Проблемы совершенствования бизнес-процессов

Стремительные изменения, происходящие в экономике, разруша­ют привычно стабильную внешнюю среду организаций.

В новых условиях хозяйствования предприятия вынуждены по­стоянно приспосабливаться к быстро меняющимся правилам ведения бизнеса, для того чтобы удержать свои рыночные позиции и проти востоять стремительно возрастающей конкуренции. К числу новых правил успешного ведения бизнеса относится и постоянное совершен­ствование системы управления предприятием.

В силу жесткой конкуренции и динамичной внешней среды пред­приятия вынуждены постоянно совершенствовать свои бизнес-процес­сы. Рассмотрим основные способы улучшения бизнес процессов.

Автоматизация бизнес-процессов (business process automation, В РА) предполагает применение информационных технологий, для того чтобы сделать существующие бизнес-процессы более эффектив­ными. В ходе автоматизации бизнес-процессы обычно остаются неиз­менными, но сам поток работ, выполняемый ранее «вручную», час­тично или полностью переносится на компьютер.

Сокращение затрат (cost reduction) — метод, в ходе которого принято анализировать существующие процессы с целью обнаруже ния устранимых видов затрат, оставляя при этом неизменным тради­ционный способ выполнения бизнес процесса.

Непрерывное улучшение процессов (continuous process improve ment, CPI) предполагает долгосрочное и постепенное повышение эф­фективности бизнес-процессов. Подобный подход к совершенствова нию бизнес процессов широко распространен в Японии и других странах Тихоокеанского региона.

Следующие два метода совершенствования бизнес-процессов осно­ваны на предложении важности качества в широком смысле слова для успеха предприятия на рынке — улучшение качества (quality improvement, QI) и всеобщее управление качеством (total quality

Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента

management, TQM). И «улучшение качества», и «всеобщее управле­ние качеством» пытаются добиться качества через улучшение сущест вующих бизнес-процессов, продолжая традиции «непрерывного улуч­шения процессов».

Реинжиниринг бизнес процессов (business process reengineering, BPR) — новый подход к улучшению бизнес процессов, появившийся в начале 90-х годов. BPR изменяет сам способ выполнения биз­нес-процесса, делая его более эффективным. Одним из возможных следствий этого может стать сокращение затрат, другими возможны ми следствиями могут быть повышение производительности, улучше­ние качества, снижение количество ошибок, потерь или брака, сокра­щение численности занятого персонала, повышение уровня удовлет­воренности потребителей.

Информационные технологии (ИТ) предоставляют инструменты и играют четыре важнейших роли в проектах улучшения бизнес про­цессов.

/. ИТ как основа для построения новых процессов.

Информационные технологии делают возможными новые процес сы, помогают построить инновационные бизнес-процессы, которые нельзя построить иначе. Внедрение новейших информационных тех нологий позволяет упростить существующие бизнес-процессы, повы сить их эффективность либо заменить их принципиально новыми бизнес-процессами. Например, широкое распространение электронной почты кардинально изменило многие процессы в отделах снабжения, маркетинга и сбыта, сделав коммуникации с поставщиками и заказ­чиками более простыми и надежными. Одновременно с этим элект­ронная почта заняла важное место в процессах доставки информации и принятия решений, потеснив традиционную почту, факсимильную и даже телефонную связь.

2. ИТ как средство управления проектами.

Инструменты информационных технологий помогают содейство­вать управлению проектами совершенствования бизнес-процессов, анализировать существующие и определять новые процессы. Сущест вующие в этой области программные средства можно условно разде лить на две категории. К первой категории относятся программные средства, позволяющие управлять любыми проектами. К таким про дуктам относится, например, Microsoft Project. Базирующийся на принципах сетевого планирования и управления продукт позволяет детально планировать и управлять по ходу выполнения проекта все ми имеющимися в наличии задачами и ресурсами, позволяя не выйти за рамки намеченного срока и запланированного бюджета. Ко второй категории относятся такие специфические для проектов реинжини­ринга бизнес-процессов средства как система ReThink, позволяющие моделировать существующие бизнес-процессы предприятия, а затем на основе анализа модели «что если» рассматривать варианты воз можных бизнес-процессов и выбирать оптимальный вариант.

3. ИТ как средство электронных коммуникаций.

И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент

Информационные технологии сближают людей, связывая их элек­тронным способом и позволяя плодотворно работать, не видя друг друга. В настоящее время существует огромное количество широко распространенных коммуникационных технологий, среди которых ло­кальные вычислительные сети, удаленный доступ через модем, теле фонная, факсимильная, пейджерная, сотовая и спутниковая связь, и всемирная сеть Интернет, которая сама по себе представляет целый спектр мощных коммуникационных технологий. Одной из последних информационных технологий из палитры Интернет является компью­терная телефония, обеспечивающая практически такое же качество соединения, как и обычная телефонная связь.

4. ИТ как средство построения корпоративных информацион­ных систем (КИС).

Информационные технологии помогают связать воедино различ­ные направления бизнеса, объединяя их на основе единой корпора тивной информационной системы. Множество компаний производите­лей программного обеспечения, такие как SAP, IBM, BAAN, предла гают интегрированные программные решения в области КИС. На­пример, информационная система R/3 компании SAP содержит несколько десятков модулей, охватывающих практически все виды деятельности крупной корпорации. Такое комплексное применение новейших информационных технологий позволяет сделать огромный рывок в эффективности функционирования предприятия в целом.

Наши рекомендации