Понятие «система» в теории управления организацией и организационным поведением, характеристика ее уровней, элементов, факторов воздействия
Общенаучный уровень методологии исследования и проектирования организации и организационного поведения представлен аксиоматическим, гипотетико – дедуктивным, индуктивным и дедуктивным методами; методами идеализации и формализации; анализа и синтеза; праксиометрией; моделированием; процессным подходом; системным подходом; процессно –системным и системно – процессным подходами.
В современной науке общепризнано, что системный подход имеет одно из первостепенных значений в науке и практике управления организацией и организационным поведением. Использование системного подхода позволяет учесть множество факторов самого разного характера, выделить из них те, которые оказывают на объект управления наибольшее влияние, найти пути и методы эффективного воздействия на них.
Основы системного подхода были заложены диалектикой Гегеля еще в конце ХVIII в. и впоследствии развиты в материалистической диалектике. Связи между предметами и явлениями носят различный характер: одни из них непосредственно связаны друг с другом, другие – через опосредованные звенья, но они всегда выступают как взаимозависимость, взаимодействие. Каждое явление и весь мир в целом представляет собой сложную систему отношений, существенной стороной которой является связь и взаимодействие причин и следствий.
Принцип системности является важнейшим в диалектике. Сущность его раскрывается в следующих положениях:
1) целостный характер объектов внешнего мира и предметов познания;
2) взаимосвязь элементов любого объекта и данного объекта с множеством других объектов;
3) динамическая природа любого объекта;
4) функционирование и развитие любого объекта в результате взаимодействия с окружающей его средой.
В теории управления принцип системности, как основополагающий в диалектике, учитывался применительно к многим аспектам практически на всем протяжении XX в., но только в конце 50 – х гг. предстал в виде стройной теории системного подхода менеджмента.
В основе этой теории лежит понятие «система», под которым понимается совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее свойства, отсутствующие у ее элементов. Все, что окружает человека, может быть представлено в виде систем или их элементов.
Социально-экономические системы, к классу которых относятся системы организационного менеджмента, характеризуются как искусственные, материальные, открытые, динамические и вероятностные. На разных уровнях их рассмотрения это суперсистемы, подсистемы и их элементы.
Решение управленческих задач связано с анализом систем организации производства: структурного управления; управления персоналом; реализации целей и т.д. Разные системы имеют неодинаковый состав.
Например, в организационной системе управления принято рассматривать взаимосвязь и взаимодействие таких элементов, как цели, которые стремятся достичь члены организации, задачи, структура, технология и кадры.
Разработка и формулирование целей является средством
управления деятельностью организации.
Задачи – это работа по организации производства планируемых товаров, продуктов, услуг, которую необходимо выполнить согласно поставленным целям.
Структура организации определяет соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей.
Технология – это средство выполнения задач, т.е. непрерывное, единичное, мелкосерийное или индивидуальное, массовое или крупносерийное производство.
Кадры – это человеческие ресурсы, с помощью которых реализуются поставленные организацией цели.
Организация является открытой системой. На каждый ее элемент воздействуют факторы внешней среды, которые в зависимости от значимости воздействия можно разделить на факторы прямого или косвенного (непостоянного) действия.
К факторам прямого воздействия относятся: состояние потребительского рынка, деятельность поставщиков ресурсов, акционеров, конкурентов, правительственных и местных органов управления, торговых предприятий и профсоюзов.
К факторам косвенного воздействия относятся: состояние экономики, политики и права, социокультурные факторы, физико – географические и институциональные организационно – технические условия, научно – технический прогресс и уровень развития технологий.
Учет особенностей функционирования элементов организационной системы позволяет сформировать системы управления предприятием по целям, результатам, систему управления производственно – техническим прогрессом, систему управления кадрами, систему самоменеджмента различных категорий персонала, систему структурного управления и др.
