Управление, менеджмент, предпринимательство соотношение понятий
Предпринимательская деятельность– самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли. Менеджмент– неотъемлемая составляющая организации, обеспечивающая ее функционирование тем, что формирует, мобилизует и приводит в действие потенциал организации для достижения ее целей и решения стоящих перед ней задач. Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. Управление включает три аспекта: - "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект); - "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект); - "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект). Слово «управление» - и менеджмент - синонимы. Предмет изучения явл-ся: 1-законы, принципы, методы построения и функционирование орг-ции, 2-законы и принципы, лежащие в основе управленческой д-сти, 3-д-сть руководящих работников по управлению орг-цией, 4-личностные требования, к-м должны удовлетворять руководитель, 5- отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.. Осн-е методы провед-я исследований: эксперимент; анкетирование, тестирование, интьервьюирование; изучение документации организации.
2.Субъект и объект управления, их взаимосвязь.Управление – целенаправленная деятельность человека. Управление - тип взаимодействия как минимум двух участников. Один из них – субъект управления, (управляющая система), другой – объект (управляемая подсистема). С à О - прямая связь, С ß О - обратная связь
Субъект управления – отдельные подразделения, совокупности подразделений, отдельные работники
Объект – работники, коллективы, товары, ресурсы, документы и т.д.
Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»
а) тождественные понятия;
б) близкие, но не равные понятия: управление возникло раньше, чем менеджмент; управление существует в любой экономической системе, а менеджмент присущ рыночной системе.
Таки образом, менеджмент – это особая функция управления социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской деятельности.
3.Понятие успешного управления. Составляющие успеха организации.В практике менеджмента успешным считается управление, при котором обеспечивается достижение целей организации. Однако понятие успеха организации требует конкретизации и пояснения. Во-первых, всякий успех может быть оценен через определенные результаты деятельности организации (её показатели, характеристики или состояния), которые отражают сущность этого успеха, в том числе по отношению к другим организациям. Решением такой проблемы может быть определение общих составляющих успеха организации в рассматриваемых условиях ее функционирования. Во-вторых, приведенное выше определение успешного управления (как достижение целей организации) необходимо дополнить основными подходами к решению главных проблем управления организацией, функционирующей в условиях изменений внешней среды, характерных для рыночной экономики. Основные составляющие успеха организации.В рыночной экономике успех деятельности организации определяют: выживание, результативность и эффективность деятельности, производительность и практическая реализация принимаемых решений. Выживаниехарактеризует возможность организации осуществлять свою производственно-сбытовую деятельность как можно дольше в условиях изменения внешней среды. Это особенно актуально и является первейшей задачей большинства отечественных предприятий при трансформации экономики. Чтобы обеспечивать хозяйственную деятельность и оставаться дееспособными в течение длительного времени большинству организаций приходится периодически менять свои цели, выбирая их в соответствии с изменяющимися потребностями и конъюнктурой рынка, а также с учётом изменения других факторов внешней среды. Практически все организации, созданные для бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг, постоянно ведут конкурентную борьбу за занятие или сохранение позиции на рынке, обеспечивающей им определенные блага для своего развития. Результативность и эффективностьопределяют условия, при которых организация сможет осуществлять свою деятельность на рынке в длительном периоде. В силу этого, чтобы иметь успех в течение длительного времени (чтобы выжить и достичь своих целей), деятельность организации должна быть результативной и эффективной. По мнению известного исследователя проблем управления Питера Друкера результативность является следствием того, что организацией «делаются правильные вещи». В этом случае эффективность является следствием того, что организацией «правильно создаются эти самые вещи». Это требует, чтобы организации постоянно производили товары (услуги), пользующиеся спросом покупателей, отдающих им предпочтение по сравнению с товарами (услугами) других производителей. При этом эффективность деятельности организации определяется издержками ресурсов и трудовыми затратами на удовлетворение конкретного спроса в соответствующих товарах и услугах. Чем меньше будут затраты на производство определенных товаров или услуг, тем эффективнее деятельность организации и тем больший успех (выгоду от выполненной работы) она будет иметь. Производительность.