Процесс принятия решений
Диагностика формулирование формирование оценка
проблемы ограничений альтернатив альтернатив
и критериев для решения
принятия
решения
контроль реализация окончательный
хода реализации принятого выбор
решения решения
Раздел 4. Коммуникации и деловое общение
Тема 4.1. Коммуникации в управлении организацией
Вопросы:
1. Информация в менеджменте и её виды. Понятие коммуникации.
2. Процесс коммуникаций средства и каналы коммуникаций.
Вопрос 1:
Информация является основой управленческого процесса, и от того, насколько она совершенна, во многом зависит качество управления предприятием. Информационная деятельность менеджера требует от него четкой организации процесса сбора, анализа и обработки информации, причем он должен уметь определять важность или второстепенность поступающей информации.
Классификация инвормации:
1. по форме отображения (визуальная, аудиовизуальная смешанная);
2. по форме представления (цифровая, буквенная, кодированная);
3. по роли в процессе управления (аналитическая, прогнозная, отчетная, научная, нормативная);
4. по качеству (достоверная, недостоверная, ложная);
5. по возможности использования (необходимая, достаточная, избыточная);
6. по степени обновляемости (постоянная, переменная);
7. по степени деятельности предприятия (экономическая, управленческая, социальная, технологическая);
8. по источнику возникновения (внутриорганизационная, внешняя);
9. по степени преобразования (первичная, производная, обобщенная);
10. по виду носителя (печатный текст, видеофильм, машинный носитель);
11. по времени поступления (периодическая, постоянная, эпизодическая, случайная).
Основные направления сбора информации о конкуренте.
1. информация о рынке
2. информация о производстве и продукции
3. информация об организационных особенностях и финансах
Большое внимание со стороны менеджера должно уделяться вопросам сохранности информации и предотвращения ее утечки.
Особое внимание менеджер должен уделять построению предприятии информационных систем. Информационные системы различаются:
1. по обработке информации — на централизованные и децентрализованные;
2. степени охвата информацией — на комплексные (охватывают весь комплекс служб предприятия) и локальные (предназначены для определенных функций управления).
Вопрос 2:
В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому.
Коммуникация включает в себя то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо как минимум наличие двух людей.
Термин «коммуникация» происходит от лат. «communis», означающего «общее». Передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию.
Изучение коммуникации предполагает рассмотрение ее как процесса, состоящего из этапов и стадий.
Обратная связь | отправитель | Кодирование значения | Кто я такой? | |||
Формулирование значения | Что хотел послать? | |||||
Носители послания | Через что решил послать? | |||||
Этап отправления | Форма послания | Как организовал значение? | ||||
послание | Что было послано? | |||||
передатчик | Кто передал послание? | |||||
канал | ||||||
шум | Через что и каким образом произошла передача? | |||||
Канал | Раскодирование значения | |||||
Приемник | Кто получил послание? | |||||
Восприятие послания | Что получил? | |||||
Этап получения | Интерпретация послания | Как понял? | ||||
Оценка послания | Как оценил? | |||||
Принятие значения | Принял ли к исполнению? | |||||
Получатель | Как должен ответить на послание | |||||
Этап отправления включает следующие шаги.
Тот, кто передает информацию, называется отправителем. Это ключевая роль, заключающаяся в проектировании и кодировании информации, предназначенной для передачи другим участникам процесса. Кодирование начинается с выбора системы кодовых знаков — носителей информации (звук, свет, температура, запах, вкус, атмосферное давление и физические действия). Умение говорить, писать, жестикулировать, позировать играет важную роль в способности отправителя кодировать передаваемое значение. В результате проведенной работы формируется послание, содержащее данные с определенным значением. Смысл или значение послания представляют собой принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности. При этом отправитель рассчитывает, что послание будет воспринято адекватно заложенному в него значению. Чем больше различие между тем, что было передано и что было получено, тем беднее межличностная коммуникация.
Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс, телефакс, телевизор, компьютер, робот и т.п.), а также химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет и т.п. Как только передача послания или сигнала началась, коммуникационный процесс выходит из-под контроля средства или человека, его пославшего. Отправленное послание обратно вернуть нельзя. В этот момент заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения. Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания по другую сторону канала. Если в ходе движения по каналу в послании меняются его носители (кодовые знаки) или формы, то прием считается несостоявшимся. Тот кого достигло и кому было адресовано послание, называется получателем. Это еще одна ключевая роль, выполняемая участником межличностной коммуникации, которая заключается не только в фиксации получения послания, но в значительной степени в раскодировании этого послания в понятное и приемлемое для получателя значение.
Раскодирование включает восприятие послания получателем (что получил?), его интерпретацию (как понял?) и оценку (что и как принял?). Получить — еще не означает понять, а понять — это еще не значит принять. Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации шума.
Шум — это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее значение послания.
Шум присутствует всегда. Поэтому необходимо иметь в виду, что на всех этапах процесса коммуникации происходит некоторое искажение значения передаваемого послания. Эффективный руководитель всегда попытается максимально преодолеть имеющийся шум или снизить его уровень и передать смысл своего послания как можно точнее.
Последним важным элементом коммуникационного процесса является обратная связь, появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становится отправителем, и наоборот, отправитель — получателем. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении.
Обратная связь — это ответ получателя на послание. Она дает возможность отправителю узнать, дошло ли послание до адресата и в каком значении.