Системный подход предусматривает анализ и управление деятельностью организации с учетом всего многообразия условий и факторов как внешней, так и внутренней среды организации. Его реализации включает оценку основных свойств и характеристик управленческих систем.
Рассмотрим основные из них.
Неаддитивность свидетельствует о том, что большая система не есть сумма подсистем, в нее входящих. Неаддитивность характеризует возникновение нового качества из интеграции в целое элементов системы или ее подсистем. Она указывает, что в хорошо организованной целостной системе целое всегда больше суммы его частей, а в плохо организованной системе — намного меньше. Анализ неаддитивности позволяет оценить последствия планируемых управленческих решений.
Эмерджентность определяет уровень совпадения целевых функций системы и ее подсистем. На макроуровне учет эмерджентности позволяет правильно оценить вклад отраслей и предприятий в экономику страны, на микроуровне – деятельность подразделений и служб по реализации целей организации.
Синергетичность — характеристика однонаправленности и синхронности действий подсистем и элементов системы. В управлении организационным поведением синергетичность позволяет оценить уровень сознательной, однонаправленной деятельности всех членов коллектива. Рядом ученых синергетичность рассматривается как «управляемый хаос».
Целостность оценивает существование системы как организационно и функционально целостное образование и роль в этом каждого его элемента. Целостность характеризует устойчивость функционирования системы при ее минимальной структурной сложности и минимально необходимых ресурсах. В системах управления целостность указывает на необходимость добавления
или устранения структурных подразделений с целью повышения
их устойчивости и эффективности функционирования.
Обособленность — свойство системы, характеризующее относительную изолированность и автономность ее подсистем. В управлении организацией обособленность определяется необходимостью определения границ самостоятельности ее подразделений и служб, определении состава прав и обязанностей сотрудников.
Централизованностъ — показывает степень централизации управления элементами системы и ее подсистемами, оценивает уровень реальных властных полномочий руководителей в отношении как подразделений и служб, так и каждого сотрудника организации.
Адаптивность — характеристика системы и ее элементов приспосабливаться к изменениям факторов внешней и внутренней среды с целью сохранения эффективности и стабильности ее функционирования.
Совместимость подсистем и элементов в системе означает, что они должны обладать свойствами взаимоприспосабливаемости. Каждая из подсистем должна быть совместима как с самой системой, так и со всеми ее составляющими подсистемами и элементами. Учет этой характеристики необходим не только при организации новых отделов и служб на предприятии, но и в подборе и расстановке кадров.
Эквифинальность – внутренняя предрасположенность системы к достижению некоего предельного состояния, не зависящего от внешних условий. Идея эквифинальности заключается в изучении параметров, определяющих некоторый предельный уровень организации.
Из всего сказанного следует вывод о том, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, очень важен. Это объясняет ограниченность многих теорий управления.
Большинство теорий, как правило, концентрируют внимание только на отдельных аспектах, подсистемах или элементах подсистем организации, а также их связях.
Например, теория научного управления – на средствах управления, административная и классическая школа – на формах и методах управления; бихевиористская научная школа управления и поведенческие теории в основном отражали социальную подсистему и подсистему управления персоналом и т.д.
Сторонники этих теорий не исследовали компоненты организации в целом, а главное – не оценивали их взаимосвязь и взаимообусловленность, не задумывались над воздействием факторов и условий внешней среды на элементы организационной системы.
Сторонники же системного подхода утверждают, что внешние факторы могут быть определяющими в развитии организации. Без их учета и анализа трудно выбрать методы и средства управления для достижения желаемых результатов.
Системный подход – это не набор директив, принципов и правил для менеджера, а способ мышления по отношению к управлению организационными изменениями.
Теория систем сама по себе не дает ответа на вопрос, какие из элементов организационной системы особенно важны, не описывает механизм влияния переменных на функции управления, не указывает, какие переменные следует учитывать, чтобы применить теорию систем к решению конкретных задач управления.
