Управление, менеджмент, предпринимательство соотношение понятий

Предпринимательская деятельность– самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли. Менеджмент– неотъемлемая составляющая организации, обеспечивающая ее функционирование тем, что формирует, мобилизует и приводит в действие потенциал организации для достижения ее целей и решения стоящих перед ней задач. Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. Управление включает три аспекта: - "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект); - "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект); - "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект). Слово «управление» - и менеджмент - синонимы. Предмет изучения явл-ся: 1-законы, принципы, методы построения и функционирование орг-ции, 2-законы и принципы, лежащие в основе управленческой д-сти, 3-д-сть руководящих работников по управлению орг-цией, 4-личностные требования, к-м должны удовлетворять руководитель, 5- отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.. Осн-е методы провед-я исследований: эксперимент; анкетирование, тестирование, интьервьюирование; изучение документации организации.

2.Субъект и объект управления, их взаимосвязь.Управление – целенаправленная деятельность человека. Управление - тип взаимодействия как минимум двух участников. Один из них – субъект управления, (управляющая система), другой – объект (управляемая подсистема). С à О - прямая связь, С ß О - обратная связь

Субъект управления – отдельные подразделения, совокупности подразделений, отдельные работники

Объект – работники, коллективы, товары, ресурсы, документы и т.д.

Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»

а) тождественные понятия;

б) близкие, но не равные понятия: управление возникло раньше, чем менеджмент; управление существует в любой экономической системе, а менеджмент присущ рыночной системе.

Таки образом, менеджмент – это особая функция управления социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской деятельности.

3.Понятие успешного управления. Составляющие успеха организации.В практике менеджмента успешным считается управление, при котором обеспечивается достижение целей организации. Однако понятие успеха организации требует конкретизации и пояснения. Во-первых, всякий успех может быть оценен че­рез определенные результаты деятельности организации (её по­казатели, характеристики или состояния), которые отражают сущность этого успеха, в том числе по отношению к другим организациям. Решением такой проблемы может быть опреде­ление общих составляющих успеха организации в рассматри­ваемых условиях ее функционирования. Во-вторых, приведен­ное выше определение успешного управления (как достижение целей организации) необходимо дополнить основными подхо­дами к решению главных проблем управления организацией, функционирующей в условиях изменений внешней среды, ха­рактерных для рыночной экономики. Основные составляющие успеха организации.В рыночной экономике успех деятельности организации определяют: выживание, результативность и эффективность деятельности, производительность и практическая реализация принимаемых решений. Выживаниехарактеризует возможность организации осу­ществлять свою производственно-сбытовую деятельность как можно дольше в условиях изменения внешней среды. Это особенно актуально и является первейшей задачей большин­ства отечественных предприятий при трансформации эконо­мики. Чтобы обеспечивать хозяйственную деятельность и ос­таваться дееспособными в течение длительного времени боль­шинству организаций приходится периодически менять свои цели, выбирая их в соответствии с изменяющимися потреб­ностями и конъюнктурой рынка, а также с учётом изменения других факторов внешней среды. Практически все органи­зации, созданные для бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг, постоянно ведут конку­рентную борьбу за занятие или сохранение позиции на рын­ке, обеспечивающей им определенные блага для своего раз­вития. Результативность и эффективностьопределяют условия, при которых организация сможет осуществлять свою деятель­ность на рынке в длительном периоде. В силу этого, чтобы иметь успех в течение длительного времени (чтобы выжить и достичь своих целей), деятельность организации должна быть результативной и эффективной. По мнению известного иссле­дователя проблем управления Питера Друкера результа­тивность является следствием того, что организацией «делают­ся правильные вещи». В этом случае эф­фективность является следствием того, что организацией «пра­вильно создаются эти самые вещи». Это требует, чтобы организации постоянно производили товары (услуги), пользующиеся спросом покупателей, отдающих им предпочтение по сравнению с товарами (услугами) других про­изводителей. При этом эффективность деятельности организа­ции определяется издержками ресурсов и трудовыми затратами на удовлетворение конкретного спроса в соответствующих то­варах и услугах. Чем меньше будут затраты на производство определенных товаров или услуг, тем эффективнее деятельность организации и тем больший успех (выгоду от выполнен­ной работы) она будет иметь. Производительность.Приведённое общее представление об эффективности и результативности весьма абстрактно и не по­зволяет проводить сравнительную оценку организаций, а также определять конкретные негативные тенденции в работе каждой из них, хотя такое решение желательно получить менеджеру как можно раньше. Поиск количественной оценки эффектив­ности деятельности организаций привел к показателю относи­тельной эффективности, в качестве которого в менеджменте используется производительность. Производительность характеризует соотношение количества единиц продукции или услуг, полу­ченных организацией на выходе, к количеству единиц на входе (израсходованных ресурсов организации). Чем более эффективна деятельность организации, тем вы­ше её производительность. Ключевой составляющей произво­дительности является качество производимой продукции или услуг. Производительность на всех уровнях организации явля­ется важным фактором для того, чтобы организация могла вы­жить и добиться успеха в условиях конкуренции. Больший объём продаж даёт более производительной организации боль­ше возможностей для закупки ресурсов с целью расширения производства и последующего увеличения дохода (по сравне­нию с другим производителем, имеющим меньшую произво­дительность). Вопросы оценки производительности как относи­тельного показателя эффективности деятельности организации и управления ею рассматриваются в рамках курса менедж­мента. Практическая реализациянепосредственно характеризует эффективность управления организацией. Целью управления является наиболее эффективное выполнение реальной работы реальными людьми. При этом само управление непосредст­венно реализуется как конкретное управленческое решение (совокупность решений). В свою очередь, успешным управ­ленческим решением является такое решение, которое реали­зуется, то есть превращается в результативное действие по дости­жению целей организации.