Приведённое общее представление об эффективности и результативности весьма абстрактно и не позволяет проводить сравнительную оценку организаций, а также определять конкретные негативные тенденции в работе каждой из них, хотя такое решение желательно получить менеджеру как можно раньше. Поиск количественной оценки эффективности деятельности организаций привел к показателю относительной эффективности, в качестве которого в менеджменте используется производительность. Производительность характеризует соотношение количества единиц продукции или услуг, полученных организацией на выходе, к количеству единиц на входе (израсходованных ресурсов организации). Чем более эффективна деятельность организации, тем выше её производительность. Ключевой составляющей производительности является качество производимой продукции или услуг. Производительность на всех уровнях организации является важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Больший объём продаж даёт более производительной организации больше возможностей для закупки ресурсов с целью расширения производства и последующего увеличения дохода (по сравнению с другим производителем, имеющим меньшую производительность). Вопросы оценки производительности как относительного показателя эффективности деятельности организации и управления ею рассматриваются в рамках курса менеджмента. Практическая реализациянепосредственно характеризует эффективность управления организацией. Целью управления является наиболее эффективное выполнение реальной работы реальными людьми. При этом само управление непосредственно реализуется как конкретное управленческое решение (совокупность решений). В свою очередь, успешным управленческим решением является такое решение, которое реализуется, то есть превращается в результативное действие по достижению целей организации.
4.Признаки и роли менеджера. Менеджеры-профессиональные управляющие, обеспечивающие выполнение миссии организации, достижения ее целей и решение задач посредством использования труда подчиненных им сотрудников. Роли: принятие управленческих решений (принимаемые решения влияют на рез-ты деятельности подчиненных ему людей и организации); информационная роль (состоит в том, что он собирает информацию о внутренней и внешней среде организации, распространяет ее в виде факторов и нормативных установок, и управляет знаниями); роль руководителя (менеджер формирует отношения внутри и вне организации, мотивируетработников для решения поставленных задач, координирует их усилия и выступает в качестве представителя организации). Разделение труда менеджеров: 1.вертикальное разделение: менеджеры высшего уровня – топ-менеджеры (ген. директор, члены совета директоров и аппарата управления организацией). Гл. задача топ-менеджера-стратегическое управление, обеспечение оптимальной системы взаимоотношений с внешней средой, а также формирование и поддержание функционирования целостной системы управления организацией; среднего уровня выполняют функцию, выступая в качестве исполнителя по отношению к менеджменту высшего уровня и руководителя – для низшего звена (начальники структурных подразделений, отделений и отделов организации, а также заместителей руководителей). Около 30% рабочего времени уходит на взаимодействие с внешней средой; низшего уровня – обеспечивают выполнение планов и решений среднего звена, несут прямую ответственность за работу исполнителей – работников организаций (руководители групп, бригадиры, мастера). Все их время посвящено работе с внутренней средой организации. 2.горизонтальное разделение труда предполагает специализацию по ключевым сферам деятельности организации, кот образуют функциональные подсистемы управления одного уровня в иерархии: маркетинг, научные исследования и разработки, производство, финансы, персонал и тд. В системе горизонтального разделения труда менеджеры не связаны между собой отношениями подчинения.
5.Основные тенденции в современном менеджменте.В настоящее время можно выделить следующие особенности современного менеджмента:1.бурное развитие культуры организации; 2.стратегическое управление и стратегическое планирование, использующиеся во все большем количестве управленческих ситуаций; 3.методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор; 4.формирование и развитие новых специальных видов менеджмента. 1. Культура организации является важным фактором прибыли и конкурентоспособности коммерческой организации. Очень часто она является составляющим фактором успеха, эффективности деятельности и выживаемости некоммерческой организации. Составляющие компоненты культуры организации: нормы, принципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, история организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. 2. Стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое употребление во все большем количестве управленческих ситуаций. Бизнес-планирование – олицетворение идей и методов стратегического планирования, доведенных в отдельных случаях до нормативно закрепленных процедур. В региональных, национальных и международных программах используются идеи и подходы теории стратегического планирования. Чаще всего это применяется в целевом управлении, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех заинтересованных лиц, процедуру оценки эффективности и результативности. 3. Распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации.Очень часто маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). А в деятельности многих некоммерческих организаций используются элементы бизнес-планирования. В целом, многие методы управления культурой организации, используемые в коммерческих организациях, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях. 4. Развитие специальных видов менеджмента. С 90-х годов XIX в. наблюдается тенденция развития следующих видов менеджмента: муниципального менеджмента, риск-менеджмента, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, инновационного менеджмента, реинжиниринга бизнеса, антикризисного управления и пр. Становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает разработку специфических для данного вида деятельности особых приемов, методов и технологий управления. Особенность: все специальные виды менеджмента носят прикладной характер, и их развитие опирается на обобщения практики управления в соответствующих специальных сферах.
