Ситуационный подход Р. Хауса к менеджменту
Вариант ситуационного подхода – модель «путь – цель», созданная Хаусом.
Особенность модели: руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействовать на пути достижения этих целей, следовательно, основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага получат подчиненные, если будут хорошо работать.
Она основывается на использовании руководителем односторонней коммуникации при объяснении того, что и как подчиненный обязан сделать и антропоцентрического поведения (в каком пределе руководитель использует двухстороннюю коммуникацию при оказании социо-эмоциональной поддержки).
В соответствии с этим выделяют четыре основные стиля руководства.
1. Приказывающий – односторонняя коммуникация, основанная на указаниях сотрудникам, что и как им необходимо выполнять.
2. Продающий – стремится путем двухсторонней связи и социо-эмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически «закупать» те решения, которые они должны сделать.
3. Участвующий – руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через двустороннюю коммуникацию.
4. Делегирующий – руководитель делегирует свои полномочия, поскольку уровень подготовки подчиненных достаточно высокий.
Основные критерии при выборе стиля руководства:
– вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку;
– структурированность проблемы;
– наличие информации и опыта у подчиненных;
– уровень требований, предъявляемых к решению;
– причастность подчиненных к делам организации;
– заинтересованность исполнителей;
– вероятность возникновения конфликтов в результате принятия решений.
Синергетический подход к управлению Ч.И. Барнарда
Ч.И. Барнард (1886-1961) – известный предприниматель 1 половины 20-ого века. Собранный им личный опыт позволил ему создать концепцию организации в которой важное место отводилось тому, что современный менеджмент называет Эффектом синергии.
Концепция Ч.И. Барнарда:
- Экономическая мотивация работников существенно менее эффективна, чем стимулирование труда сотрудников неэкономическими методами;
- Формальная управленческая структура не приводит организацию к успеху;
Эффективная мотивация по Ч.И. Барнарду.
4 специальных стимула:
- Деньги и материальные ценности;
- личные бонусные нематериальные возможности;
- комфортные физические условия труда;
- «идеальные благодетели». Наподобие гордости от индивидуальных навыков и т.п.;
4 общих стимула:
- привлекательность корпоративной культуры;
- адаптация рабочих условий к привычным сотрудникам методам и предпочтениям;
- возможность ощущения сопричастности к курсу развития организации;
- условия коммуникаций с окружающими (личный комфорт от социальной атмосферы в коллективе и т.п.)
7 базисных правил:
- четкое определение каналов коммуникаций;
- всеобщая осведомленность о каналах коммуникаций;
- всеобщий доступ до формальных каналов коммуникаций;
- максимальное упрощение каналов и процедур коммуникаций;
- адекватные ключевые компетенции лиц, занятых в системе связи в компании;
- бесперебойное функционирование каналов коммуникаций при любых обстоятельствах;
- аутентификация каждого акта коммуникации.
При использовании указанных элементов, создается эффект синергии – корпорация и сотрудники развиваются в существенно больших объёмах, чем они развивались бы по отдельности.
Теория международногоменеджмента
Основателями современного международного менеджмента принято считать Кристофера Бартлетта и Сумантру Гошал.
4 модели международного менеджмента:
1. Мультинациональная модель:
- мотивация и управление происходит на основе личных взаимоотношений и связях, основанных на семейных /кастовых правах собственности;
- простые финансовые процедуры;
- легкие усилия по управлению и координации;
2. Международная модель:
- создана с 1950-х с целью передачи расширенного опыта заграницу, в страны с меньшим научно-техническим и рыночным потенциалами;
- базис: воплощение теории А. Верона жизненного цикла международного товара;
- ключевые исследования, планирование и прогнозирование происходит в центре, а затем распространяется на «периферию»;
3.Глобальная модель:
- цель: достижение эффективности, централизации и контроля;
- базис: закрепление и удержание позиций в глобальной бизнес-среде;
- принцип всеобщей унификации и стандартизации;
4. Транснациональная модель и ТНК(Транснациональные корпорации):
- новый тип современных компаний, созданный с целью сопротивления растущей неопределенности в глобальной бизнес-среде;
- базис: глобально-интегрированная сетевая структура – все стратегические бизнес единицы(СБЕ) по всему миру связаны во единую интегрированную сеть;
- позволяет достигать сложных многомерных стратегических целей эффективности, реактивности и внедрения инноваций.