Принцип 4 - Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами.
Реализация данного принципа в организации предполагает следующие действия:
Определение процессов, с помощью которых достигается желаемый результат.
Определение и измерение входов и выходов процессов.
Установление четкой ответственности, полномочий и учета для управления процессом.
Выявление внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных лиц процесса.
Рассмотрение при разработке процессов их этапов, действий, потоков, методов контроля, потребностей в обучении, оборудования, технологий, информации, материалов и других ресурсов, требуемых для достижения желаемого результата.
Принцип 5 • Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
Реализация данного принципа в организации предполагает следующие действия:
· Определение системы с помощью выявления или разработки процессов, влияющих на достижение заданных целей.
· Проектирование такой системы, при которой поставленные цели достигаются наиболее эффективным способом.
· Понимание взаимозависимостей процессов в системе.
· Постоянное улучшение системы с помощью измерения и оценивания.
Принцип 6 • Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как неизменную цель.
Реализация данного принципа в организации предполагает следующие действия:
Превращение непрерывного усовершенствования продукции, процессов и систем в стратегическую цель каждого сотрудника организации
Применение основных концепций улучшения – постепенного и прорывного.
Использование периодического оценивания по установленным критериям совершенства для выявления областей потенциального улучшения.
Обучение каждого сотрудника методам и инструментальным средствам непрерывного улучшения, таким как цикл PDCA (цикл Деминга), реинжиниринг процессов и др.
Установление мер и целей для направления и отслеживания усовершенствований.
Признание улучшений.
Принцип 7 • Принятие решений на основе фактов
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
Реализация данного принципа в организации предполагает следующие действия:
Проведение измерений и сбора данных и информации, относящихся к стратегической цели.
Обеспечение точности, надежности и доступности данных и информации.
Анализ данных и информации с применением обоснованных методов.
Понимание ценности соответствующих статистических методов.
Принятие решений и осуществление действий на основе баланса между результатами логического анализа, опыта и интуиции.
Принцип 8 • Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Реализация данного принципа в организации предполагает следующие действия:
Выявление и отбор основных поставщиков.
Установление отношений, которые обеспечивали бы краткосрочные выгоды и долгосрочные соображения.
Создание ясного и открытого общения.
Обмен информацией и планами на будущее.
Инициирование совместной разработки и совершенствования продукции и процессов.
Совместное достижение четкого понимания требований потребителя.
Признание улучшений и достижений поставщика.
Задание
Выберите любой принцип менеджмента качества.
Составьте вопросник, который позволяет определить в какой мере применяется данный принцип в организации.
Занятие № 5
Заданиие
Формирование единичных показателей качества промышленной продукции
Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги,которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемыепотребности (Международный словарь «ИСО 8402-86. Качество. Словарь».
Каждый показатель качества, являясь количественной характеристикой одного изсвойств объекта, должен отражать способность этого объекта удовлетворять общественные потребности в конкретных условиях. Таким образом, при формировании (введении) любого показателя качества необходимо учитывать следующие компоненты качества:
¾ Общественную потребность (ОП);
¾ конкретные условия (КУ);
¾ объект (О) и
¾ степеньудовлетворения потребности (СУП).
Показатель качества должен давать ответ на вопрос: в какой степени рассматриваемый объект (явление) обладает свойством (способностью)удовлетворять общественную потребность (интерес, ценность)?
Показатели качества делятся на единичные и комплексные. Единичные показателиотносятся к одному из свойств продукции, определяющих качество, а комплексные – сразу к нескольким.
Задание
1. Выбрать объект экспертизы. Объектом экспертизы могут быть продукты питания,обувь, средства измерений и т.д.
2. Сформировать единичные показатели качества.
3. Определить меры показателей качества (в единицах физических величин или вбезразмерных единицах).
4. Результаты оформить в виде таблицы 1.
Таблица 1
№ | Единичные показатели качества | Меры |
Вопросы для самопроверки
Проверить, отвечает ли данный показатель на вопрос: в какой степенирассматриваемый объект (явление) обладает свойством (способностью) удовлетворятьобщественную потребность (интерес, ценность)?
Пример проверки: В какой степени (градация свойств) квартиры (объекты) в 5 –этажном доме г.СПб (конкретные условия) удовлетворяют жильцов (их материальнуюпотребность в жилье)?
Задание № 6