Понятие теории редукционизма, как основа натуралистической философской теории, ее роль и место в организационном менеджменте

Натурализм — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения

Редукционизм — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). Другими словами, свойства системы являются следствием свойств элементов системы и их взаимодействий. Таким образом, суть редукции как метода познания и объяснения явлений и материальных образований более сложного уровня можно пред­ставить как результат закономерного усложнения более простых явлений и материальных образований. Такой взгляд особенно рас­пространен в физике, поэтому его иногда называют физическим редукционизмом.

Одним из примеров реализации принципов редукционизма в теории и практике организационного менеджмента является общепризнанная концепция процессного управления, а также ее более современные интерпретации в форме инжиниринга, реинжиниринга бизнес – процессов. Разложение процесса управления на самостоятельные действия: планирование –мотивация – организация – контроль; коммуникации и принятие решений, а также попытка изолированного их исследования являются инструментами этого подхода, приводящего порой руководителей к ошибочным решениям.

Комплексный подход, его сущность и место в теории О. и О.П.

Комплексный подходпредполагает при исследовании проблем организации и организационного поведения учитывать как внутреннюю, так и внешнюю среду организации, т.е. не только внутренние, но и внешние факторы – экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. К сожалению, многие из них в практике учитываются далеко не всегда. Например, нередко при проектировании новых организаций игнорируются социальные факторы. При внедрении новой техники не всегда принимаются во внимание показатели эргономики, что приводит к повышению утомляемости рабочих и в итоге – к снижению производительности, труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические аспекты, в частности, проблемы мотивации труда.

Считается, что при управлении организацией и организационным поведением, комплексному анализу должна быть подвергнута совокупность следующих внутриорганизационных аспектов управления:

 структурные факторы: делегирование полномочий; состав иерархических уровней управления; создание предпринимательских структур; проведение интеграционных структурных преобразований; состояние и разработка новых информационных технологий;

 факторы управления персоналом: система развития персонала; система стимулирования персонала, в том числе внутрифирменных предпринимательских отношений;

 производственно – технологические факторы: гибкость производственных процессов; синхронизация спроса и потребления; организация выпуска единичных изделий на конвейере; интеграция науки и производства и др.

Эти факторы должны анализироваться в комплексе с факторами внешней среды, особенно с учетом тенденций их изменений. Для исследования и проектирования функциональных связей управления организацией и организационным поведением, используется интеграционный подход.

Макро- и микросреда организации, их взаимосвязь. Факторы макро- и микросреды, влияющие на ОП.

Ни одна производственная система не функционирует в вакууме, ее окружает или она находится в сильно дифференцированной среде. Внешняя среда включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Буквально все, что можно назвать вне фирмы, может быть включено в это понятие потому, что все элементы среды могут оказывать на нее влияние. Среда никогда не бывает стабильна. И, конечно, каждая организация должна не только знать свою среду «обитания» и ее природу изменений, но и уметь реагировать на эти изменения: неудача в приспособлении к среде выльется в неудачный бизнес вообще.

Макросреда включает:

 социальную среду (тенденции в возрастной структуре населения, темпы рождаемости, изменения в стиле жизни);  правовую среду;  государственную и политическую среду;  технологическую среду;  экономическую среду (уровень занятости, инфляция, налоговые условия бизнеса, темпы экономического роста).

Внутренняя среда (микросреда фирм), в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируется как универсальная вне зависимости от формы организации фирмы и объединяет все функциональные среды внутри производственной системы.

Микросреда представлена соответствующими функциями управления:  кадровое обеспечение; материально – техническое обеспечение; товаропродвижение; учёт; исследования и др.

БИЛЕТ 12

Наши рекомендации