6.Организация как объект управления. Значение создания организаций, их преимущества и недостатки. Организация– сознательное объединение людей, преследующих достижение общих целей. Неформальные организации функционируют без четко определенных целей, структур и правил. К ним относят институты семьи и дружбы, митинги, другие виды неформальных организаций между людьми. Формальные организации имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи. Таковыми являются все организации бизнеса, органы государственного и регионального управления, международные и общественные институты. Предпринимательская деятельность– самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли. Основной целью коммерческих организаций является извлечение из своей деятельности прибыли, которая затем распределяется между участниками. Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели извлечения прибыли и не могут распределять ее между участниками. Юридические лица могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов. Любая организация обладает определенной свободой выбора форм деятельности, однако она существует в окружении других организаций и общества, реализуя определенную миссию. Миссия– четко выраженная причина существования организации, или ее роль, востребованная внешним окружением. Организации присущи элементы: люди (сотрудники), задачи и управление. Как система, организация должна обеспечить взаимодействие между своими сотрудниками: статически – с помощью единой структуры организации; динамически – управлением процессами, которые происходят в организации. Организация является органической составляющей внешней среды: получая из нее все необходимые ресурсы и предлагая ей результаты преобразования ресурсов в виде продуктов или услуг, она участвует в развитии внешней среды. Организации могут рассматриваться как закрытые системы (исследуется только внутренняя среда) или как открытые системы, взаимодействующие с внешней средой.
7.Внутреняя и внешняя среда организации. Внутренняя среда организации– органичное сочетание таких составляющих, как технология, персонал, структура, внутриорганизационные процессы, организационная культура. Формированием внутренней среды и управлением занимается менеджмент организации. Технология включает в себя технические средства и технологические процессы. Персонал (кадры) составляет основу любой организации. Структура организации – состав и система взаимодействующих входящих в нее подсистем, выделяемых по критериям производственных и управленческих процессов. Внутренняя среда организации состоит из большого количества различных действий, объединенных в процессы и подпроцессы. Выделяют процессы: 1.общего характера, 2.функциональные. Внутриорганизационные процессы общего характера – это коммуникации, принятие решений и координация. Основные группы функциональных процессов: маркетинг, производство, финансы, работа с персоналом, обработка и анализ информации о работе организации. Состояние внутренней среды организации в сопоставлении с внешней средой менеджмент оценивает по 2 критериям: 1.сильным сторонам организации (высококвалифицированные работники, передовые технологии, защищенные патенты); 2.слабым сторонам организации (изношенное оборудование, устаревшие методы работы, отсталые технологии). Внешняя среда организации– совокупность переменных факторов, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. Внешняя среда прямого воздействия охватывает организации и людей, которые могут вступать в контакт с организацией, оказывая на нее воздействие в силу выполняемых ими задач (поставщики, потребители, конкурент, акционеры). Внешняя среда косвенного воздействия формируется из факторов и условий, прямо не влияющих на деятельность организации, но предопределяющих стратегически важные решения, принимаемые ее руководством (законодательство, политические, демографические, экономические, географические и климатические факторы и условия). Влияние факторов внешней среды на организацию оценивается ее менеджментом по критериям: 1.возможностям, использование которых положительно отразиться на деятельности организации; 2.угрозам, представляющим для нее опасность.