Процессный подход к менеджменту
Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие
Управление в любой системе может быть рассмотрено, как процесс воздействия субъекта (управляющей системы) на объект (управляемую систему) в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.
Субъект управления – это тот, кто управляет. Объект управления – это тот, кем управляют.
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй - в позиции объекта управления. Такому взаимодействию свойственны следующие процессы:
- субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Такие импульсы называются управленческими командами;
- объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием полученных команд.
Управление в социальных системах существенно отличается от управления в системах механической и даже биологической природы. Главными отличиями являются принципиальное сходство функций субъекта и объекта управления, общая способность к самоуправлению и дифференциация лишь на уровне субъективных целевых характеристик. Управляющим и управляемым в них является человек.
В числе основных критериев отличающих субъект от объекта рассматриваются статус и функции; права и полномочия; активность воздействия; очередность или инициатива воздействия; сила и интенсивность воздействий; рациональность воздействий; отношение к цели, целеполаганию и целедостижению.
Управление и менеджмент, соотношение понятий
Выделяют два подхода к установлению различий между управлением и менеджментом: терминологический и социально-экономический.
Терминологический. Термин «управление» отличается от термина «менеджмент» тем, что, во-первых, управление более обезличено; во-вторых, термин «управление» шире, он применяется: 1) к разным видам человеческой деятельности, 2) в кибернетическом смысле, 3) к структурным единицам социальных систем, 4) в качестве видов управленческой деятельности
Термин «менеджмент» применяется в настоящее время только к управлению людьми в организации.
Социально-экономический. Сущность менеджмента состоит в обеспечении взаимодействия интернациональных, государственных, групповых и личных интересов в соответствии с господствующими отношениями собственности. С этих позиций первоначально устанавливались различия между менеджментом как управлением в условиях рыночной экономике и некогда традиционным управлением социалистическим производством. Основой такого разграничения является наличие двух сторон управления и менеджмента: организационно-технической и социально-экономической.
Таким образом, слова «управление» и пришедшее из английского «менеджмент» являются синонимами, если говорят об управлении организацией.
Управленческая деятельность. Признаки и роли менеджера.
Менеджмент является предпринимательским управлением. Это означает:
1) Менеджмент осуществляется наемным персоналом в интересах предпринимателя
2) Менеджмент – антикризисное управление
3) Менеджмент есть свободно реализуемая самостоятельная и инициативная деятельность, но свобода менеджера всегда ограничена действующими законами и полномочиями
4) Функции менеджера и предпринимателя могут совпадать, если предприниматель занимает должность в аппарате управления собственным предприятием.
Менеджер выступает в роли организатора, администратора, специалиста, дипломата, инноватора, предпринимателя и воспитателя.
Основные признаки менеджера:
1) Менеджер – наемный управляющий
2) Менеджер – должностное лицо
3) Менеджер имеет власть
4) Менеджер управляет людьми
5) Менеджер принимает и реализует управленческие решения
Менеджер – профессионально подготовленный управляющий
Процессный подход к менеджменту.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации.
Функции процесса управления
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Планирование необходимо для того, чтобы определить основные направления деятельности организации, методы осуществления различных организационных задач, которые в совокупности приводят к достижению общих целей компании. Планирование предполагает под собой постановку целей организации, определение требующихся ресурсов, выбор способов и методов достижения целей, распределение роли всех членов организации в процессе управления. В любой организации весь процесс управления начинается с этой функции, причём от качества её выполнения зависит общий успех компании.
Функция организации нужна для создания некой структуры. Существует множество элементов, которые нуждаются в структуризации, иначе компания не сможет функционировать эффективно. В такой структуризации нуждаются, например, сама работа, конкретные организационные задания и т. д. Более того, как мы уже изучили на курсе теории менеджмента, в организации необходимо определить роль каждого её служащего. Именно такое разделение труда, когда каждый человек выполняет только свою конкретную работу и не вторгается в другие сферы деятельности организации, является целью функции организации. В целом функция организации отвечает за определение структуры компании, её производства, распределение функций между сотрудниками подразделений и установление ответственности между служащими.
Функция мотивации, по моему мнению, играет очень важную роль в процессе управления. Так как невыполнение хотя бы одним из работников своих поставленных задач, сказывается на успехе всей организации. Поэтому необходимо постоянно мотивировать сотрудников к организационной деятельности. Для этого руководству необходимо определить потребности каждого из работников и понять, какой способ удовлетворения этих потребностей им подходит.
Контроль. Функция контроля содержит в себе множество аспектов. Она проявляется в процессе всего управления. Постановка решений, планирование, организация деятельности, процессы функционирования – всё это нуждается в контроле. Поэтому эту функцию можно считать одной из ведущих в процессе управления организацией. Контроль стимулирует деятельность работников, предотвращает непредвиденные кризисные ситуации, поддерживает успех компании. Без контроля ни одна организация не сможет функционировать.