Финансовая, структурная и научно-техническая политика ЕС. Экономика ведущих стран ЕС. Развивающиеся страны. Общая характеристика развивающихся стран. Основные тенденции в экономике развивающихся стран в конце XX в. Внешняя задолженность. Экономические и социальные проблемы развивающихся стран. Характеристика экономики ближневосточных стран–экспортеров нефти. Новые индустриальные страны в мирохозяйственном процессе, их классификация. Этапы развития НИС. Страны с переходной экономикой: общее и особенное. Рыночные реформы постсоциалистических стран. Китайская реформа экономики: цели, принципы, последствия. Сравнение реформ в Китае и России.

Современное экономическое положение России.Ресурсный потенциал России: природные и человеческие ресурсы, производственный и научно-технический потенциал. Переходный характер российской экономики и проблемы включения в мировое хозяйство в современных условиях.

Место международной торговли в международных экономических отношениях. Теории международной торговли. Динамика и основные показатели международной торговли. Товарная и географическая структура мировой торговли. Классификация товаров в международной торговле. Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности. Инструменты внешнеторговой политики государства. Международное движение товаров и услуг. Мировой рынок и международная торговля. Классические и неоклассические теории мировой торговли. Внешняя торговля и распределение доходов. Влияние современного научно-технического прогресса на тенденции и структуру международной торговли. Тенденции формирования внешнеторговой политики. Традиционные направления внешнеторговой политики государства. Таможенные тарифы. Нетарифные ограничения. Либерализация внешней торговли и протекционизм в международной торговле. Стимулирование экспорта. Международное регулирование внешней торговли. Зоны свободной торговли и таможенные союзы. Всемирная торговая организация, ее формирование, структура и современное развитие. Россия и ВТО. Значение внешней торговли для экономики России. Внешнеторговые контракты. Виды сделок и операций в мировой торговле. Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли Российской Федерации. Тарифное регулирование. Таможенная стоимость. Нетарифные ограничения и защитные меры внешней торговли.

Международный рынок услуг.Понятие и структура международного рынка услуг. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). ВТО и международный рынок услуг. Международный туризм. Динамика и основные направления международного туризма. Международный туризм в России, его развитие. Международный рынок технологий. Субъекты и объекты международного рынка технологий. Вопросы интеллектуальной собственности на мировом рынке. Особенности реализации лицензионных соглашений. Организация международной торговли инжиниринговыми услугами. Международный рынок транспортных услуг. Особенности организации международных морских перевозок. Россия на международном рынке технологий.

Международное движение капитала. Теории международной миграции капитала. Мировые инвестиции и сбережения. Вывоз капитала и его формы. Роль ТНК в мировом инвестиционном процессе. Интернационализация рынка капиталов и проблемы его регулирования. Проблемы валютных отношений и международного кредита. Эволюция мировой валютной системы. Валютный курс и определяющие его факторы. Валютный рынок. Международные кредитные отношения. Торговый, расчетный и платежный балансы. Международное движение капитала как форма международных экономических отношений. Причины и сущность вывоза и ввоза капитала. Прямые и портфельные инвестиции. Международный кредит и его роль в развитии мировой экономики. Мировой рынок ссудных капиталов. Понятие инвестиционного климата, его состояние в отдельных странах и группах стран. Свободные экономические зоны в мировой экономике, их функции и классификация. Оффшорные зоны и их особенности. Инвестиционный климат в РФ. Государственное регулирование иностранных инвестиций. Роль свободных экономических зон в привлечении иностранных инвестиций в Россию.

Международные валютно-расчетные отношения.Международные валютно-расчетные отношения как форма международных экономических отношений. Понятие валюты. Валютный курс. Конвертируемость валюты. Валютные рынки. Национальная валютная система Российской Федерации. Международные расчетные отношения, формы международных расчетов, их классификация. Понятие мировых цен. Методы определения мировых цен. Система ценообразующих факторов. Установление мировых цен в главных центрах мировой торговли. Динамика цен на мировом рынке.

Международная трудовая миграция, современные тенденции ее развития.Общие понятия демографии и проблемы динамики населения мира. Типы и особенности воспроизводства населения в различных группах стран и регионах. Экономически активное население и особенности его распределения по сферам занятости. Основные тенденции современного демографического развития мира. Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты. Международная трудовая миграция и мировые рынки труда. Миграционная политика. Основные центры трудовой миграции, направления, состав международной миграции рабочей силы. Государственное и международное регулирование трудовой миграции. Россия и международный рынок труда.

Сущность и формы международной экономической интеграции.Основные этапы развития западноевропейской интеграции. Европейское экономическое пространство. Североамериканская модель интеграции. Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Интеграционные процессы в рамках СНГ. Общая характеристика и классификация международных экономических организаций. Экономические организации, входящие в ООН. Задачи и функции Экономического и социального совета ООН. Специализированные учреждения ООН и их функции. ЮНКТАД – решение проблем «нового международного экономического порядка». Международные финансовые организации. Организация международного сотрудничества и развития (ОЭСР). Неформальные международные экономические организации. «Парижский клуб». «Лондонский клуб».

Организационное поведение

Анализ и конструирование организации. Теории поведения человека в организации.Сущность и признаки организации. Классификация организаций. Поведение индивида, особенности поведения. Модель эффективного управления поведением человека в организации. Источники повышения эффективности деятельности организации. Факторы, влияющие на организационное поведение (ОП).

Взаимосвязь организационного поведения с поведенческими науками: психологией, социологией, социальной психологией, антропологией. Научный менеджмент, классическая школа: Ф.Г. Тейлор, А Файоль, Г. Форд. «Школа человеческих отношений». Хоторнские исследования. Теория систем. Ситуационный подход. Синергетический подход. Интеракционистский подход. Основные черты российской системы управления.

Личность и организация.Проекция человека в организационном поведении: личность и индивидуальность. Наследственный и социально-культурный факторы различий в характеристиках личности. Формально-динамическая модель личности. Подходы к формированию и развитию личности: детерминант, стадий и черт личности. Параметры Большой пятерки (O-C-E-A-N): П. Коста, Р. МакКрэем, Л.Ф. Бурлачук. Модель «от незрелости к зрелости» К. Арджириса. Основные переменные внешней и внутренней организационной среды, влияющие на индивидуальное поведение. Взаимосвязь между индивидуальным восприятием, поведением, установками и ценностями. Процесс восприятия и теория каузальной атрибуции Г. Келли. Установки личности в организационном поведении. Удовлетворенность трудом и преданность организации. Самосознание человека: Я-концепция (Я-Образ, Я-схемы). Механизмы защиты Я-концепции. Ролевой конфликт, способы снижения и преодоления ролевого конфликта.

Наши рекомендации