4.Признаки и роли менеджера. Менеджеры-профессиональные управляющие, обеспечивающие выполнение миссии организации, достижения ее целей и решение задач посредством использования труда подчиненных им сотрудников. Роли: принятие управленческих решений (принимаемые решения влияют на рез-ты деятельности подчиненных ему людей и организации); информационная роль (состоит в том, что он собирает информацию о внутренней и внешней среде организации, распространяет ее в виде факторов и нормативных установок, и управляет знаниями); роль руководителя (менеджер формирует отношения внутри и вне организации, мотивируетработников для решения поставленных задач, координирует их усилия и выступает в качестве представителя организации). Разделение труда менеджеров: 1.вертикальное разделение: менеджеры высшего уровня – топ-менеджеры (ген. директор, члены совета директоров и аппарата управления организацией). Гл. задача топ-менеджера-стратегическое управление, обеспечение оптимальной системы взаимоотношений с внешней средой, а также формирование и поддержание функционирования целостной системы управления организацией; среднего уровня выполняют функцию, выступая в качестве исполнителя по отношению к менеджменту высшего уровня и руководителя – для низшего звена (начальники структурных подразделений, отделений и отделов организации, а также заместителей руководителей). Около 30% рабочего времени уходит на взаимодействие с внешней средой; низшего уровня – обеспечивают выполнение планов и решений среднего звена, несут прямую ответственность за работу исполнителей – работников организаций (руководители групп, бригадиры, мастера). Все их время посвящено работе с внутренней средой организации. 2.горизонтальное разделение труда предполагает специализацию по ключевым сферам деятельности организации, кот образуют функциональные подсистемы управления одного уровня в иерархии: маркетинг, научные исследования и разработки, производство, финансы, персонал и тд. В системе горизонтального разделения труда менеджеры не связаны между собой отношениями подчинения.