Тем не менее, значение системного подхода для управленческой науки трудно переоценить. Он, по сути, объединяет большинство концепций управления, показывает многогранность и многоплановость решения управленческих задач.
Современные проблемы развития организации и организационного поведения, связанные с глобализацией экономики и мировых связей. Теория монополистической конкуренции (Д. Робинсон, Э. Чемберлин и др.) как теоретическая основа решения этих проблем.
Первый блок проблем связан с глобализацией экономики и мировых связей. Понятие «глобализация» появилось в конце 90 – х гг. XX столетия. В общем смысле глобализация означает переход экономики к постепенному формированию единого общемирового финансово – экономического пространства. Должен сформироваться единый рынок, не признающий никаких государственных границ. Национальные хозяйства разных стран в итоге должны слиться в единое целое. В результате глобализации будут созданы:
глобальные рынки;
глобальные организации;
глобальные цепочки создания товаров и услуг.
Примерами развития международной экономической интеграции являются создание союзов государств (Европейский союз, Всемирная торговая организация и др.), международных и транснациональных компаний таких, как концерны General Motors, Тоуоtа; конгломераты Mitsubishi, General Electric; консорциум нефтедобывающих компаний British Petroleum, Shell, Amco, Shevron, Turkish Petroleum, осуществляющих совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджана и российским ОАО «ЛУКойл» разработку нефтяных месторождений Азери и Чирак на шельфе Каспийского моря, и др. Сегодня международные компании в большинстве своем представляют глобальные корпорации.
Следует заметить, что далеко не все современные ученые усматривают только пользу от такого рода международной экономической интеграции. П. Самуэльсон, Г. Мюрдаль, Р. Пребиш и многие другие утверждают, что выгоды от международной интеграции распределяются поровну только среди равно развитых стран. При интеграции стран с разным уровнем жизни и производительности труда выгоды развитых стран от внешней торговли выше, чем в развивающихся странах.
В качестве средств такой защиты используется полная или частичная государственная и даже межгосударственная монополизация сфер хозяйственно–экономической деятельности, конвергенция государственного и корпоративного управления, а также другие формы интеграции. Примерами подобных объединений является союз стран ОПЕК, обеспечивающий защиту своих интересов посредством картельного управления производством и реализацией энергетических ресурсов; ОАО «Газпром», стратегический альянс Toshiba со шведской компанией Ericsson, IBM и Siemens для достижения конкурентных преимуществ в сфере телекоммуникаций и телекоммуникационных технологий. Решению проблем защиты способствует использование для интеграции конгломератов, кластеров, синдикатов, картелей и стратегических альянсов.
Одним из теоретических оснований такого подхода к решению проблем является теория монополистической конкуренции (Д. Робинсон, Э. Чемберлин и др.).
В отличие от традиционной точки зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия – альтернативные понятия и отдельные цены следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Теория монополистической конкуренции исходит из того, что большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию, и монополию.
Важность этой теории для организационного менеджмента состоит в том, что в ней поставлен под сомнение принцип неоклассической теории о совершенном «суверенитете потребителя». Она указывает на возможность в условиях рынка сознательного формирования монополистами спроса посредством манипулирования потребительскими предпочтениями.
Механизмы таких манипуляций наиболее просто реализуются в составе транснациональных компаний и глобальных корпораций типа синдикатов, стратегических альянсов и картелей, так как. они позволяют:
существенно сократить избыточную конкуренцию и обеспечить концентрацию активов в ключевых и перспективных секторах отраслевых рынков;
обеспечить сочетания конкуренции разных моделей экономики и корпораций с их сотрудничеством и конвергенцией;
углубить либерализацию международных рынков и экономических связей, снизить барьеры мобильности ресурсов и капитала;
расширить возможности в использовании технологий корпоративного управления для формирования спроса на их товары и услуги (собственные издания, каналы радио и телевещания, внутренние рынки и т.д.).