Примерный перечень вопросов к государственному экзамену по направлению «Менеджмент»
1. Сущность и содержание менеджмента. Наука и искусство управления.
2. Менеджмент как система управления. Характеристики систем управления.
3. Менеджмент как управленческая деятельность. Особенности управленческого труда.
4. Цели и стратегии менеджмента, их формирование и реализация.
5. Понятие принципа управления, принципы А.Файоля.
6. Понятие и виды функций менеджмента.
7. Основные функции менеджмента, их классификация.
8. Содержание подсистем инфраструктуры менеджмента.
9. Эффективность менеджмента, сущность, виды и формы эффективности управления.
10. Методы управления, их классификация и условия использования.
11. Социально-психологические методы управления.
12. Методологические подходы к изучению истории управленческой мысли.
13. Характеристика школы «человеческих отношений».
14. Характеристики административной школы М.Вебера.
15. Характеристики «поведенческой школы».
16. Централизация и децентрализация в управлении.
17. Интеграция и диверсификация в менеджменте.
18. Факторы, определяющие формирование и развитие зарубежных моделей менеджмента.
19. Особенности российского менеджмента.
20. Основные тенденции развития современного менеджмента и базовые концепции ХХI века.
21. Конфликтная ситуация, методы разрешения.
22. Стиль деятельности менеджера. Классификация стилей и условия их использования.
23. Коммуникации в управлении. Современная тенденция развития.
24. Особенности менеджмента социальной сферы.
25. Распределение полномочий и ответственности в системе менеджмента.
26. Планирование природопользования как часть планирования социально-экономического развития страны.
27. Управленческие решения. Методы принятия и реализации решения.
28. Обоснование управленческих решений.
29. Предмет изучения теории организации.
30. Принципы менеджмента организации.
31. Влияние внешней и внутренней среды на управление организации.
32. Этапы жизненного цикла организации.
33. Критерии формирования организационной структуры управления.
34. Национальная и организационная культура, их влияние на менеджмент.
35. Формальное и неформальное управление в организации.
36. Сетевые структуры управления; условия их использования в экономике.
37. Мотивация и стимулирование как основные функции управления.
38. Роль лидерства в управлении организацией.
39. Виды взаимодействия субъектов управления организации и внешней среды.
40. Классификация организационных структур управления.
41. Мотивация персонала к работе за рубежом.
42. Управленческий персонал, функции персонала.
43. Управление человеческими ресурсами в организации.
44. Развитие теорий мотивации в XX веке.
45. Стратегический менеджмент, его характеристики.
46. Антикризисное управление, его особенности.
47. Риск в менеджменте: классификация, методы управления риском.
48. Общие подходы к управлению рисками. Страхование рисков.
49. Основные характеристики управленческой информации.
50. Информация как ресурс менеджмента, информационные системы.
51. Инновационный менеджмент, его характеристики.
52. Понятия и уровни организационного поведения.
53. Типология менеджмента
54. Профессиональная характеристика менеджмента.
55. Оценка деятельности менеджера.
56. Роль рекламы и PR в управлении.
57. Концепция общей экономической ценности природных ресурсов.
58. Основные психологические модели личности.
59. Классическое и современное определение маркетинга.
60. Маркетинг и его среда: контролируемые факторы.
61. Функции и субъекты маркетинга.
62. Стратегическое планирование в маркетинге.
63. Определение и процесс маркетингового исследования.
64. Сегментация рынков.
65. Жизненный цикл продукта, виды жизненных циклов.
66. Методы стимулирования сбыта.
67. Реклама, ее виды. Каналы распространения рекламы. Этапы разработки рекламной кампании.
68. Понятие международного маркетинга.
69. Организация маркетинговой деятельности на предприятии.
70. Основные понятия финансового менеджмента.
71. Сущность, цели и задачи финансового менеджмента.
72. Материальные и нематериальные активы предприятия.
73. Оборотные активы предприятия, их значение, оценка эффективности использования.
74. Процедура анализа финансового состояния предприятия, значение анализа.
75. Ликвидность баланса процедура ее проверки.
76. Финансовые коэффициенты, их достоинства и недостатки как инструмента анализа финансового состояния.
77. Управление свободными денежными средствами предприятия.
78. Управление дебиторской задолженностью предприятия.
79. Долгосрочная финансовая политика предприятия.
80. Портфельные инвестиции. Прямые инвестиции.
81. Краткосрочная финансовая политика предприятия.
82. Банковские кредиты – виды, условия. Перспективы использования предприятиями.
83. Методы ценообразования: классификация, характеристика, особенности применения.
84. Сущность, цели и задачи стандартизации и сертификации.
85. Качество управления, принципы системы менеджмента качества.
86. Управление качеством: принципы, цель, задачи, функции.
87. Основные цели и задачи логистики.
88. Материальные потоки логистики.
89. Функции логистических закупок.
90. Управление запасами предприятия.
91. Формирование каналов распределения: понятие, типология, факторы, влияющие на выбор сбытовой сети.
92. Роль и функции антикризисного управления.
93. Сущность и понятие кризиса в социально-экономическом развитии.
94. Меры антикризисного управления, применяемые к предприятиям.
95. Процедуры, применяемые к предприятиям-банкротам.
96. Сущность и функции предпринимательства.
97. Социально-экономическая природа и основные категории корпоративного менеджмента.
98. Организационно-правовые формы корпораций.
99. Процессы управления и управленческие решения в системе корпорации.
100. Организация маркетинговой деятельности в системе корпораций.
101. Особенности организации и развития зарубежных рынков.
102. Правила ведения внешнеторговых переговоров.
103. Консалтинговый сервис как профессиональная деятельность.
104. Роль исследования в современном менеджменте.
105. Предмет и задачи психологии делового общения.
106. Роль делового имиджа в повышении творческой активности личности.
107. Национальные особенности и переговорные стили.
108. Роль руководителя в становлении коллектива и обеспечении его творческой активности.
109. Связь методов и технологий управления с психологическими и поведенческими аспектами.
110. Эволюция и формирование моделей управления.
111. Методы управления конфликтным поведением в организации.
112. Виды полномочий. Сущность делегирования полномочий.
|