5.Основные тенденции в современном менеджменте.В настоящее время можно выделить следующие особенности современного менеджмента:1.бурное развитие культуры организации; 2.стратегическое управление и стратегическое планирование, использующиеся во все большем количестве управленческих ситуаций; 3.методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор; 4.формирование и развитие новых специальных видов менеджмента. 1. Культура организации является важным фактором прибыли и конкурентоспособности коммерческой организации. Очень часто она является составляющим фактором успеха, эффективности деятельности и выживаемости некоммерческой организации. Составляющие компоненты культуры организации: нормы, принципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, история организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. 2. Стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое употребление во все большем количестве управленческих ситуаций. Бизнес-планирование – олицетворение идей и методов стратегического планирования, доведенных в отдельных случаях до нормативно закрепленных процедур. В региональных, национальных и международных программах используются идеи и подходы теории стратегического планирования. Чаще всего это применяется в целевом управлении, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех заинтересованных лиц, процедуру оценки эффективности и результативности. 3. Распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации.Очень часто маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). А в деятельности многих некоммерческих организаций используются элементы бизнес-планирования. В целом, многие методы управления культурой организации, используемые в коммерческих организациях, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях. 4. Развитие специальных видов менеджмента. С 90-х годов XIX в. наблюдается тенденция развития следующих видов менеджмента: муниципального менеджмента, риск-менеджмента, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, инновационного менеджмента, реинжиниринга бизнеса, антикризисного управления и пр. Становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает разработку специфических для данного вида деятельности особых приемов, методов и технологий управления. Особенность: все специальные виды менеджмента носят прикладной характер, и их развитие опирается на обобщения практики управления в соответствующих специальных сферах.

6.Организация как объект управления. Значение создания организаций, их преимущества и недостатки. Организация– сознательное объединение людей, преследующих достижение общих целей. Неформальные организации функционируют без четко определенных целей, структур и правил. К ним относят институты семьи и дружбы, митинги, другие виды неформальных организаций между людьми. Формальные организации имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи. Таковыми являются все организации бизнеса, органы государственного и регионального управления, международные и общественные институты. Предпринимательская деятельность– самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли. Основной целью коммерческих организаций является извлечение из своей деятельности прибыли, которая затем распределяется между участниками. Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели извлечения прибыли и не могут распределять ее между участниками. Юридические лица могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов. Любая организация обладает определенной свободой выбора форм деятельности, однако она существует в окружении других организаций и общества, реализуя определенную миссию. Миссия– четко выраженная причина существования организации, или ее роль, востребованная внешним окружением. Организации присущи элементы: люди (сотрудники), задачи и управление. Как система, организация должна обеспечить взаимодействие между своими сотрудниками: статически – с помощью единой структуры организации; динамически – управлением процессами, которые происходят в организации. Организация является органической составляющей внешней среды: получая из нее все необходимые ресурсы и предлагая ей результаты преобразования ресурсов в виде продуктов или услуг, она участвует в развитии внешней среды. Организации могут рассматриваться как закрытые системы (исследуется только внутренняя среда) или как открытые системы, взаимодействующие с внешней средой.

7.Внутреняя и внешняя среда организации. Внутренняя среда организации– органичное сочетание таких составляющих, как технология, персонал, структура, внутриорганизационные процессы, организационная культура. Формированием внутренней среды и управлением занимается менеджмент организации. Технология включает в себя технические средства и технологические процессы. Персонал (кадры) составляет основу любой организации. Структура организации – состав и система взаимодействующих входящих в нее подсистем, выделяемых по критериям производственных и управленческих процессов. Внутренняя среда организации состоит из большого количества различных действий, объединенных в процессы и подпроцессы. Выделяют процессы: 1.общего характера, 2.функциональные. Внутриорганизационные процессы общего характера – это коммуникации, принятие решений и координация. Основные группы функциональных процессов: маркетинг, производство, финансы, работа с персоналом, обработка и анализ информации о работе организации. Состояние внутренней среды организации в сопоставлении с внешней средой менеджмент оценивает по 2 критериям: 1.сильным сторонам организации (высококвалифицированные работники, передовые технологии, защищенные патенты); 2.слабым сторонам организации (изношенное оборудование, устаревшие методы работы, отсталые технологии). Внешняя среда организации– совокупность переменных факторов, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. Внешняя среда прямого воздействия охватывает организации и людей, которые могут вступать в контакт с организацией, оказывая на нее воздействие в силу выполняемых ими задач (поставщики, потребители, конкурент, акционеры). Внешняя среда косвенного воздействия формируется из факторов и условий, прямо не влияющих на деятельность организации, но предопределяющих стратегически важные решения, принимаемые ее руководством (законодательство, политические, демографические, экономические, географические и климатические факторы и условия). Влияние факторов внешней среды на организацию оценивается ее менеджментом по критериям: 1.возможностям, использование которых положительно отразиться на деятельности организации; 2.угрозам, представляющим для нее опасность.

Наши рекомендации