Принцип 4 - Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами.

Реализация данного принципа в организации предполагает следующие действия:

Определение процессов, с помощью которых достигается желаемый результат.

Определение и измерение входов и выходов процессов.

Установление четкой ответственности, полномочий и учета для управления процессом.

Выявление внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных лиц процесса.

Рассмотрение при разработке процессов их этапов, действий, потоков, методов контроля, потребностей в обучении, оборудования, технологий, информации, материалов и других ресурсов, требуемых для достижения желаемого результата.

Принцип 5 • Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

Реализация данного принципа в организации предполагает следующие действия:

· Определение системы с помощью выявления или разработки процессов, влияющих на достижение заданных целей.

· Проектирование такой системы, при которой поставленные цели достигаются наиболее эффективным способом.

· Понимание взаимозависимостей процессов в системе.

· Постоянное улучшение системы с помощью измерения и оценивания.

Принцип 6 • Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как неизменную цель.

Реализация данного принципа в организации предполагает следующие действия:

Превращение непрерывного усовершенствования продукции, процессов и систем в стратегическую цель каждого сотрудника организации

Применение основных концепций улучшения – постепенного и прорывного.

Использование периодического оценивания по установленным критериям совершенства для выявления областей потенциального улучшения.

Обучение каждого сотрудника методам и инструментальным средствам непрерывного улучшения, таким как цикл PDCA (цикл Деминга), реинжиниринг процессов и др.

Установление мер и целей для направления и отслеживания усовершенствований.

Признание улучшений.

Принцип 7 • Принятие решений на основе фактов

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

Реализация данного принципа в организации предполагает следующие действия:

Проведение измерений и сбора данных и информации, относящихся к стратегической цели.

Обеспечение точности, надежности и доступности данных и информации.

Анализ данных и информации с применением обоснованных методов.

Понимание ценности соответствующих статистических методов.

Принятие решений и осуществление действий на основе баланса между результатами логического анализа, опыта и интуиции.

Принцип 8 • Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Реализация данного принципа в организации предполагает следующие действия:

Выявление и отбор основных поставщиков.

Установление отношений, которые обеспечивали бы краткосрочные выгоды и долгосрочные соображения.

Создание ясного и открытого общения.

Обмен информацией и планами на будущее.

Инициирование совместной разработки и совершенствования продукции и процессов.

Совместное достижение четкого понимания требований потребителя.

Признание улучшений и достижений поставщика.

Задание

Выберите любой принцип менеджмента качества.

Составьте вопросник, который позволяет определить в какой мере применяется данный принцип в организации.

Занятие № 5

Заданиие

Формирование единичных показателей качества промышленной продукции

Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги,которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемыепотребности (Международный словарь «ИСО 8402-86. Качество. Словарь».

Каждый показатель качества, являясь количественной характеристикой одного изсвойств объекта, должен отражать способность этого объекта удовлетворять общественные потребности в конкретных условиях. Таким образом, при формировании (введении) любого показателя качества необходимо учитывать следующие компоненты качества:

¾ Общественную потребность (ОП);

¾ конкретные условия (КУ);

¾ объект (О) и

¾ степеньудовлетворения потребности (СУП).

Показатель качества должен давать ответ на вопрос: в какой степени рассматриваемый объект (явление) обладает свойством (способностью)удовлетворять общественную потребность (интерес, ценность)?

Показатели качества делятся на единичные и комплексные. Единичные показателиотносятся к одному из свойств продукции, определяющих качество, а комплексные – сразу к нескольким.

Задание

1. Выбрать объект экспертизы. Объектом экспертизы могут быть продукты питания,обувь, средства измерений и т.д.

2. Сформировать единичные показатели качества.

3. Определить меры показателей качества (в единицах физических величин или вбезразмерных единицах).

4. Результаты оформить в виде таблицы 1.

Таблица 1

Единичные показатели качества Меры  
     

Вопросы для самопроверки

Проверить, отвечает ли данный показатель на вопрос: в какой степенирассматриваемый объект (явление) обладает свойством (способностью) удовлетворятьобщественную потребность (интерес, ценность)?

Пример проверки: В какой степени (градация свойств) квартиры (объекты) в 5 –этажном доме г.СПб (конкретные условия) удовлетворяют жильцов (их материальнуюпотребность в жилье)?

Задание № 6

Наши рекомендации