Формирование объекта и проблемы исследования
Описание подготовительной стадии начинается с формирования объекта и проблемы исследования. Объектом выступает любая организация, учреждение, акционерное общество, любое сообщество людей. Предметом исследования объекта являются те проблемы, которые по каким либо причинам возникли в изучаемой системе. Под проблемой следует понимать противоречивость связей, решений, которые требуют немедленного или долгосрочного разрешения. Проблема может решаться выбором задач. Задача отличается от проблемы тем, что в ней известен алгоритм решения, либо необходимо сделать адекватный выбор правильного алгоритма из всех доступных. Проблема не всегда равнозначна задаче. Она может нести в себе целый комплекс изменений, в том числе новых или неизвестных доселе.
Качество проблемы становится выше, если реализовать следующие четыре этапа ее «очистки»:
1) отделение реальных проблем от псевдо проблем;
2) селекция реальных проблем по критерию необходимости разрешения;
3) отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;
4) выбор проблем в соответствии с критерием возможностей разрешения.
В методологии исследования очень важным оказываются следующие принципы отбора проблем:
1) острота проблемы;
2) содержание проблемы;
3) наукоемкость проблемы;
4) трудоемкость решения проблемы, ресурс времени;
5) перспективы развития.
Постановка проблемы предполагает следующую группу действий:
1. Формулирование проблемы, состоящее из следующих операций:
a. определение центрального вопроса проблемы;
b. контрадикция – фиксация противоречия, которое стало основой проблемы;
c. фанчатизация – предположительное описание предполагаемого результата.
2. Построение проблемы, предусматривающее следующие операции:
a. стратификация – расщепление проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос;
b. композиция – группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему;
c. локализация – ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и отграничение известного от неизвестного в области избранного для изучения объекта;
d. вариантификация – поиск альтернатив для всех элементов проблемы.
3. Оценка проблемы, характеризующаяся следующими действиями:
a. кондификация – выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и пр.; инвентаризация – проверка наличных возможностей, позволяющих положительно реагировать на решение проблемы;
b. когнификация – выяснение степени проблемности, т. е. соотношения известного и неизвестного в информации, которую требуется использовать для решения пробле- мы; уподобление – нахождение среди уже решенных проблем, аналогичных решаемой; квалификация – возможность при числить проблему к определенному типу.
4. Обоснование, представляющее собой последовательность следующих процедур:
a. экспозиция – установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами;
b. актуализация – приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;
c. компроментация – выдвижение возражений против проблемы;
d. демонтарция – синтез результатов, полученных на двух предыдущих стадиях.
5. Обозначение, состоящее из следующих процедур:
a. Экспликация понятий, т. е. перекодировка – перевод проблемы на иной научный или обыденный язык;
b. интимизация понятий – необходимо для того, чтобы наиболее полно отразить сущность существующей проблемы. Для этого выбирается определенная вербальная особенность выражения проблемы и тех понятий, которые ее отображают. Если проблема понимается на уровне интуиции, то она подсознательно почти сформулирована. Остается только найти некий базис, который помог бы выявить эту проблему по существу. Это типичная управленческая ситуация. Здесь важнейшую роль играет накопленный опыт менеджера, который вправе заменить иерархию операций и провести грамотный анализ сложившейся ситуации.
Существуют три уровня постановки проблемы:
1) интуитивная форма постановки проблемы – в этом случае ограничиваются только постановкой центрального вопроса проблемы;
2) постановка проблемы в соответствии с указанными правилами, но без необходимости их полного соблюдения, хотя и при наличии процедурного списка;
3) сознательное использование всех процедур постановки проблем и входящих в них операций. Таким образом, сегодня исследование – одна из основных функций управления, обеспечивающая высокое качество управленческих решений, и средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.). Формула современного управления – «управлять, совершенствуя и совершенствуясь».
Приведенная выше формула требует от исследователя постоянного отслеживания ситуации, и ее экстраполяции в ближайшей и среднесрочной перспективах. Здесь следует сделать несколько выводов:
- отсутствие творчества является признаком не профессионализма,
- без исследования не может быть творчества,
- само исследование не будет полным и достаточным без освоение современных подходов, применение новейших методик и приемов,
Ранее, эффективным менеджерам, считался тот, кто лишь четко исполнял распоряжение вышестоящего руководства, либо нормативных документов. В современном управлении этого недостаточно. Сегодня нет простых решений в управлении исследованиями, усложняются сами условия управления. Все это происходит в кардинально-меняющемся окружении человека, включая экономику, политику и др. Большинство возникающих ситуаций проявляются стремительно быстро, неожиданно, практически не оставляя времени на раздумывание. Если в таких условиях грамотно не решить задачу менеджеру, то это может грозить глубоким кризисом или катастрофой той сферы, в которой он занимается. Сегодня огромное внимание уделяется не только экстраполяции, как математической характеристики функции управления, но и интуиции, предвидения исследователя.